Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Развитие и совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт
1.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России
1.2 История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом
1.3 Современное состояние сети национальных парков в России
Выводы по Главе 1
Глава 2. Анализ формирования и развития национальных парков в Российской Федерации на примере национального парка «Югыд ва»
2.1 Общая информация о парке «Югыд ва»
2.2 Анализ результатов деятельности национального парка «Югыд ва»
2.3 Финансовые стратегии и стратегии сокращения издержек. Финансирование приоритетов
Выводы по Главе 2
Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»
3.1 Разработка экстремального туристского маршрута «Приполярный Урал»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию сети национальных парков в РФ
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом по парку.docx

— 3.72 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков

 

Содержание

 

Введение 

Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт

1.1 Место национальных  парков в системе особо охраняемых  природных территорий России

1.2 История  возникновения национальных парков  и становление их сети в  России и за рубежом

1.3 Современное  состояние сети национальных  парков в России

Выводы по Главе 1

Глава 2. Анализ формирования и развития национальных парков в Российской Федерации на примере национального парка «Югыд ва»

2.1 Общая информация  о парке «Югыд ва»

2.2 Анализ  результатов деятельности национального  парка «Югыд ва»

2.3 Финансовые  стратегии и стратегии сокращения  издержек. Финансирование приоритетов

Выводы по Главе 2

Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»

3.1 Разработка  экстремального туристского маршрута  «Приполярный Урал»

3.2 Разработка  рекомендаций по совершенствованию  сети национальных парков в  РФ

Выводы по Главе 3

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

  
ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе своего развития человечество поставило под угрозу существование естественных экологических систем и природных комплексов, которые являются необходимым условием сохранения биологического разнообразия и экологического баланса планеты. Этот факт ставит под сомнение дальнейшее существование самого человечества.

Традиционно в России государственные природные заповедники и национальные парки рассматриваются как наиболее строгие по режиму охраны виды особо охраняемых природных территорий. В границах таких особо охраняемых природных территорий заключены самые ценные природные комплексы и системы нашей страны.

Развитие и совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.

Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.

В настоящее время Россия не имеет возможности поддерживать природоохранную деятельность на должном уровне. Согласно оценкам экспертов, ситуация с финансированием охраны природы из государственных источников во всем мире в перспективе будет только ухудшаться, тогда как экологические проблемы будут продолжать стремительно расти. Отсутствие у государства возможности обеспечить соответствующую ситуации охрану природы означает вероятность того, что ресурсы национальных парков ввиду их относительной доступности будут эксплуатироваться бесконтрольно, а это может привести к их разрушению.

Сегодня для многих россиян местные ресурсы живой природы нередко представляют единственный источник существования, поэтому запретительные меры, равно как и идеологические призывы бережно относиться к природе, малоэффективны. Именно из-за этого на повестку дня встал вопрос о необходимости интеграции национальных парков в социально-экономическую структуру регионов, в том числе путем организации регулируемого доступа к ресурсам. На базе туристских ресурсов национальных парков можно развивать предпринимательство, тем самым, компенсируя местному населению часть упущенной выгоды из-за природоохранных ограничений. Это поможет национальным паркам значительно снизить уровень конфликтов в природопользовании и охране природы, привлечь дополнительные средства на реализацию своих природоохранных и иных задач.

Как показывает мировой опыт, хотя туризм в некоторой степени противоречит целям и задачам охраны природы, в национальных парках, надлежащим образом развитых и рационально управляемых, он не представляет серьезной угрозы их природным комплексами. Более того, он способствует лучшему пониманию обществом задач, стоящих перед национальными парками.

Сегодняшний день ставит перед национальными парками в этой сфере две одинаково важные задачи - создание условий для развития регулируемого туризма и отдыха и минимизацию негативного воздействия рекреационной и хозяйственной деятельности на природные комплексы и объекты.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы дипломной работы.

Цель дипломной работы - рассмотреть состояние и проанализировать перспективы развития сети российских национальных парков.

Поставленная в дипломной работе цель предопределила решение следующих задач:

- определить роль и место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России;

проследить «механизм» возникновения и становления национальных парков в России, а также рассмотреть современное состояние сети национальных парков в Российской Федерации;

проанализировать зарубежный опыт формирования национальных парков;

разработать рекомендации по дальнейшему перспективному развитию национальных природных парков России;

разработать туристский маршрут в национальный парк.

Объектом исследования является сеть национальные парки Российской Федерации.

Предмет исследования - перспективы развития сети национальных парков в РФ, а также особенности изменения состояния природных комплексов в условиях многолетних антропогенных нагрузок.

Вопросы правовой охраны природы, в том числе особо охраняемых природных территорий, исследовались отечественными учеными-специалистами в области экологического, природно-ресурсного права - Петровым В.В., Колбасовым О.С, Мунтяном В.Л., Шемшученко Ю.С., Берхольцасом И.И., Полянской Г.Н. и др.

При работе над дипломной работой использовались положения и выводы ученых-специалистов в области экологического, природоресурсного, гражданского, административного, уголовного права - Алексеева С.С, Братуся С.Н., Бахраха Д.Н., Астанина Л.П., Благосклонова К.Н., Веденина Н.Н., Грибанова В.П., Гусева Р.К., Ерофеева Б.В., Перфилова М.Н. Большинство выводов и положений работы основано на действующих нормативных актах и актах правоприменения.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также естественнонаучные и философские взгляды на вопросы взаимодействия общества и природы и основные направления их реализации.

 

 

Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт

 

.1 Место национальных  парков в системе особо охраняемых  природных территорий России

 

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает семь основных категорий особо охраняемых природных территорий. Особое место среди них занимают государственные природные заповедники и национальные парки. Именно эти две категории могут находиться только в федеральной собственности и управляться федеральными органами власти. Их организация - исключительная компетенция Правительства Российской Федерации. По важности и, главное, по объему решаемых задач национальные парки в системе особо охраняемых природных территорий России занимают одно из ведущих мест.

Основу этой системы помимо национальных парков составляют государственные природные заповедники (в том числе биосферные), природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Кроме того, в систему ООПТ могут входить прочие категории, которые имеют региональное или местное значение и могут быть введены законодательством отдельных субъектов Российской Федерации.

В целом все эти ООПТ призваны сохранять богатейшее ландшафтное и биологическое многообразие нашей страны, генофонд живых организмов, сберегать эталонные и уникальные ландшафты, приумножать природные ресурсы, а также проводить научные изыскания, содействовать развитию рекреации, экотуризма и экологического просвещения, улучшать качество среды проживания человека и т. д.

Мировая история развития национальных парков насчитывает более ста лет. В России же первый национальный парк («Сочинский») был учрежден постановлением Правительства России в 1983 году. За относительно короткий период в различных регионах страны было создано 42 национальных парков, отличающихся не только природными и социально-экономическими условиями, но и своими сугубо индивидуальными взглядами на то, каким должен быть национальный парк. Более подробно история становления национальных парков в РФ и за рубежом представлены ниже.

Признание законодательством Российской Федерации национальных парков объектами исключительно федеральной собственности требовало от федеральных органов власти выработки и проведения в жизнь единой политики их развития. Стремление к формированию системы национальных парков России, построенной на общепризнанной идеологии и развивающейся на основе всем понятных принципов, нашло свое выражение в предложениях по разработке принципиально нового для Российской Федерации документа: «Стратегия управления национальными парками России».

Национальные парки имеют общегосударственное значение, поскольку включают в свои границы особо ценные природные комплексы и объекты, которые являются подлинным национальным наследием и нуждаются в специальной защите. Поэтому управление этими ООПТ сосредоточено на самом высоком уровне - федеральном. Это обстоятельство четко отделяет национальные парки от множества разнообразных ООПТ регионального и местного значения, ранг значимости и уровень управления которых не столь высоки.

Так, в статьях 12 и 13 упомянутого выше Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки определяются как «природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения», при этом на них «возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов».

Помимо функций сохранения природных комплексов, экологического просвещения населения, осуществления научных исследований и экологического мониторинга, которые присущи также и заповедникам, национальные парки призваны обеспечивать сохранение историко-культурных объектов, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, а также создание условий для регулируемого туризма и отдыха.

Опыт работы существующих российских национальных парков показал важность и такой функции, как устойчивое жизнеобеспечение местного населения.

Следовательно, национальные парки - это ярко выраженная полифункциональная ООПТ, где в целях экологического просвещения, развития регулируемого туризма, проведения научных исследований и т. д. сберегаются и рационально используются уникальные объекты природного и культурного наследия.

Можно отметить частичное функциональное совпадение национальных парков с заповедниками (по части охраны уникальных и типичных природных объектов), природными парками (по части рекреационного использования), заказниками (охрана природных ресурсов) и т. п. Также может быть прослежено определенное совпадение функций с природно-историческими музеями-заповедниками, особенно если мы имеем дело с такими парками, на территориях которых находятся известные историко-культурные памятники или особо ценные культурные ландшафты.

В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. д.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность. Официальное определение национального парка дано в Законе г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»// «Вестник мэрии Москвы», ноябрь 2001 г., N 43: Национальный парк - особо охраняемая природная территория федерального значения, расположенная на территории города Москвы и имеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс, превосходящий по площади 500 гектаров, отличающийся высоким природным разнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и уязвимых видов растений и животных. Использование территории национального парка допускается в природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах.

В классическом понимании национальный парк имеет функциональное зонирование территории. На территории национального парка выделяются заповедное ядро, по режиму соответствующее природному заповеднику, рекреационную и буферную зоны, в которых разрешается хозяйственная деятельность различной интенсивности (туризм и иные формы рекреации, традиционное природопользование, щадящая сельскохозяйственная и лесоустроительная деятельность). На практике в ряде случаев роль заповедного ядра играет прилегающий к национальному парку природный заповедник (например, Баргузинский заповедник <http://www.nationalcard.ru/information/park/barguz/index.html>, прилегающий к Забайкальскому национальному парку <http://www.nationalcard.ru/information/park/zabaik/index.html>).

Информация о работе Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков