Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования – обоснование особенностей основных компонентов системы воспитательной работы по реализации задач экологического воспитания.
Задачи исследования:
1. Теоретическое исследование современного состояния научно-экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Изучение технологии экологического образования и воспитания младших школьников.
3. Изучение системы воспитательной работы Болгарской средней общеобразовательной школы № 2 по реализации задач экологического воспитания младших школьников.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания младших школьников…………………………………
1.1. Сущность и содержание экологического воспитания младших школьников…………………………………………..
1.2. Формы и методы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………
Выводы…………………………………………………………..
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса экологического воспитания младших школьников в условиях современной начальной школы………………………………………
2.1. Обобщение опыта работы учителей Болгарской общеобразовательной школы № 2 по экологическому воспитанию младших школьников…………………………………………..
Выводы…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………
Литература……………………………………………………….
Приложение……………………………………………………..
Педагоги-ученые (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологического воспитания является становление экологической культуры личности.
Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом:
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.
В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе.
Они понимали, что разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле.
Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения, воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней.
Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных принципах, на уважение к человеку как носителю народной мудрости. Народная мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а также в праздниках и обрядах, обычаях и играх. К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во многом утрачена. Поэтому возрождение народных традиций сегодня – важная и благородная задача педагогической науки и практики.
Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом является начальная школа. Конкретная цель экологического воспитания младших школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически – деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть грамотой (методами) изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям.
В целевой установке экологического воспитания отмечена и такая специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры.
Следовательно, стратегическая цель экологического воспитания в начальной школе предполагает планируемый результат; идеал – модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:
- обучение – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
- развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сфере эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.
Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех экологического воспитания во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограниченных возрастных возможностях познавательной деятельности младших школьников, что создает основы для изменения и обновления всех компонентов начального экономического образования. Главный вопрос такого обновления – определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям учащихся младших классов.
Поскольку экологическое воспитание можно рассматривать как новое приоритетное направление педагогической теории и практики, то и его содержание сегодня – на стадии становления, пересмотра объекта изучения, определения методических подходов.
Определив основные задачи экологического воспитания младших школьников, нужно подумать, на каких общих основаниях, принципах должно строиться его содержание. Они во многом определяют эффективность обучения, воспитания и развития школьников в духе экологической ответственности.
Современные подходы к содержанию воспитания в области окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человечества и биосферы. При этом очень важны такие исходные положения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия, междисциплинарность и интеграция содержания.
Принцип гуманизации исходит из права каждого гражданина, жителя планеты Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (22, ст.29), из особенностей психического развития младшего школьника. Социальное назначение детства – адаптация ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он становится воспитуемым. Именно поэтому начальная школа должна стать школой радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений. Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.
Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия позволяет обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к окружающей среде и к своему здоровью.
Принцип междисциплинарности предполагает согласование различных аспектов взаимоотношений с окружающей средой, причем его надо понимать не как механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержание школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического воспитания.
Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи (Концепция общего среднего экологического образования, 1994). Этот принцип содействует формированию научно-познавательных отношений, становлению ценностно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни.
Это станет возможным при умелой интеграции различных компонентов содержания, призванного обеспечить становление экологически грамотной позиции младшего школьника.
Педагогическая эффективность данных подходов к содержанию будет успешной только при строгом соответствии экологического воспитания психическому процессу, законам развития детского организма, т.е. при опоре на принцип природосообразности. Он предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически благоприятной для него среде жизни.
В содержании школьного экологического воспитания многих развитых стран нашла отражение концептуальная модель «Земля – космический корабль. В материалах Всемирной стратегии охраны природы говорится, что Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Антуан де Сент-Экзюпери напоминает людям Земли: «Мы все… на одной и той же планете – мы экипаж одного корабля».
Образ общего земного дома – дома всего человечества, всех живых существ поможет ребенку понять свое место в мире природы, свое назначение и обязанности по отношению к другим людям и всем обитателям Земли. Жить в общем доме – означает неразрывную связь человека с природным окружением, хрупким и уязвимым, заботу о его нуждах и сохранности.
Известно множество примеров разрушения живой природы Земли в результате мощного наступления техники. И главным виновником резкого ухудшения экологической обстановки в нашем земном доме является человек.
Именно человек – единственный вид в биосфере, сумевший в исторически короткое время негативно повлиять на судьбу природы. По существу, все экологические проблемы возникли потому, что люди не соотносили своих действий с возможностями природной среды. В результате такого хозяйствования в нашем общем доме создалась обстановка, в которой стало опасно жить, дышать, пить воду, питаться. Каждый человек должен задуматься над этими проблемами и со всей ответственностью наладить хозяйство в своем доме – Земля.
Каждый человек с самого раннего детства должен привыкать к мысли, что труд, поведение, любое действие в природе могут принести не только пользу, но и вред. Об этом необходимо говорить детям при анализе любого конкретного проступка и поступка: разоренное гнездо, подобранный птенец, подкормка птиц и т.п.
Как разобраться в этом обилии новых подходов и идей? Здесь уместно воспользоваться концептуальными положениями педагогов-экологов России, в основе которых лежит взаимосвязь четырех основных компонентов: научно-познавательного, ценностного, нормативного и практически-деятельностного.
Научно-познавательный компонент. Развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды может быть представлен характеристикой свойств предметов и явлений, их многообразия, связей между ними. Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, который способствует формированию отношений детей к природно-социальному окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознание природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды.
Ценностный компонент содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего времени в практике воспитания младших школьников нередко преобладала утилитарно-практическая позиция, что обедняло отношение детей к окружающему, осложняло развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания.
Ценностный компонент является ведущим в содержании воспитания вообще, а экологического воспитания в особенности. Для сохранения жизни на нашей планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. Поэтому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей:
жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;
человек как компонент сложной системы, которую изучает экология;
универсальные ценности природы;
ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.
Нормативный аспект содержания направлен на освоение экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и органично включает ответственность человека за состояние окружающей среды. Знания и ценностные ориентации – важнейшие регуляторы поведения и деятельности человека в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между людьми, к природным объектам, своему здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание этому аспекту.
Практически - деятельностный аспект играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность – это результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время сама деятельность формирует отношения человека с окружающим миром. Опыт творчески работающих учителей показывает, что, несмотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях и малой вовлеченности младших школьников в природоохранительную деятельность, объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего микрорайона значительно шире. Это уборка квартиры, школьного помещения, самообслуживание, уход за домашними животными (кошками, собаками и т.д.), забота о младших братьях и сестрах, помощь престарелым родственникам, выращивание комнатных растений, практическая деятельность в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив и др.). Детей младшего школьного возраста надо учить, что и как делать. Например, как правильно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, объяснить правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.