Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Развитие и совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт
1.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России
1.2 История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом
1.3 Современное состояние сети национальных парков в России
Выводы по Главе 1
Глава 2. Анализ формирования и развития национальных парков в Российской Федерации на примере национального парка «Югыд ва»
2.1 Общая информация о парке «Югыд ва»
2.2 Анализ результатов деятельности национального парка «Югыд ва»
2.3 Финансовые стратегии и стратегии сокращения издержек. Финансирование приоритетов
Выводы по Главе 2
Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»
3.1 Разработка экстремального туристского маршрута «Приполярный Урал»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию сети национальных парков в РФ
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом по парку.docx

— 3.72 Мб (Скачать файл)

Шаг 11 - постоянное освещение роли дарителя в прессе от имени ООПТ.

Рассмотрено также привлечение малых средств дарителей (туристов) на четко описанные краткосрочные программы помощи парку. Стратегия реализуется администрацией парка без дополнительных затрат. В условиях индивидуальной работы со спонсорами и трудностями прогнозов расчет доходов не проводился.

Рассмотрена также возможность создания «зеленого сертификата» в обмен на привлечение средств дарителей. Идея получила поддержку органов власти Республики Коми и будет реализована для всей системы ООПТ РК в рамках МПР РК при содействии проекта ПРООН/ГЭФ в течение 2013 - 2015 годов. Однако риски «отмывания репутации» загрязнителей посредством «зеленой печати» требуют всестороннего обсуждения и четкого описания этой номинации.

Ящики для сбора пожертвований

В настоящее время парк принимает пожертвования от частных лиц через банковские переводы и телефонные (СМС) платежи, условия помощи парку размещены на его сайте, сбор средств частных дарителей незначителен.

Стандартный для мировой практики сбор средств для ООПТ с помощью ящиков для пожертвований («зеленых ящиков»), в России применяется редко, однако оценка возможностей размещения таких ящиков была положительной ввиду невысокой цены размещения относительно дохода.

Оценив, что Республика Коми не имеет мест «наплыва» туристов и то, что заповедник и парк позиционируются как природное достояние республики, рекомендовано ящики размещать на всей территории республики, а также в городах Москва и Санкт-Петербург, используя символику обеих этих ООПТ.

Ящики в этих местах способны приносить по 3 тыс. руб. в месяц, при условии, что каждый жертвующий внес 10 руб. Расчет пожертвований приведен в Таблице 2.13. Этот прогноз, детализированный и дополненный дизайном ящиков, совмещенным с символикой спонсора, согласившегося оплатить его установку, может быть передан потенциальным дарителям.

Стоимость ящика с установкой определена в размере 5-15 тыс.руб., в зависимости от его оформления, материалов для его изготовления, использования электричества, наличия встроенного экрана и воспроизводящего устройства, услуг операции по переводу средств на счета ООПТ.

Предполагается, что использование дополнительных: видеороликов об ООПТ на встроенном экране, а также использование в дизайне ящиков фотографий объектов, эмблем (логотипов) ООПТ и электронной информации о них способны поднять сбор средств не менее чем в два раза, одновременно являясь рекламой услуг ООПТ.

Предполагается также, что участие в сборе средств некоммерческого партнерства «Союз ООПТ Республики Коми» может добавить доверия дарителей к сбору средств, акцентируя их внимание на некоммерческом их использовании, что следует из названия.

 

Таблица 2.12.

Расчетная эффективность установки ящиков для сбора пожертвований

 

Ящики для сбора пожертвований

Базовый уровень

Оптимальный уровень

1

Количество ящиков, шт.

30

100

2

Стоимость установки ящиков, тыс. руб.

300

555

3

Стоимость обслуживания ящиков, тыс. руб. в год

30

100

 

Ежегодный доход, тыс. руб. в год

90

225


 

 

Эффективность ящиков может быть повышена за счет «удваивания средств» организацией (банк, супермаркет и другие), а также снижения затрат на обслуживание ящиков, что возможно при проведении прямых переговоров дирекцией ООПТ и некоммерческого партнерства с предприятиями, размещающими ящики.

Аренда территорий и объектов парка

Суммарные потери, вызванные оттоком клиентов от парка к арендаторам его территорий, а также текущие угрозы парку от арендаторов, которые требуют дополнительного, весьма затратного мониторинга изменений, не компенсируются парку, в связи с этим аренда участков или объектов парка не целесообразна.

Учитывая динамику потоков туристов в парк: в 70-80-е годы прошлого столетия: 25 тыс. чел. в год, падение потока в 90-е годы до 2000 человек и неустойчивый рост его за последнее десятилетие на от +6% до +20% ежегодно до уровня 5 400 человек в год в 2011 году, а также учитывая увеличивающийся интерес к туризму выходного дня в парке (втрое превышающий емкость имеющихся баз) и возможность развивать собственную туристскую инфраструктуру парка, было оценено, что сдача в аренду территорий или объектов на популярных направлениях и маршрутах туризма (Интинский и Вуктыльский районы) отвлечет поток туристов от объектов парка, тем самым критически снизив его доходы.

Анализ деятельности арендаторов на территории парка показал, что каждый арендатор отвлекает у каждого из филиалов парка около 15% клиентов, не компенсируя потерь парка (площади парка в аренду сдает Росимущество, ему же поступает арендная плата).

Потери парка от каждого арендного участка оценены в 550-1100 тыс.руб. в год. Кроме того, возникают угрозы от арендаторов природе парка, так как потоки туристов на арендуемые участки не всегда прозрачны и не поддаются прямому регулированию парком и контроль потоков затратен.

Право использования изображений парка и печатная продукция

Возможность использования изображений природных объектов ООПТ предусмотрена ФЗ об ООПТ, закреплено в «Положении о национальном парке», однако порядок передачи (выдачи разрешений) «права использования изображения природных комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления (за плату)» утвержден Приказом Минприроды России №167 от 25.06.2009 только для заповедников. В условиях отсутствия утвержденного порядка платежей, для парков закон не действует и прецедентов не имеет.

Доходность этой программы не поддается прогнозу, однако предполагается, что предложение различным производителям специальных, четко описанных и организованных «рекламных туров» парком на свою территорию может превысить стоимость «передачи права использовать его изображения» на порядки. Стратегия будет реализована администрацией парка без дополнительных затрат.

В 2011 году парк издал популярной печатной и сувенирной продукции (что также является эксплуатацией изображений парка) на сумму 787,4 тыс.руб., часть тиража которой финансировалась на средства грантов и не предназначена для продажи. Доходы от реализации печатной продукции, изданной на собственные средства парка ежегодно удваиваются, и в 2011 году доход от реализации такой продукции составил 464,7 тыс.руб. Рентабельность таких изданий и продукции, созданной на собственные средства парка колеблется. Оценка возможности издания печатной или сувенирной продукции сторонними производителями, часть цены которой будут составлять «пожертвования на развитие парка» не приведена ввиду индивидуальности каждого проекта. Потребность в такой продукции оценена в 500 тыс.руб. ежегодно, что принесет парку выручку не менее 600 тыс.руб.

Пожертвования доли цены продуктов массового потребления

Стратегия включает комбинацию концессии и пожертвования от лицензионных платежей от продаж (или долю, процент, в цене продукта). Компания может приобрести право напечатать логотип или лозунг парка (ссылку на парк) на товаре, ожидая увеличения продаж определенного продукта (например «экологически чистого»). Донор, оправдав свои ожидания в увеличении продаж, берет на себя обязательства жертвовать некоторый процент от полных продаж в течение периода концессии (или долю, процент от цены каждого проданного предмета, продукта) парку.

Лозунг парка (ссылка на парк) на товаре может указать, что изготовитель жертвует некоторое количество средств парку или процент от цены продукта как «пожертвования для развития парка». Стратегия будет требовать постепенного подхода, подобного подходу, используемому в стратегии сбора средств:

Шаг 1 - создание команды для оценки возможностей предприятий дарителей и их товаров, подготовки предложений, программ, лозунгов, рекламных слоганов и для сбора средств;

Шаг 2 - определение цели и стратегий;

Шаг 3 - составление списков потенциальных дарителей и их продуктов (например, качественные экологически чистые продукты питания, напитки), с оценкой прошлых пожертвований и предпочтений дарителей;

Шаг 4 - оценка предполагаемых пожертвований и деление доноров на массивы, исходя из возможной суммы дара, согласно проведенной оценки;

Шаг 5 - подготовка письменных предложений на краткосрочные программы, связанные с программами сохранения парка. Пример краткосрочных программ: “Мы очистили парк”, «Мы очистили реку Подчерем парка «Югыд ва», наименования которых могут быть использованы держателями концессии как слоганы для продвижения их продуктов. Программа должна содержать разработанные механизмы выполнения, будущие сообщения в прессу, стоимостные оценки и индикаторы выполнения программ. Предложения, выдвигающие на первый план спонсоров, способствуют охотному принятию ими программ.

Шаг 6 - определение стратегии контакта с дарителями и сопровождения предложений;

Шаг 7 - определение ожиданий дарителя и ведение переговоров;

Шаг 8 - корректировка предложений дарителям и варианты предложений;

Шаг 9 - работа с дарителями;

Шаг 10 - получение средств, реализация проектов, периодическая текстовая и финансовая отчетность

Шаг 11 - освещение роли дарителя в прессе от имени ООПТ.

Стратегия может быть осуществлена администрацией парка и не требует постоянных расходов, достаточно краткосрочного контракта консультанта в области PR и продаж, например на неполный рабочий день в течение двух месяцев. Детальный финансовый анализ, то есть сбалансированный анализ, и прогноз ожидаемого дохода на каждое предложение может быть закончен в течение этого срока.

Ожидается, что парк мог бы обеспечивать 2-3 концессии ежегодно, пользуясь этой стратегией.

Мультимедийная энциклопедия о парке

Наряду с природными объектами территория парка богата сакральными местами, историей ее освоения и результатами изучения, культурными традициями, иной информацией.

Предполагается издание мультимедийной энциклопедии парка (совместно с идентичной энциклопедией заповедника), содержащей видео, фото, аудио и текстовые ряды, состоящие в свою очередь из исторической, научной, популярной и иной информации. Предполагается ежегодный сбыт тиража не менее 2000 экземпляров парка и 1000 экземпляров заповедника.

Варианты энциклопедий предполагаются для специализированных потребителей:

а) энциклопедия с акцентом на фото-видео ряд для: туристов-водников, для горных туристов, туристов охотников и рыболовов и т.д.;

б) вариант энциклопедии с архивными, историческими материалами, биологическими и экологическими очерками, разделенный собственно на: архивные, популярные, биологические и прочие наборы информации,

в) обучающие энциклопедии и т.д. Прибыль от реализации тиража ожидается незначительной, однако в позитивный образ парка и заповедника, а также совместно: территории Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми», такие энциклопедии внесут значительный вклад.

Визит-центр

Визит центры, призванные демонстрировать посетителям «лицо парка», не могут стать источником извлечения прибыли. Для этого необходимо наделить их дополнительными платными функциями. Например, кроме функций музея, конференц-зала, учебно-методических кабинетов, офисных помещений, библиотеки, хранилища фондов и лабораторий, рекомендуется укомплектовать их местами проживания, кафе-баром, кухней, холлом для отдыха и дендропарком под открытым небом, баней, смотровыми площадками, а также наделить визит-центры агентскими функциями по продаже путевок на ООПТ и сувениров, функциями школы дополнительного образования для детей и иными функциями в межсезонье, вплоть до сдачи помещений в аренду.

Принципом выбора местоположения визит центра могут стать:

а) связь визит-центра с экотропами в природе и использование территорий ООПТ как «части экспозиции» визит-центра;

в) местоположение визит-центра в точке, через которую проходит и где останавливается основная масса посетителей ООПТ для работы с ними, и в то же время доступной местному населению во все периоды года для работы с местным населением по периметру ООПТ, которое является серьезным источником угроз для ООПТ, а также для работы с детьми.

Для оценки необходимости визит-центров предлагается способ оценки альтернативных возможностей (таблица 2.14.), оценку расходов, доходов и эффекта каждой возможности и функции предполагается оценить для каждого из возможных мест оборудования визит-центра в парке.

 

Таблица 2.13.

Оценка альтернатив функциям визит-центров

№ п/п

Функции визит-центра

Альтернативные способы их реализации (возможности)

1

Эколого - просветительская

Детские эколагеря, веб-сайт, программы дополнительного образования в школах, обученные гиды на экомаршрутах, мультимедийная энциклопедия

2

Образовательная

Курсы о парке в школах РК и вузах в рамках дополнительного образования, веб-сайт, обученные гиды на экомаршрутах, мультимедийная энциклопедия

3

Информационный центр по туризму в парк

Веб-сайт, блоки информации на сайтах турагентов-партнеров и сайтах государственных природоохранных организаций, информация на входах в ООПТ

4

Торгово-обслуживающий центр (путевки, сувениры)

Турагенты-партнеры; веб-магазин; продажа путевок в магазинах на точках входа на территорию, сувениров - в магазинах сувениров или любых магазинах на точках входа на территорию, гиды-проводники

5

Музейная экспозиция (выставки)

Веб-сайт, передвижная экспозиция, экспозиции парка в действующих музеях (или тематическая экскурсия/экспозиция в тех же музеях, посвященная парку)

6

Услуги проживания

Действующие гостиницы в городах и гостевое жилье в сельской местности

7

Проведение конференций (семинаров)

Аренда имеющихся залов

8

Место распространения рекламной продукции

Тематические выставки, офисы ООПТ, агенты-партнеры, рассылка, веб- сайт, гиды, офисы ООПТ

9

Продвижение туристского продукта (и реклама)

Участие в специализированных выставках, аренда рекламных площадей в посещаемых местах, веб-сайт, рассылка

10

Сбор средств спонсоров

Адресная работа со спонсорами и частными дарителями, веб-сайт, ящики пожертвований, лотереи

Информация о работе Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков