Система воспитательной работы руководителя творческого коллектива по реализации задач экологического воспитания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обоснование особенностей основных компонентов системы воспитательной работы по реализации задач экологического воспитания.
Задачи исследования:
1. Теоретическое исследование современного состояния научно-экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Изучение технологии экологического образования и воспитания младших школьников.
3. Изучение системы воспитательной работы Болгарской средней общеобразовательной школы № 2 по реализации задач экологического воспитания младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………
Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания младших школьников…………………………………
1.1. Сущность и содержание экологического воспитания младших школьников…………………………………………..
1.2. Формы и методы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………
Выводы…………………………………………………………..
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса экологического воспитания младших школьников в условиях современной начальной школы………………………………………
2.1. Обобщение опыта работы учителей Болгарской общеобразовательной школы № 2 по экологическому воспитанию младших школьников…………………………………………..
Выводы…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………
Литература……………………………………………………….
Приложение……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

rabota.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и культуры РТ

Елабужское училище  культуры и искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Система воспитательной работы руководителя творческого коллектива

 по реализации задач экологического воспитания младшего школьника.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Выполнил:

                                                                                        Лапшина Ж.В.

       3 курс группа 34

 

                                                                    Руководитель:

                                                                                         Саркарова Ф.М.                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Елабуга -  2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………

3

Глава 1.  Научно-теоретические  основы экологического воспитания младших школьников…………………………………

1.1. Сущность  и содержание экологического  воспитания младших школьников…………………………………………..

1.2. Формы и методы экологического воспитания младших школьников……………………………………………………

 

8

 

8

 

20

Выводы…………………………………………………………..

28

Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса экологического воспитания младших школьников в условиях современной начальной школы………………………………………

2.1. Обобщение  опыта работы учителей Болгарской  общеобразовательной школы № 2 по экологическому воспитанию младших школьников…………………………………………..

 

 

29

 

 

29

Выводы…………………………………………………………..

42

Заключение……………………………………………………

43

Литература……………………………………………………….

44

Приложение……………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

История человечества неразрывно связана  с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Поэтому, за последние десятилетия интенсивное развитие экологического воспитания становится актуальной задачей всех цивилизованных стран. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Как прекрасен этот мир! Так хочется сохранить этот прекрасный мир для будущего поколения. На сегодня все чаще слышны тревожные напоминания о том, что поколению третьего тысячелетия, возможно, не придется любоваться этой красотой, так как предками сделано многое для того, чтобы загрязнить воздух и воду, сократить лесные ресурсы, накопить радиоактивные отходы. Сохранение достижений цивилизации перед лицом экологических проблем – задача, которую придется выполнять нам всем.

Общеобразовательная школа  призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Успех экологического воспитания зависит от первого этапа обучения начальной школы. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нем. Это относится и к экологическим связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей  логического мышления, памяти, воображения, речи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.

Изучение существующих в окружающем мире связей служит одним  из основных звеньев формирования экологической  культуры школьников, необходимым условием ответственного отношения к природе.

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе  складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности  обучения. Наши дети большую часть  жизни проводят на улице. Дети этого возраста не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, уничтожают зеленую растительность, большое количество раннецветущих растений, забирают домой птенцов. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.

Таким образом, глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического воспитания, призванного реализовать идеи становящегося ныне эколого-информационного общества. Современная экология – это комплексная наука, изучающая не только связи организмов со средой обитания, но и все виды взаимодействий человека – общества – природы. Поэтому экологическое воспитание с его направленностью на формирование ответственного отношения к окружающей социоприродной среде должно явиться стержнем и одной из основных задач воспитательного процесса в школе. Спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской ответственности за судьбу своего общего долга – планеты Земля. Поскольку ответственное отношение – сложное комплексное образование, сформулировать его невозможно без обновления всей образовательно-воспитательной работы в школе.

Объект исследования – процесс экологического воспитания младшего школьника.

Предмет исследования – система воспитательной работы руководителя творческого коллектива по реализации задач экологического воспитания младшего школьника.

Проблема исследования – какой должна быть система воспитательной работы руководителя творческого коллектива, которая позволит на практике реализовать задачи экологического воспитания младших школьников.

Цель исследования – обоснование особенностей основных компонентов системы воспитательной работы по реализации задач экологического воспитания.

Гипотеза исследования – эффективность реализации задач экологического воспитания младших школьников зависит от:

1. Связи и взаимообусловленности  всех компонентов системы воспитательной работы руководителя творческого коллектива.

2. Учета основных принципов современного  экологического воспитания при отборе содержания.

3. Использования таких форм и методов воспитательной работы с младшими школьниками, которые предполагают организацию активной деятельности младших школьников по охране окружающей среды.

Задачи исследования:

1. Теоретическое исследование современного  состояния научно-экологического образования и воспитания младших школьников.

2. Изучение технологии  экологического образования и  воспитания младших школьников.

3. Изучение системы воспитательной работы Болгарской средней общеобразовательной школы № 2 по реализации задач экологического воспитания младших школьников.

Методы исследования: изучение литературы, изучение и обобщение передового опыта.

Определив категориальный аппарат курсовой работы, покажем ее структуру.

Во введении дается общая  характеристика объекта, предмета исследования, обосновывается актуальность данной темы, определяются цели и задачи исследования.

В первой главе освещаются научно- теоретические основы избранной  темы исследования; раскрываются цели и задачи, содержание, а также  формы и методы экологического воспитания младших школьников.

Во второй главе описывается  система воспитательной работы Болгарской средней общеобразовательной школы № 2 по экологическому воспитанию младших школьников.

В заключении курсовой работы формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенного исследования, предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования.

В приложении представлены урок- конференция "Будь природе другом", игра-путешествие "Урок в осеннем лесу", внеклассное занятие "Мир вокруг нас", план кружка "Юный друг природы".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания

в начальной  школе.

 

1.1. Сущность и содержание экологического воспитания младших

школьников.

 

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению – формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл такой  работы – конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами ее становятся все источники жизнедеятельности человека – земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. Экологическое  поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной  деятельности.

Таким образом, определяя  сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых: особенности этого процесса:

  1. ступенчатый характер:

а) формирование экологических  представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений  в необходимости экологической  деятельности;

г) выработка навыков  и привычек проведения в природе;

д) преодоление в характере  учащихся потребительского отношения  к природе;

  1. длительность;
  2. сложность;
  3. скачкообразность;
  4. активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который  включает в себя:

  1. развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих  (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой  воли;

5) формирование значимых  целей экологической деятельности.

Всемирный союз охраны природы  разработал важнейший международный документ – стратегию устойчивого развития человечества и природы Земли. Одно из главных условий устойчивого развития цивилизации – это всеобщая экологическая грамотность. Законы экологии – научная основа природопользования, поэтому их знание обеспечит гармонизацию отношений общества и природы.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению  к человеку среда – она включает в себя человека.

Отношение к природе  тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение  к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

В связи с этим экологическое  воспитание как «непрерывный процесс  обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы  научных и практических знаний и  умений, ценностных ориентаций, поведения  и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью» становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики (23, с.15).

Информация о работе Система воспитательной работы руководителя творческого коллектива по реализации задач экологического воспитания младшего школьника