Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Развитие и совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт
1.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России
1.2 История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом
1.3 Современное состояние сети национальных парков в России
Выводы по Главе 1
Глава 2. Анализ формирования и развития национальных парков в Российской Федерации на примере национального парка «Югыд ва»
2.1 Общая информация о парке «Югыд ва»
2.2 Анализ результатов деятельности национального парка «Югыд ва»
2.3 Финансовые стратегии и стратегии сокращения издержек. Финансирование приоритетов
Выводы по Главе 2
Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»
3.1 Разработка экстремального туристского маршрута «Приполярный Урал»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию сети национальных парков в РФ
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом по парку.docx

— 3.72 Мб (Скачать файл)

- представляют собой какой-либо экстраординарный объект (феномен);

имеют исключительное значение с точки зрения демонстрации ценных объектов природного и культурного наследия страны;

предоставляют отличные возможности для рекреации, научных исследований или имеют особую эстетическую ценность;

выделяются высокой степенью сохранности.

Во-вторых, требуется, чтобы планируемый национальный парк оптимально вписывался в складывающуюся сеть парков и удачно дополнял ее.

Следовательно, принцип максимального природно-ландшафтного представительства сейчас является в США (как и в Канаде) одним из ведущих при отборе перспективных национальных парков и при формировании их сети. Ориентация идет не только на уникальные природные, культурно-исторические или рекреационные объекты, но и на объекты репрезентативного характера (типичные, эталонные).

Кроме того, рекомендуется, чтобы парк был и большим, и компактным. Также оцениваются:

- возможности эффективного управления территорией;

характер современного землевладения (особенно в частном секторе);

возможности выкупа частных земель;

транспортная доступность территории;

угрозы природным и иным ресурсам парка;

потребности парка в персонале.

В-третьих, оцениваются возможности альтернативных путей управления ценной территорией, то есть вне юрисдикции федеральной Службы национальных парков и под иным охранным статусом (категорией ООПТ). Это может быть подчинение парка другим федеральным агентствам, различным службам штатов и округов, неправительственным экологическим организациям, индейским племенам и даже частным владельцам. Лишь при отсутствии подходящих вариантов управления ценной территорией может быть сделан вывод о целесообразности подчинения ее именно Службе национальных парков США и именно в статусе «национальный парк».

Англия и Уэльс. Английский опыт показывает, что критерии формирования сети национальных парков, принятые в Северной Америке, в условиях сильно освоенной Европы полностью применимы быть не могут.

Какие же критерии применялись британскими специалистами, когда в конце 40-х - начале 50-х годов проходил отбор перспективных парковых территорий?

Так как в Англии и Уэльсе из-за их небольшой площади и значительной хозяйственной освоенности территории нельзя было найти обширные нетронутые участки или природные феномены высокого ранга (сравнимые, к примеру, с Большим Каньоном, Йеллоустоунским или Йосемитским парками в США), было решено организовывать национальные парки на территориях, может, и не столь выдающихся, но тем не менее ценных в масштабе страны.

Критериями отбора здесь служили:

- особая живописность;

относительно хорошая сохранность природных комплексов;

высокая рекреационная пригодность;

достаточно большая площадь;

наличие природных и историко-культурных достопримечательностей.

Именно эти критерии были использованы Комитетом Хобхаус, предложившим еще в 1947 г. более 10 перспективных территорий, большая часть которых в дальнейшем были объявлены национальными парками. В основном это были удаленные от урбанизированных районов гористые или приморские местности.

Судя по специальной литературе 1940-1950-х гг., принцип природно-ландшафтного представительства при формировании сети национальных парков Англии и Уэльса не использовался.

Таким образом, поиск территорий под национальные парки был ориентирован главным образом на наиболее живописные и наименее нарушенные участки в сельской местности, то есть на эстетически ценные культурные ландшафты с вкраплениями фрагментов уцелевшей естественной растительности.

Нидерланды. Эта страна демонстрирует иной подход к проблеме размещения парков. Здесь национальные парки, равно как и другие крупные ООПТ, рассматриваются в контексте формирования единого экологического каркаса территории. При этом территории потенциальных национальных парков оцениваются не только по ряду традиционных критериев, но и с точки зрения того, смогут ли они выполнять функцию ядер такого каркаса, или нет. Определяются возможности соединения национальных парков и прилегающих к ним ООПТ экологическими коридорами и т. д. Иными словами, национальные парки рассматриваются с точки зрения рационального архитектурно-планировочного устройства территории.

Такой подход совершенно логичен для небольшой и сильно урбанизированной европейской страны, где девственной природы уже практически не осталось, а преобладают культурные и техногенные ландшафты (очевидно, именно поэтому в Нидерландах допускается создание национальных парков площадью всего в несколько тысяч гектаров).

Другие важнейшие критерии отбора территорий для национальных парков - репрезентативность этих участков для разных частей страны и их общенациональная значимость.

Литва. При формировании сети парков в Литве акцент был сделан на необходимость отражения всех имеющихся этнокультурных провинций. В этих целях была разработана специальная схема культурного районирования территории страны, которая постепенно реализуется. Сейчас в Литве национальные парки располагаются в разных частях страны и отражают специфику различных типов природного и культурного ландшафта. Самый же первый национальный парки Литвы, созданный еще в 1974 г., расположен в районе Игналинских озер, примерно в 100 км к северо-востоку от Вильнюса. В Положении о парке одна из его задач звучала так: «Создание эталонов образцового культурного ландшафта лесного, сельского и рыбного хозяйства» (цит. по: Николаевский, 1985, с. 73).

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что во всех случаях выбор мест под новые парки - это не стихийный процесс, а система четко сформулированных и столь же четко реализуемых принципов.

С одной стороны, упор делается на поиск уникальных (экстраординарных) объектов, имеющих общенациональное или даже международное значение (особенно это относится к США, где целый ряд парков получил статус объектов Всемирного наследия). С другой стороны, не менее важное значение имеет принцип репрезентативности, или максимального природно-ландшафтного представительства, который используется в качестве основного инструмента при планировании развития сети парков. Эта практика наиболее характерна для Канады, на территории которой выделено около 60 экорегионов, в каждом из которых планируется организовать свой национальный парк.

Следует также отметить, что планирование сети парков в значительной степени определяется особенностями территории страны, и прежде всего - степенью сохранности природных комплексов. Так, если речь идет об обширных и пока еще мало освоенных территориях, вырабатывается строгая схема охвата сетью парков все новых и новых экорегионов, включая самые труднодоступные. Например, несколько последних национальных парков в Канаде были созданы именно в ее субарктической и арктической зоне. Таким образом, происходит планомерная экспансия парков.

Когда дело касается стран высоко урбанизированных и сильно освоенных, методика создания новых парков иная: здесь под национальные парки берутся самые ценные из пока еще уцелевших природных участков, то есть выбор природоохранников и проектировщиков сильно ограничен. Так обстояло дело, например, в Англии и Уэльсе, где все 10 национальных парков были учреждены за очень короткий период, с 1951 по 1957 г., и с тех пор их сеть уже не изменялась.

Имея мировой опыт в изучении истории создания национальных парков, сегодня можно отметить три тенденции открытия такого объекта:

. Создание национального парка специально для туризма и отдыха. Так, основой создания охраняемых территорий в странах Северной Америки было их развлекательное назначение (пример Йеллоустонского национального парка (США), национального парка Банф (Канада).

. Распространение статуса национального парка на территории, где уже проходили туристские маршруты. Сам факт организации парка на данной территории обусловливается обнаружением уникальных природных условий, требующий особых природоохранных мер. Такая тенденция характерна для национальных парков Европы (пример национального парка Баварский лес, расположенного на границе двух государств - Германии и Чехии).

. Организация охраняемой территории исключительно с научными и природоохранными целями и окружение ее уже впоследствии территорией национального парка для приема посетителей (пример Жигулевского заповедника и национального парка «Самарская Лука»).

Таким образом, отличие российской модели национального парка от таковых в других странах мира обусловлено спецификой их целевого назначения. Так, наличие в России мощной сети природных заповедников, а также разнообразных заказников, которые в основном берут на себя выполнение сугубо природоохранных функций, создает предпосылки для того, чтобы российские национальные парки уделяли большее внимание развитию туризма и экологического просвещения, охране культурного наследия, а также поддержанию благоприятных условий для жизнедеятельности местного населения. Между тем известно, что национальные парки ряда стран выполняют различные чисто природоохранные функции, так как крупных резерватов, аналогичных нашим заповедникам, в этих странах нет.

 

1.3 Современное  состояние сети национальных  парков в России

 

Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

Как было указано в предыдущем пункте, государственная система национальных парков Российской Федерации начала формироваться 25 лет назад. Первые национальные парки Сочинский и «Лосиный остров» образованы в 1983 г. По состоянию на 31 декабря 2011 г. в Российской Федерации создано 42 национальных парка общей площадью 9,3 млн. га, из них площадь суши (с внутренними водоемами) - 8,5 млн. га, что составляет 0,49% территории России, морская акватория - 0,79 млн. га.

Национальные парки расположены на территории 12 республик, 5 краев, 19 областей, 1 города федерального значения (рис. 1.3., табл. 1.1.).

Далее рассмотрим особенности российских национальных парков.

Действующее законодательство определяет национальные парки как природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

К особенностям российских национальных парков следует отнести то, что:

- предоставленные им земли являются федеральной собственностью и относятся к землям природно-заповедного фонда;

их территории могут включать в себя земли других собственников и пользователей, не изъятые из хозяйственного использования;

 

Таблица 1.1.

Характеристика национальных парков Российской Федерации

Название

Год создания

Площадь,  тыс. га

Местоположение

"Алания"

1998

54,926

Республика Северная Осетия - Алания

"Алханай"

1999

141,907

Забайкальский край

"Анюйский"

2007

429,370

Хабаровский край

"Башкирия"

1986

82,300

Республика Башкортостан

"Бузулукский бор"

2007

106,788

Оренбургская область, Самарская область

Валдайский

1990

158,461

Новгородская область

"Водлозерский"

1991

469,285

Республика Карелия,  Архангельская область

Забайкальский

1986

269,002

Республика Бурятия

"Зов тигра"

2007

82,281

Приморский край

"Зюраткуль"

1993

88,249

Челябинская область

"Калевальский"

2006

74,427

Республика Карелия

"Кенозерский"

1991

139,663

Архангельская область

"Куршская коса"

1987

6,621

Калининградская область

"Лосиный остров"

1983

12,881

Москва, Московская область

"Марий Чодра"

1985

36,875

Республика Марий Эл

"Мещера"

1992

118,758

Владимирская область

"Мещерский"

1992

103,014

Рязанская область

"Нечкинский"

1997

20,753

Удмуртская Республика

"Нижняя Кама"

1991

26,601

Республика Татарстан

"Орловское полесье"

1994

77,745

Орловская область

"Паанаярви"

1992

104,473

Республика Карелия

"Плещеево озеро"

1988

23,772

Ярославская область

Прибайкальский

1986

417,297

Иркутская область

"Припышминские боры"

1993

49,366

Свердловская область

"Приэльбрусье"

1986

101,020

Кабардино-Балкарская Республика

"Русская Арктика"

2009

1426,000, в т.ч. 793,910 - морская  акватория

Архангельская область

"Русский Север"

1992

168,000

Вологодская область

"Сайлюгемский"

2010

118,380

Республика Алтай

"Самарская Лука"

1984

127,186

Самарская область

"Себежский"

1996

51,222

Псковская область

"Смоленское Поозерье"

1992

146,237

Смоленская область

"Смольный"

1995

36,385

Республика Мордовия

Сочинский

1983

191,814

Краснодарский край

"Таганай"

1991

56,843

Челябинская область

"Тункинский"

1991

1183,662

Республика Бурятия

"Угра"

1997

98,623

Калужская область

"Удэгейская легенда"

2007

57,625

Приморский край

"Хвалынский"

1994

26,037

Саратовская область

"Чаваш вармане"

1993

25,202

Чувашская Республика

Шорский

1989

413,843

Кемеровская область

"Шушенский бор"

1995

39,200

Красноярский край

"Югыд ва"

1994

1894,133

Республика Коми


 

 

 

Рисунок 1.3. - Местоположение российских национальных парков

 

- они управляются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета, имеют свой штат, в т.ч. включающий службу охраны его территории;

территория каждого национального парка делится на функциональные зоны с характерными для них режимами охраны и использования природных ресурсов, что обеспечивает решение его разнообразных задач;

каждый национальный парк имеет положение, утверждаемое на федеральном уровне, определяющее его конкретные цели, задачи, режим, территориально-административную структуру;

режим использования земель, не изъятых из хозяйственного использования, определяется отдельным положением, утверждаемым на федеральном уровне по согласованию с региональными органами власти;

с национальными парками согласовываются проекты развития населенных пунктов, находящихся в его границах;

в границах национальных парков запрещена приватизация земельных участков, национальные парки пользуются приоритетным правом их приобретения;

национальные парки, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доходы хозяйственную и иную деятельность, не противоречащую возложенным на них задачам.

Российские национальные парки создавались на фоне уже сформировавшейся системы государственных природных заповедников, выполняющих важнейшие природоохранные функции, в связи с ярко выраженной потребностью общества в развитии эколого-просветительской деятельности и создании условий для регулируемого туризма и отдыха на базе особо охраняемых природных территорий.

Между национальными парками, созданными в удаленных и малонаселенных регионах Российской Федерации, и парками, организованными в хорошо освоенных регионах, существуют определенные различия. Основной функцией национальных парков, расположенных в удаленных уголках страны, является сохранение природных комплексов и объектов в естественном состоянии, в то время как парки, действующие в освоенных регионах, в целом уделяют большее внимание задачам управления культурными ландшафтами, созданию условий для рекреации и участию в социально-экономическом развитии региона. В последнем случае возникает необходимость поддерживать и сохранять историко-культурные особенности и ландшафт, не допуская снижения уровня жизни местного населения и способствуя решению связанных с этим социально-экономических вопросов.

Отражая особенности природного и историко-культурного наследия регионов и вписываясь в них, национальные парки остаются федеральными учреждениями, создаваемыми и функционирующими в соответствии с федеральным законодательством.

Информация о работе Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков