Система воспитательной работы руководителя творческого коллектива по реализации задач экологического воспитания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обоснование особенностей основных компонентов системы воспитательной работы по реализации задач экологического воспитания.
Задачи исследования:
1. Теоретическое исследование современного состояния научно-экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Изучение технологии экологического образования и воспитания младших школьников.
3. Изучение системы воспитательной работы Болгарской средней общеобразовательной школы № 2 по реализации задач экологического воспитания младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………
Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания младших школьников…………………………………
1.1. Сущность и содержание экологического воспитания младших школьников…………………………………………..
1.2. Формы и методы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………
Выводы…………………………………………………………..
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса экологического воспитания младших школьников в условиях современной начальной школы………………………………………
2.1. Обобщение опыта работы учителей Болгарской общеобразовательной школы № 2 по экологическому воспитанию младших школьников…………………………………………..
Выводы…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………
Литература……………………………………………………….
Приложение……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

rabota.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Перед началом экскурсии  учитель проводит короткую вводную  беседу, подробный инструктаж. Формирует  проблему, выясняет, что интересует детей, объявляет тему экскурсии.

Заключительный этап экскурсии в зеленой лаборатории под голубым небом состоит в обобщении результатов.

Среди содержательных и  организационных мер экологического воспитания младших школьников особое место занимает беседа. Воспитание, по убеждению В.А. Сухомлинского, это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

Воспитывать чувства, отношения  – это значит словом и делом  вызывать у детей соответствующую реакцию, намеренно создавая определенную ситуацию или используя естественную обстановку. Именно участие в беседе, индивидуальной или коллективной, дает ребенку возможность понять целесообразность выбора того или иного образца поведения, мотивы своего или чужого поступка.

Ситуаций нравственного  выбора в жизни детей множество, и во время беседы они должны разобраться, что экологически целесообразно, а  что нет, что нравственно, гуманно, а что безнравственно и жестоко. Беседуя с детьми учителю нужно быть предельно деликатным и тактичным, чтобы не ранить хрупкую душу ребенка, не вызвать гнев и преследование товарищей.

Понимание природы должно рождаться как чувство, которое  можно развить и воспитать, если с малых лет обучать ребенка  эстетическому восприятию и видению окружающего мира. Эстетическое познание предполагает возможность учиться и учить красоте. Эстетическое чувство природы важно развивать и формировать, когда складывается духовный мир растущего человека, т.е. в младшем школьном возрасте.

Показателен следующий пример. В Японии детей от 5 до 16 лет во время каникул возят по стране и неторопливо показывают ее пейзажи, горы, долины, реки, водопады, древнюю архитектуру и современные города. Детские души наполняются  глубокими эмоционально эстетическими и познавательно-интеллектуальными переживаниями, у них формируются первые понятия о природной красоте, ее многообразии, о красоте, созданной руками человека. Всему миру известна высокая эстетическая культура японского народа, его образцовое умение беречь и создавать красоту родной земли, благоустраивать ее. Этот пример показывает – все берет свое начало в эстетическом развитии детей. Пренебрежение эстетическим воспитанием приводит к тому, что из школы выходят люди, эмоционально глухие и черствые, ущербные в социальном плане, не ценящие гармонию и красоту окружающего мира, ведь чувство прекрасного – величайший регулятор отношений человека к природе и обществу.

Природы является первоосновой всякой красоты и величия. И поэтому  учитель должен стараться систематически приобщать своих питомцев к разнообразным проявлениям этой красоты – на экскурсиях, во время игр, про проведении специальных бесед, праздников и других мероприятий во внеурочное время. Он как бы приучает ребенка не только глядеть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ.

 

Экологическое воспитание – составная часть нравственного  воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.

Задачи экологического воспитания:

1. Формирование знаний  об экосистемной организации  природы Земли в границах обитания  человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

2. Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных  на реализацию здорового образа  жизни и улучшение состояния окружающей среды.

3. Развитие интеллектуальной  сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сфере – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды. 

Экологическое воспитание формируется с годами как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Каждая  из форм организации стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся.

Содержание экологического воспитания на пути становления, и для  каждого педагога имеется возможность  внести свой вклад в экологизацию системы учебных предметов, в разработку оптимальной модели обучения, воспитания и развития младших школьников.

 

Глава 2.  Педагогическое обеспечение  процесса экологического

воспитания  младших школьников в условиях современной  начальной школы.

 

2.1. Воспитательная работа Болгарской средней общеобразовательной

 школы №  2 по экологическому воспитанию  младших школьников.

Острота современных экологических  проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно в школьные годы. Поэтому, БСОШ № 2 с 2002 года стала работать над проблемой экологического воспитания школьников. Главной задачей экологического воспитания  считают формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты – решительно отвергаются, какую бы прибыль их внедрение не сулило. За эти годы работы над проблемой в школе накоплен опыт экологического воспитания учащихся в учебной, внеклассной и внешкольной работе. В курсовой работе я покажу пути творческого преломления педагогических идей в разнообразии форм и методов формирования экологической ответственности школьников  во внеклассной работе.

Внеурочное время предоставляет  большие возможности проведения различных игр, викторин, праздников, конкурсов. Эта работа не только расширяет кругозор учеников, но и воспитывает их. Год от года меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей.

Работа по экологическому воспитанию младших школьников идет по четырем  направлениям.

1 класс – Учим охранять природу.

Цель: формирование знаний учащихся о  правилах поведения в природе.

На природоведческих экскурсиях обращается внимание детей на конкретные примеры невыполнения правил поведения людей в природе. Отталкиваясь от этих примеров учитель формирует правила отношения к растениям, сбора плодов и семян. Важным приемом в формировании у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил. При организации прогулок, походов в природу, во время субботников дети учились осторожно обращаться с растениями, ходить в лесу и парке только по тропинкам, соблюдать тишину, придерживаться правил сбора семян, грибов, плодов и ягод.

Во 2 классе проводится факультативный курс «Экология для младших школьников».

Цели: реализация воспитательного  и развивающего потенциала природоведческих знаний, обеспечение основ экологической ответственности младших школьников.

С особым интересом дети решают на занятиях экологические задачи, составленные на местном материале. На занятии  «Жизнь в почве» детям предлагается задача: «Недалеко от школы лесной массив и труд. Здесь появился песчаный карьер. На что и как это повлияет? На занятии по теме «Изучаем способы охраны природы» дети решают следующую задачу: «Из незакрытого на перемене крана в столовой течет вода. За минуту вытекает 8 л воды. Сколько чистой воды утечет в канализацию за перемену (15 мин.) и за урок (45 мин.).

Дети на занятиях придумывают специальные  знаки, заостряющие внимание окружающих на экологически грамотном поведении. Выполненные знаки вывешиваются в школе (над умывальником, в столовой), в лесу.

Дети привыкают не только сами выполнять правила поведения в природе, но и проникаются ответственностью за поступки других людей, учатся пропагандировать экологические правила в среде сверстников и взрослых. Опыт работы учителей показал возрастающий интерес детей к окружающей природе, к проблемам взаимосвязи животного и растительного мира, живой и неживой природы, влияния человека на среду.

С детьми была проведена игра –  путешествие «Урок в осеннем  лесу», которая учила ребят общаться с природой, не разрушая ее, а спасая от равнодушных людей, видеть и замечать необычное, новое в ней.(см.Приложение 2).

3 класс – Эколого – валеологическое  воспитание.

Цели: 1) научить ребенка развивать  свои адаптационные возможности  на основе знаний законов живой природы;

2) понимания сущности взаимоотношений живых организмов и окружающей среды;

3) формирование умений управлять  своим физическим и психическим состоянием.

Современные условия жизни предъявляют  высокие требования к организму человека, его здоровью. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети  жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни.

Эколого-валеологическое воспитание нацеливает подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы: «человек – окружающая среда – здоровье».

Основная задача эколого-валеологического воспитания: научить ребенка развивать свои адаптационные возможности на основе знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов и окружающей среды и, наконец, формирование умений управлять своим физическим и психическим состоянием. Из внеклассных форм работы по эколого-валеологическому воспитанию отдается предпочтение тематическим классным часам, беседам, развивающим занятиям с использованием элементов драматизации. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными, желание помочь, попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует интерес ребенка к проблеме экологии и здоровья.

Например, занятие по эколого–валеологическому воспитанию младших школьников на тему «Чистый воздух и вода – наши лучшие друзья» проводилось по следующему плану: в гости к детям приходит Лесовичок и рассказывает о лесе, как он заботится о деревьях, кустарниках, говорит о травах, полевых цветах, с большой любовью повествует о птицах, которым помогает в зимнее время года. Далее он рассказывает о том, как очень – очень давно человек жил дружно с природой и дружил с ней до тех пор, пока не появились машины, заводы, фабрики, отходы которых стали загрязнять воздух и воду. Грустную историю сказочных персонажей воды и воздуха рассказывает Старичок-Грибовичок. Он говорит о том, что Его Величество Воздух всегда стремился помогать людям: если было холодно, он согревал растения, овощи, фрукты, растущие у человека на огороде; если было слишком жарко, посылал дожди, чтобы полить матушку-Землю, а поздней осенью укрывал ее снегом, чтобы она могла согреться под теплым одеялом. Но человек не понимал этой доброты и стал вредить Воздуху, загрязнять его дымом из труб заводов и фабрик, выхлопными газами машин. А люди дышат этим воздухом, заражаются и болеют. И Госпожа Вода всегда старалась приносить людям добро, поливала огороды, давала им чистую ключевую водицу, чтобы они ее пили, ловили рыбу. Но со временем все изменилось, отходы фабрик и заводов выбрасывались в речку, она стала грязной, мутной, из нее уже нельзя стало пить воду, рыба тоже стала отравленной.

Лесовичок переходит к закрепляющим вопросам по данной теме:

- Какую пользу для человека  приносят воздух и вода?

- Какие изменения произошли  с воздухом и водой через  100 лет?

- Что могут сделать люди, чтобы  воздух и вода опять стали  чистыми?

Затем он с детьми играет в игру «Зеленый патруль», в ходе которой развиваются творческие способности ребенка, его фантазия, воображение, закрепляются правила бережного отношения человека к природе.

Таким образом, на этих занятиях у  детей формируется умение и желание беречь и защищать природу, осознанное отношение к природе, к своему здоровью, здоровью окружающих.

4 класс. Учебная экологическая  тропа.

Цель: 1) Создание оптимальных условий  для воспитания экологически грамотных  людей;

2) формирование высокой экологической   культуры поведения в природной среде.

Учебная тропа отвечает двум основным требования: быть привлекательной для всех, кто пройдет по ней, и иметь достаточную информативную насыщенность. Были выбраны удачные места для тропы. Тропа имеет несколько остановок. Каждая остановка имеет свое название. На ней расположен информационный щит с текстом и несколько объектов для ознакомления. Отбор объектов экологической тропы был согласован с основными требованиями краеведческого подхода. Характер и содержание беседы на остановках соотносятся с наименованием остановки и текстом на информационных щитах.

Преобладающую роль играют задания, отражающие экологические взаимодействия в  природной среде обитания. Задания  по экологии должны быть направлены в  первую очередь на систематизацию, обобщение знаний о природных взаимосвязях, об отношениях человека с природой, на открытие этих связей ребенком.

Важная особенность заданий  – ориентированность на детей  младшего школьного возраста, что  достигается учетом их возрастных интересов  и особенностей, необходимость смены различных видов деятельности (школьник играет, рисует, сочиняет, читает, сравнивает, делает выводы, прогнозирует). Задания привлекают младшего школьника личностным характером вопросов и задач – он сам должен продумывать, оценить сделать выводы, предвидеть, оказать помощь, если она требуется. А самое главное, они поставят ребенка в положение маленького, но настоящего исследователя, открывателя тайн и загадок своего привычного и в то же время необычного природного окружения.

Например, мало кто из детей знает, что означает стрекот сороки. Всем надоедает эта птица во время прогулок по лесу – вот опять растрещалась! Однако сорока вовсе не является балаболкой и пустомелей. Эта птица в птичьем сообществе выполняет своеобразную роль оповестителя: ее взволнованный треск несет информацию о грозящей опасности, и к ней прислушивается весь животный мир. Таким образом трескотня сороки – это своеобразная информационная связь, которую в природе выполняют и звуки и запахи, и формы, и краски. Нарушение этих связей грозит опасностями многим живым организмам. Дети об этом не знают. Задание «О чем поют птицы?» поможет им разобраться в этой проблеме.

Информация о работе Система воспитательной работы руководителя творческого коллектива по реализации задач экологического воспитания младшего школьника