Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: правильный выбор и сочетание различных форм средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.
Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между нами, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......
3

ГЛАВА 1 Теоретические основы использования средств наглядности обучения в начальных классах.
1.1 Принцип использования средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов…………………………………......




5
1.2 Классификация наглядных средств обучения в начальном
естествознании…………………………………………………………………..

9

ГЛАВА 2 Понятие и сущность ИКТ

2.1 Использование ИКТ на уроках начального естествознания……………
2.2 Комплексное использование средств обучения………………………....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
24
32

35


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА..doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без них.

К статичной иллюстративной наглядных средств относятся  иллюстрации учебника. Сейчас при  цветном исполнении учебников, при  наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять  не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия.

Аналогичны функции  рисунков курса «Окружающий мир». В значительной мере они являются иллюстрациями к тексту (задачи, статьи), но определенная их часть, особенно в природоведении, представляет собой учебный материал, сопровождаемый практическими заданиями (составить по рисунку задачу, выполнить работу по определению сторон горизонта и т. д.).

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений и понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

Однако следует сказать, что не всегда школа по тем или  иным причинам может располагать  живыми растениями и животными. Поэтому  для учебных целей создаются  специальные натуральные наглядные  пособия в виде гербариев, коллекций, раздаточного природного материала, муляжей, макетов, препаратов и др.

Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся консервированию и препарированию для учебных целей (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т. д.). Препараты используются на уроках «Окружающего мира» в качестве демонстрационного при фронтальной работе, так и раздаточного материала для организации самостоятельной деятельности учащихся.

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком. В начальных классах используются коллекции полезных ископаемых, семян, почв и т. д. Коллекции используются, как правило, на уроках «Окружающего мира», при изучении соответствующих тем как источник знаний и при организации самостоятельной работы исследовательского характера. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. Наряду с ними в практике работы широко применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческом основе, из сборов учащихся.

Гербарии. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты природы — это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований растений к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения.

Разнообразие  натуральных средств обучения предполагает использование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем есть и общий подход в определении методики работы, который исходит из самой сущности средств обучения — это практическая деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры, запах и т. д. В этом случае в получении учебной информации задействованы различные органы чувств, что делает обучение более убедительным и достоверным.

Модели, макеты, муляжи – это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся.

Модель —  это объемное изображение предмета в уменьшенном виде. В начальном естествознании используются различные модели. Они бывают статичные, динамичные, разборные. На динамичных моделях можно показать принцип работы, движение. Например, движение Земли вокруг Солнца можно продемонстрировать с помощью теллурия, а модель шахты поможет познакомить детей с работой по добыче полезных ископаемых. Разборная модель дает возможность «увидеть» внутреннее содержание объекта, показать процесс его образования. В этом она несколько сходна с натуральными средствами. Например, модель «Образование оврага» поможет познакомить учащихся с процессом формирования этой формы рельефа. Путем наложения одной части модели на другую ученики моделируют процесс и при этом являются как бы его свидетелями. При изучении естествознания модели используются для иллюстрации рассказа учителя и для организации практической работы при закреплении знаний. Например, при знакомстве с глобусом учитель демонстрирует большой глобус (диаметром 45 см). На нем он показывает вращение Земли, полюсы, формы поверхности, материки и океаны, а маленькие глобусы (диаметром 15 см) используются для организации самостоятельной работы.

Муляжи — это трехмерные пособия, точно передающие форму, цвет, величину предметов природы. В качестве демонстрационных пособий на уроках «Окружающего мир» применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные модели и макеты. Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению ( рассказу) учителя. Однако требование жизни - готовить школьников к самостоятельному труду - привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные. В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика.

Раздаточные материалы, предназначенные для  индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся модели натуральных объектов, гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.) к урокам изобразительного искусства. Методика применения их раскрыта в соответствующих главах.

Плоскостные средства обучения. В начальной школе при изучении природы широко используются учебные картины, таблицы, карты.

Для всех учебных картин характерно изображение предметов и явлений в обобщенном виде. Это позволяет получить о них достоверную информацию, а также отделить существенное от второстепенного. В отдельных случаях обобщенность изображения позволяет заменить непосредственные наблюдения. Например, при рассматривании на учебной картине равнин и гор у ученика формируется обобщенный образ этих форм рельефа.

Учебными картинами  пользуются на всех этапах урока естествознания.

Задача учителя состоит  в том, чтобы, исходя из темы и цели урока, отобрать нужные учебные картины, определить их место на уроке, дидактическую нагрузка и методику работы с ними.

Учебные картины широко используются при повторении и закреплении 

материала. Приемы работы с ними могут быть различными: с  опорой на изображение учащиеся рассказывают пройденный материал, составляют план ответа на вопрос, проводят сравнение  изображенного на таблице со своими наблюдениями и т.д.

В учебных таблицах информация передается с помощью цифр, знаков,

 схем, рисунков, диаграмм, т.е. они обладают большей степенью  условности, чем картины. В зависимости  от способа изображения и подачи  учебной информации выделяют следующие виды таблиц:

  • иллюстративные, состоящие из ряда рисунков, сопровождаемых кратким пояснительным текстом;
  • инструктивные, в которых раскрывается последовательность выполнения практических действий;
  • графические, изображающие объект или явление в виде диаграмм, графиков и т.д.
  • циклические, показывающие циклы, действующие в природе;
  • смешанные, представляющие сочетание иллюстративного, графического и текстового материала;
  • цифровые, раскрывающие количественную и качественную сущность объектов, явлений.

Используют таблицы  на всех этапах процесса обучения, но преимущественно  при объяснении нового материала  и проверке знаний.

Географические  карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передается с помощью условных знаков и расцветок, то есть в абстрагированном логически завершенном виде. Это позволяет увидеть все имеющиеся на Земле объекты, оценить их взаиморасположение и положение в пространстве.

В начальном  естествознания применяются следующие  виды карт — физические карты своей местности, России, полушарий и карта природных зон России, планы местности, а также атлас «Мир и человек». . В современной методике карта рассматривается как «...триединое средство обучения: она служит объектом изучения, средством наглядности и источником знаний об изучаемых географических явлениях. Все три компонента географических знаний взаимосвязаны и взаимодействует друг с другом, ибо, не зная карты, невозможно использовать ее как средство наглядности и источник знаний». Таким образом, перед учителем начальных классов стоит сложная задача — научить детей понимать карту, читать ее, использовать для получения новых знаний.

По мнению профессора В. П. Буданова, читать карту - значит уметь видеть в сочетаниях символов местность такой, какой она есть на самом деле, оживлять карту, мысленно населяя ее живыми существами, и наполнять движением, свойственной изображенной на карте местности. Для формирования этого умения используются многочисленные и разнообразные методические приемы, например сопоставление условного знака и его изображения, привлечение впечатлений детей от наблюдений за соответствующими объектами природы, показ различных объектов на карте по заданию учителя и одноклассников, рассказ о них. Например, при знакомстве с условными цветами, обозначающими горы, учитель показывает таблицу «Горы» и их обозначение на шкале высот, после чего дети находят горы на карте.

Использование карты в качестве источника информации предполагает, что дети уже владеют определенными знаниями о карте. Поэтому она используется в основном при знакомстве с новыми видами карт и природой на разных широтах нашей Родины. Каждая карта дает сведения, соответствующие ее содержанию, а их обобщение позволяет получить общую картину. Например, характеризуя природу тундры, школьники по карте природных зон определяют ее местонахождение - на севере нашей страны, затем находят тундру на физической карте (границы зоны заранее отмечены учителем), определяют формы тундровой поверхности, а затем «переносят» их на карту природных зон. Прием «переноса» используется при знакомстве с другими природными компонентами тундры.

Другой пример. При знакомстве с картой полушарий  учитель предлагает сравнить масштаб физической карты России (в 1 см — 50 км) и масштаб карты полушарий (в 1 см - 220 км). Школьники устанавливают, что второй масштаб мельче, поэтому на карте полушарий показан весь земной шар, а на физической карте России — только наша страна. Сравнение условных знаков и содержания карт позволяет детям сделать вывод о том, что условные знаки одинаковые, но территория изображена разная. На физической карте России передается поверхность нашей страны, а на карте полушарий — поверхность мира. Значительное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив, транспаранты к кодоскопу) имеет свою специфику.     

Учебные кинофильмы и  кинофрагменты. Учебные фильмы для  начальных классов рассчитаны на время демонстрации от 10 мин (одна часть) до 20 мин (две части).

В связи с широким  внедрением в учебный процесс кинофрагментов существенно изменились функции учебных фильмов. Они служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для построения беседы и рассказа учителя.

Учебный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, дидактического назначения. Готовясь к уроку с использованием учебного кинофильма, учитель обязательно просматривает его и знакомится с монтажным листом, что позволяет продумать цель и место данного средства обучения в уроке, вопросы и задания по фильму к учащимся. Перед любым просмотром необходимо сформулировать учащимся цели демонстрации, дать вопросы, задания, что делает восприятие фильма целенаправленным. Их количество в начальных классах должно быть невелико, чтобы учащиеся смогли удержать их в памяти. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой учащихся.

Информация о работе Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе