Система воспитательной работы руководителя творческого коллектива по реализации задач экологического воспитания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обоснование особенностей основных компонентов системы воспитательной работы по реализации задач экологического воспитания.
Задачи исследования:
1. Теоретическое исследование современного состояния научно-экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Изучение технологии экологического образования и воспитания младших школьников.
3. Изучение системы воспитательной работы Болгарской средней общеобразовательной школы № 2 по реализации задач экологического воспитания младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………
Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания младших школьников…………………………………
1.1. Сущность и содержание экологического воспитания младших школьников…………………………………………..
1.2. Формы и методы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………
Выводы…………………………………………………………..
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса экологического воспитания младших школьников в условиях современной начальной школы………………………………………
2.1. Обобщение опыта работы учителей Болгарской общеобразовательной школы № 2 по экологическому воспитанию младших школьников…………………………………………..
Выводы…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………
Литература……………………………………………………….
Приложение……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

rabota.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

К отбору и разработке учебных заданий  по экологии требуется подходить с определенной долей строгости: они должны гармонично сочетать элементы занимательности и познавательную ценность, заключенную в их содержании.

Задания по экологии помогают управлять  деятельностью младших школьников по изучению и охране природной и  социоприродной среды. Основная их функция – развитие интереса детей к природе, к людям, к их поступкам и поведению, к изучению и осмыслению связей между ними.

Практика показывает, что задания  по экологии можно использовать не только как способ руководства познавательной деятельностью учащихся, но и как диагностическое средство, позволяющее достаточно быстро и эффективно увидеть результаты своей работы.

Зеленая лечебница.

Я ногу поцарапал,

Когда бежал к друзьям,

Но я совсем не плакал,

Я вылечился сам.

На ранку - травки листик, а потом

Я ногу осторожно перевязал бинтом

Скакать по кочкам можно и

бегать у ракит,

Спасибо, лекарь добрый, - мой

доктор Айболит.

Задание 1.  Какое из растений помогло мальчику вылечить пораненную ногу?

Задание 2. Собери листья этого растения (собирать их можно в течение всего лета), высуши их в тени и положи в картонную коробку для домашней аптеки.

С целью приобретения новых знаний, закрепления теоретических понятий используются дедактические игры. Игры разные: «Бывает или нет?», «Ищем эрудита», «Угадай по описанию», «Почему меня так назвали?».

С младшими школьниками была проведена  сюжетно-ролевая игра «Команда спасателей». Цель ее – выручить из беды представителей животного и растительного мира, научиться оказывать «неотложную помощь» лесным обитателям. Намечаем с детьми маршруты, по которым пойдет спасательная команда. Первыми отправляются разведчики, чтобы выяснить, какое снаряжение потребуется. Спасатели работают в лесу, на школьной территории, в школе. Практическая часть игры дополнена тренировочной – занятиями физкультурой, спортом. Ну что же это за спасатель, если он не сможет перепрыгнуть через ручей, медленно бегает. Кроме того, спасатель должен знать, в каких случаях какая помощь требуется, и уметь ее оказывать. Поэтому ребятам приходится много читать, задавать друг другу хитрые вопросы.

Игра является одним из важнейших  источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию.

Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины их вызывающие. Отсюда возникает много вопросов «Почему?».

Ответить на эти вопросы помогает клуб «Почемучек», который существует в школе. Задача клуба – развивать любознательность. К каждому заседанию учащиеся получают задания, которые выполняют индивидуально и коллективно. Задания самые разнообразные: ответить на вопросы по заданной теме, сочинить сказку, стихотворение, отгадать, найти, узнать, нарисовать, сделать, выучить, подготовить интересное сообщение. Ребята все время в поиске, в творческой работе. В подготовке к заседаниям клуба большую помощь оказывает детская библиотека. Родители тоже увлечены работой клуба. В IV классе родители создают команду, которая соревнуется вместе с детьми. Заседания клуба проходят 1 раз в четверть, в форме игры-путешествия, например: «В некотором царстве, подводном государстве», «В гости к грибу – грибовичу», «Зеленая аптека», а также в форме устных журналов «Хочу все знать».

В школе проходят утренники: «Охранять  природу – значит охранять Родину», «Золотая осень», «Берегите хлеб», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Интересно прошло внеклассное занятие «Витамины – человек – здоровье». На доске: грустный вид человека, вокруг него черные квадратики, изображающие микробов. После небольшой беседы входят семиклассники в масках – капуста, морковь, картофель, лук, свекла, огурец и салат. Они загадывают загадки и рассказывают о том, какие витамины содержатся в этих овощах, какую роль играют витамины в жизни человека, к чему приведет нехватка их.

С учениками третьих классов  было проведено занятие на экологическую тему «Мир вокруг нас» (см. Приложение 3). Особенно эффективно это занятие для детей, изучающих традиционный курс природоведения.

В школе проходят и массовые формы  работы по экологическому воспитанию.

Большую помощь в более глубоком изучении природы оказывает Неделя природоведения и экологии. Цель этой недели – углубление знаний школьников о природе, воспитание бережного отношения и любви к родной природе. Создаются благоприятные условия для формирования у детей таких положительных качеств личности, как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного.

Неделя природоведения и экологии проводится в школе обычно в начале апреля. Принимают участие в ней все начальные классы. Каждый класс готовит утренник, принимает участие в викторинах, выпускает стенную газету. Проводится неделя природоведения и экологии по плану.

Понедельник.

Открытие Недели.

Беседа «Экология и мы».

Утренник «Полюбуйся, весна наступает!»

(готовят утренник ученики вторых классов).

Вторник.

Конкурс рисунков «Берегите природу».

Праздник «Птицы – наши друзья». (участвуют ученики 3-х 

классов).

Среда.

Конкурс – концерт «Птичий базар». В концерте представлены по

два номера художественной самодеятельности, связанных с

жизнью птиц.

Трудовой десант «Красота вокруг нас».

 

Четверг.

Викторина «Природа и мы». В викторине  принимают участие

учащиеся 1-2 классов.

Ученики 3 и 4 классов проводят КВН.

Пятница.

Устный журнал «Охранять природу  – значит любить свою

«Родину». (Проводят ученики 4 класса).

Конкурс газет «Знай, люби, береги».

Суббота.

Закрытие недели. Подведение итогов, награждение активных

участников Недели природоведения и экологии.

Младшие школьники выходят на уборку выбранной заранее территории. Это подарок ребят своей планете. Такая уборка должна оказаться приятной неожиданностью для людей, которые пройдут по этому участку. Обязательно после нее должны быть неожиданный визит в класс кого-либо из представителей общественности, «разгадавшего» тайну чистоты, с благодарностью.

У каждой параллели есть своя клумба. Дети, вместе с учителями сажают цветы, поливают, ухаживают за ними. Осенью сами собирают семена.

Зимой начинает свою работу «птичья  столовая». Ученики каждого класса продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки для каких птиц смастерить. На уроках трудового обучения и дома изготавливают кормушки, накапливают корм. Открытие «птичьей столовой»  всегда проводится торжественно. В течение зимы дети поочередно ведут наблюдение за «столовой». Особая радость возникает у детей, когда они замечают, что птицы привыкли к «столовой» и радуются, когда мы приходим к ним.

Каждый год в конце учебного года организуется поход в лес. Дети, выйдя из стен школы мало интересуются окружающей природой, бегают, отвлекаются во время беседы. Так появилась мысль включить детей в игру лесных жителей. Каждый выход в природу становится для детей открытием ее бесчисленных тайн и загадок. Дети узнают, что лесные растения могут заменить при необходимости обычную пищу. Стебель и корневища лопуха могут заменить картофель, листья смородины – чай. Дети состязаются в составлении лесного меню, узнают растения, которые так или иначе могут пригодиться в жизни лесных робинзонов. Так у них появляется потребность вести себя в лесу тихо, различать красоту в невзрачной травке.

В школе проводятся занятия  кружка «Юный друг природы».Задача кружковой работы по экологическому воспитанию – расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности (ко всему в природе и о природе, к охране природной среды).

Программа работы кружка (см. Приложение 4) строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

С целью знакомства учащихся с краеведческими объектами была отработана система эколого-краеведческих экскурсий.

Тематика занятий определялась сезоном года. Каждое занятие включало работу по формированию новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений, игровые и занимательные моменты. На занятиях вводила элементы исследовательской работы, самостоятельных наблюдений.

Занятия кружка проводится систематически 2 раза в месяц. Каждое занятие состоит из 2-х частей; первая имеет целью формирование у детей новых природоохранных и нравственных понятий, воспитание соответствующих чувств. Вторая носит элемент занимательности, повышая активность ребенка. Это конкурсы, викторины, мини-спектакли, загадки, рисование по теме.

План проведения занятия «Мы  – друзья птиц».

  1. Просмотр фрагментов диафильма «Зимующие птицы».

2) Рассказ об особенностях кормов  для зимующих птиц с демонстрацией их образцов. Беседа по рассказу Н. Сладкова «Жалейкин и птенчик».

3) Вести из леса (принесла сорока6 птицы обижаются на ребят за  неправильно приготовленные корма).

4) Знакомство с различными видами  птичьих кормушек по таблицам  и готовым образцам. Игра «Покормите  птиц зимой».

5) Изготовление детьми простейшей  картонной кормушки с бортиками.

6) Загадки о зиме и животных  зимой.

7) Народные приметы о зиме.

8) Задание на дом: изготовить  любую кормушку, повесить ее около  дома и вести регулярную подкормку птиц.

Основу кружковых занятий составляют беседы, т.к. в них происходит комплексное формирование природоохранных, нравственных знаний младших школьников, формируются в единстве такие компоненты базовой культуры личности, как мировоззренческий, нравственный, экологический, эстетический.

Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей  предусматривается смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм и методов работы. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять используются экологические сказки. «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она навязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она универсальный учитель.

Существует много книг по экологическому воспитанию сказкой. Для экологического воспитания очень хороши многие сказки Бориса Заходера, Виталия Бианки и  некоторые русские народные сказки, которые использовала в своей работе.

Ребята принимают активное участие  в охране окружающей среды. В предновогодние дни ребята узнают, что не стоит рубить ради нескольких праздничных дней елки. Все вместе думают над тем, как сохранить ели. В эти дни проводятся в классах конкурс на оригинальную замену живой ели.

Понимать красоту природы, ощущать  радость от общения с ней, беречь и охранять ее учат походы. Во время  походов дети собирают корм для зимующих птиц. В один из походов дети провели трудовой десант по очистке леса. Это стало традицией. В каждом походе разведчики находят трудовое дело (уборка мусора, охрана муравейников, подкормка зимующих птиц).

Во время похода дети увидели  молодые посадки елочек. После  беседы с лесником дети еще раз  убедились в том, как трудно сберечь  и вырастить дерево. Это побудило ребят еще активней участвовать в сборе макулатуры, чтобы сохранить как можно больше деревьев от вырубки.

В результате проводимых работ ученики  активно пропагандируют бережное отношение к окружающей природе.

        Таким образом внеклассная экологическая работа с младшими школьниками занимает важное место в системе экологического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ.

 

Успех экологического воспитания зависит  от целенаправленной и хорошо организованной работы по реализации задач экологического воспитания младших школьников, учета основных принципов современного экологического воспитания при отборе содержания, вовлечение детей в активную деятельность по охране окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исходя из темы можно сделать следующие выводы:

1) Проблема экологического воспитания  существует и будет существовать на протяжении развития общества. В наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.

2) Теоретическая основа экологического  воспитания основывается на решении  задач в их единстве: обучения  и воспитания, развития. Критерием  сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные  методы воспитания, руководитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

3) Как известно, воспитание тесно  связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

4) Существуют основные правила  поведения в природе, которые  могут усвоить учащиеся начальных  классах. Нельзя навязывать детям  эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.

5) Успех экологического воспитания  зависит от целенаправленной  и хорошо организованной работы руководителя по реализации задач экологического воспитания младших школьников, учета основных принципов современного экологического воспитания при отборе содержания, вовлечение детей в активную деятельность по охране окружающей среды. 

6) Нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе. Поэтому формирование экологического поведения мы будем разрабатывать в дальнейшем.

Информация о работе Система воспитательной работы руководителя творческого коллектива по реализации задач экологического воспитания младшего школьника