Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:08, курсовая работа
Цель исследования – обоснование особенностей основных компонентов системы воспитательной работы по реализации задач экологического воспитания.
Задачи исследования:
1. Теоретическое исследование современного состояния научно-экологического образования и воспитания младших школьников.
2. Изучение технологии экологического образования и воспитания младших школьников.
3. Изучение системы воспитательной работы Болгарской средней общеобразовательной школы № 2 по реализации задач экологического воспитания младших школьников.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Научно-теоретические основы экологического воспитания младших школьников…………………………………
1.1. Сущность и содержание экологического воспитания младших школьников…………………………………………..
1.2. Формы и методы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………
Выводы…………………………………………………………..
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса экологического воспитания младших школьников в условиях современной начальной школы………………………………………
2.1. Обобщение опыта работы учителей Болгарской общеобразовательной школы № 2 по экологическому воспитанию младших школьников…………………………………………..
Выводы…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………
Литература……………………………………………………….
Приложение……………………………………………………..
В содержании экологического воспитания в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов комплексной экологии; классической (или биологической) экологии; глобальной экологии (изучение глобальных сдвигов в биосфере под воздействием различных факторов); экологии человека; социальной экологии, изучающей связи между обществом и природной средой, объясняющей и прогнозирующей основные тенденции их развития. Наибольшие возможности для этого имеет биоэкология (экологические взаимодействия на уровне организма – аутэкология, на уровне популяций – популяционная экология, биоценоза – синэкология). Особенно интересны младшим школьникам отношения живых организмов с окружающей средой. Дети получают представление об обитателях природы и их многообразии, среде обитания, приспособленности к условиям жизни (рыбы – к водной среде, кроты – к почвенной, птицы – к наземно-воздушной среде и т.д.), к сезонным изменениям, к взаимоотношениям между организмами, между организмами и человеком. Младшие школьники узнают о том, какое влияние на живые организмы оказывает человек и его деятельность, как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение их многообразия. Естественно, что содержание воспитания должно включать знания о местах обитания живых организмов – природных сообществах, об их жизнедеятельности, которая тысячами нитей связана с человеком.
В содержании экологического воспитания должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой. Окружающая среда, как природная, так и социальная, - это в достаточной мере агрессивная среда по отношению к ребенку, его здоровью и жизни. Поэтому необходимо систематически и планомерно обучать детей умению безопасно жить, укреплять свое здоровье, благоустраивать окружающую среду. Младших школьников нужно подвести к выводу о том, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, поэтому оберегать среду жизнедеятельности – значит заботиться о своем здоровье, нормальных условиях жизни, труда и отдыха. Вопросы экологии человека, его здоровья, безопасного существования в окружающей природной и социокультурной среде могут быть включены в содержание учебных предметов начальной школы.
Главные цели эколого - валеологического содержания: формировать понимание зависимости здоровья от состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни; развивать стремление оздоровлять окружающую среду, вносить посильный вклад в улучшение санитарно – гигиенических, эстетических и экономических условий жизни человека; развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья младшего школьника, привычки здорового образа жизни.
Эколого – валеологическое содержание поможет ребенку открыть мир с новой стороны, сформировать его целостный образ, в котором он должен научиться безопасно жить, закалять и оберегать свое здоровье и жизнь.
1.2.Формы и методы экологического воспитания младших
школьников.
Воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.
Экологическое и воспитание младших школьников может осуществляться во внеклассной работе, которая таит в себе, силу своей специфики, огромные резервы по экологическому воспитанию младших школьников. Использование этого резерва представляется одним из важнейших путей воспитания у младших школьников бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, а также экологическому просвещению родителей своих учеников.
Правильно организованная внеклассная работа не подменяет школьной работы, а дополняет ее и тем самым способствует ее улучшению. Она облегчает труд учителя: при сборе и подготовке материала для занятий в школе, при организации длительных наблюдений над животными и растениями в уголке живой природы, на пришкольном участке и пр.
Внеклассные занятия дисциплинируют учащихся, способствуют развитию чувства ответственности, интереса к изучению наук о природе. В отличие от внеурочной формы работы, которая связана непосредственно с программой и обязательна для выполнения учащимися, эта форма занятий строится на интересе, инициативе и добровольности. Содержание ее может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тематику работы, что открывает большие возможности для деятельности детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов.
Экологически подготовленный
учитель начальных классов
Внеклассная работа, являясь
необходимым составным
1) занимательный характер внеклассной работы позволяет быстрее увлечь учащихся природоохранной деятельностью;
2) добровольность участия
школьников во внеклассных
3) во внеклассной работе нет ограничений в выборе экологического материала;
4) использование различных форм внеклассной работы (кружки, устные журналы, экскурсии и т.д.) создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика;
5) внеклассная работа полнее развивает детское творчество, изобретательность, воображение.
Развитие экологического образования и воспитания актуализировало проблему разработки содержания форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения.
Разнообразны методы внеклассной работы. Это рассказ, беседа, работа с книгой, лабораторно-практическая работа.
Широкое применение во внеклассных занятиях приобретает книга (главным образом в 3 и 4 классах), из которой учащиеся черпают сведения. Задачи внеклассного чтения по естествознанию сводятся к следующему:
1) Пробудить интерес к изучению объектов и явлений природы;
2) Углубить и расширить знания и навыки, приобретенные учащимися во время классных и внеклассных занятий.
3) Помочь учащимся в
В связи с указанными задачами разрабатывается список литературы, необходимой для работы детей. В этот перечень должны входить научно-популярные книги с занимательной фабулой, пробуждающие мысль и пытливость учащихся, стремление найти ответ на возникшие во время чтения вопросы.
Далее – книги, помогающие учащимся углубить и расширить имеющиеся у них знания. Сюда должны войти книги, помогающие организовать дополнительные наблюдения над объектами и явлениями природы, подтверждающие достоверность полученных знаний, приводящие факты, характеризующие практическое значение приобретенных знаний, знакомящие с биографией ученых, изобретателей, путешественников и т.д. Наконец, в серию книг для внеклассной работы необходимо включить всевозможные пособия, справочники, атласы, в которых учащиеся могут найти указания относительно того, как следует кормить животных, как построить гнездовья для тех или иных птиц, как приготовить самодельных аквариум, террариум и пр. Сюда же относятся такие пособия, как ботанические атласы или же иллюстрированные (особенно в красках) определители птиц и насекомых, хорошо изданные брошюры о вредителях сельского хозяйства и пр. Подобные справочники значительно облегчают самостоятельную работу учащихся по распознаванию нужных им объектов.
Подбор книг должен соответствовать возрасту и развитию учащихся. Перечень книг для внеклассного чтения вывешивается в классе на видном месте. Чтобы привить учащимся любовь к книге, желательно время от времени организовывать выставку книг по естествознанию, проводить беседу о некоторых из них, зачитывать интересные выдержки из них, показывать, как пользоваться справочниками, и пр. Подбор книг в этом случае должен соответствовать в первую очередь тематике работ, проводимых в индивидуальном порядке.
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.
Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
В настоящее время в школе применяются самые разнообразные формы внеклассной работы. Они тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.
Остановимся подробнее на беседах и экскурсиях.
В традиционной, исторически сложившейся методике изучения природы и общества экскурсии рассматриваются как одна из форм внеклассной работы. Особая роль в развитии экскурсионной формы обучения и воспитания принадлежит А.Я. Герду, который считал, что на экскурсиях внимание детей должно быть главным образом направлено на то, что не может быть наблюдаемо в школе. Экскурсия должна показать детям взаимные отношения царств природы и связать приобретенные детьми сведения в одно целое. Т.О., А.Я. Герд видел основы успешного изучения природы в чувственном познании природного окружения.
Учителю следует приучать детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям – заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы. Главнейшая из них – соблюдение тишины. Следующая важная заповедь, которую дети должны знать – это терпение и терпеливость. Быть терпеливым предполагает способность экскурсанта – гостя природы в течение длительного времени молчаливо наблюдать за поведением животных. Надо притаиться, чтобы не беспокоить их своим присутствием. Только так можно что-нибудь увидеть и открыть в природе.
Третья заповедь – это внимательность. Ее отсутствие приводит к тому, что многие не замечают красот и чудес природы. Люди не замечают, что в окружающей нас природе все взаимосвязано, одно явление зависит от другого. Поэтому очень важно учить своих питомцев находить эти связи, предсказывать погоду, проверять народные приметы, а главное, прогнозировать последствия своего поведения. Наблюдая целенаправленно за природой, дети узнают ее язык, живой и образный.
Учителю важно осмыслить положение маленького школьника на экскурсии. Именно здесь он может и должен проявить себя исследователем, открывателем природных тайн и закономерностей. Именно на экскурсиях при непосредственном общении с жизнью природных обителей в их собственном доме он находит, открывает, сопоставляет, анализирует. К примеру, знание о том, что венчики разных цветов открываются и закрываются в разное время послужило основанием для создания цветочных часов. Например, цикорий раскрывается в 4-5 часов утра, шиповник – с 4 до 6, одуванчик – в 5-6 часов и т.д. А можно сделать так, чтобы дети сами создали цветочные часы. При этом они испытывают незабываемую и ни с чем не сравнимую радость познания.
Таких открытий в природе ребенок может сделать великое множество. Нужно помочь ребенку открыть эти чудеса и тайны.
Экскурсии проводятся по традиционному плану: подготовительный этап, организация и проведение экскурсии, обобщение ее результатов. Само название экскурсии должно заинтересовать школьников, вызвать у них желание решать те или иные проблемы.
Перед проведением экскурсии учитель определяет маршрут движения, проводит предварительную разведку местности, выделяет объекты для изучения и места проведения исследовательской работы учащихся. В методику проведения экскурсии входит и подготовка учащихся.
Подготовка экскурсии включает и техническое оснащение учащихся, обязательным атрибутом которого является дневник наблюдений, карандаш. Для зимней экскурсии в природу необходимо иметь совки для разгребания снега, корм для птиц (крошки хлеба, крупу, семена, кусочки несоленого сала).