Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Развитие и совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт
1.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России
1.2 История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом
1.3 Современное состояние сети национальных парков в России
Выводы по Главе 1
Глава 2. Анализ формирования и развития национальных парков в Российской Федерации на примере национального парка «Югыд ва»
2.1 Общая информация о парке «Югыд ва»
2.2 Анализ результатов деятельности национального парка «Югыд ва»
2.3 Финансовые стратегии и стратегии сокращения издержек. Финансирование приоритетов
Выводы по Главе 2
Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»
3.1 Разработка экстремального туристского маршрута «Приполярный Урал»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию сети национальных парков в РФ
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом по парку.docx

— 3.72 Мб (Скачать файл)

Ещё в начале прошлого столетия исследователи Приполярного Урала назвали этот край «Печорскими Альпами». Действительно, горы здесь не похожи на традиционно пологие вершины Среднего и Северного Урала. Остроконечные пики врезаются в небо, подъём на них сопряжён с большими трудностями: многометровые обрывы, ледники, монолитные скальные бастионы. Многие вершины имеют абсолютную высоту до 1700-1900 метров, перевалы от 600 до 1500 метров, верхняя граница леса 600 метров.

Заявленный маршрут проходит по территории национального парка "Югыд-ва", созданного в 1994 году. Адрес дирекции национального парка: 169716, Республика Коми, г.Вуктыл, ул.Строительная, д.5, директор Н.В. Коврижных, тел. (821-46) 9-20-10. Конторы национального парка имеются в Печоре, Инте, Кожиме.

Описываемый маршрут относится к интинскому участку нацпарка.

1 день. Встреча на ж/д вокзале г. Москвы (Ярославский вокзал). Посадка на поезд Москва - Воркута (Инта 1).

2 день. 1 день. 17 часов - ж/д дорога.

3 день. Встреча на ж/д вокзале в г. Инта. Завтрак. Обзорная экскурсия по городу. Обед. Выезд из Инты в сторону базы «Желанная", куда необходимо добраться к часу ночи. На базе ночевка в домике для туристов.

4 день. Завтрак. В 11 часов утра - выход на маршрут. Вездеход.

От базы по правому берегу реки Балбанъю идёт разбитая вездеходная дорога, она прослеживается до озера Мал. Балбанты, у которого расположено стойбище оленеводов манси. Мужчины уходят пасти оленей в горы, в стойбище остаются старики, женщины с детьми и многочисленная свора собак. От мансийского жилища дороги уже нет, заболоченная тропа, которая идёт по правому берегу реки Балбанъю, приводит к балку (небольшой жилой вагончик). Обед. Балок на карте не обозначен. Отсюда совершаем радиальный выход (около 2 километров) на озеро В. Балбанты (местные называют его Восьмёрка), здесь ловится кумжа - рыба из семейства лососевых, берега озера - сплошной курум, отсюда видна вершина Народной.

Разбивка палаточного лагеря. Ночевка у подножья горы Народная.

5 день. Завтрак. Выход на г. Народная.

Переход вброд р. Балбанъю (река неглубокая, в русле много крупных камней, перейти можно практически везде), набираем высоту. Под перевалом "Кар-кар" оставляем вещи, налегке поднимаемся на вершину Народной (1895 м), в туре была находится записка следующего содержания: «Группа туристов г.Кострома и Нерехта 7 человек, совершая пешеходный поход 5 к.с. поднялись на г.Народа в 17 ч. 45 мин 31 июля 1999 со стороны оз.Верх.Балбанты. Погода, снег, туман. Двигаемся на р. Манарага. Смотрим записку группы из Магнитогорска. Руководитель группы Попов Е.В. Желаем успехов следующим покорителям и хорошей погоды».

На вершину поднимаемся за 4,5 часа, Можно потерять много времени в поисках тура - видимость очень плохая, туман, мокрый снег. Обед. Спускаемся с вершины за час, потратив на восхождение 5,5 часов «грязного» времени.

В 18 часов переходим перевал "Кар-кар", снимаем записку тульской группы ("Группа туристов клуба семейного туризма "Алазея" из г. Тулы в количестве 21 человека прошла перевал Кар-кар 30.07. в 9 ч. 30 мин. в направлении р.Косью. Снимаем записку группы из Кирово-Чепецка от 28.07.99. Желаем всем удачи. Руководитель Ролицин Р.В.").

Спуск с перевала занимает два часа.

Разбиваем лагерь. Ночевка в долине реки Манарага.

6 день. Завтрак. Выход. Тропа идёт вдоль правого берега реки Манарага, появляется лес - лиственница, берёза. У ручья Олений, притока Манараги, есть балок "Олений", состояние которого полуаварийное: крыша почти провалилась, но при необходимости там можно переночевать.

Обед. Дров в районе балка достаточно. Продолжается путь по тропе до подножия горы Манарага.

Разбиваем лагерь. Ночевка на одном из притоков р. Манараги, берущих начало на вершине г.Манарага.

7 день. Завтрак. Выход. От стоянки идёт чёткая тропа через лес вдоль ручья, по правому берегу. Далее тропа выводит на северо-восточное ребро, затем подъём вдоль него до вершины. Сложный участок - восхождение на бастионы вершины (обледенелые скалы, снег, скальные жандармы), желательна страховка верёвкой.

Восхождение на г. Манарага (1820 м), вершина закрыта шапкой тумана, наверху сильный ветер, снег. Снимаем записку знакомой уже нам группы ("Группа туристов г.Кострома и г.Нерехта, совершая пешеходный поход 5 к.с., поднялась на г.Манарага с р.Манарага, группа 7 человек. Снимаем записку г. Екатеринбурга. Совершили восхождение 3.08.99. в 16 ч. 45 мин. Вершина снежная, спускаемся вниз. Руководитель группы Попов Е.В. 156016, Кострома, Индустриальная 8-120. Желаем восходителям хорошей погоды."), оставляем свою. Обед.

Подъём на Манарагу (вершина крайнего восточного зубца) занимает почти шесть часов, спуск - 4 часа. Возвращаемся в лагерь уже в сумерках. .

Ночевка.

8 день. Завтрак. Выход к балку "Манарага". Возле балка "Манарага" есть брод через Манарагу (далее тропа идёт по левому берегу, по правому - крутые скалы, подступающие к самой воде). Переправа несложная, глубина реки 50-70 см, вода очень холодная, течение достаточно сильное, может сбить с ног, переправляться лучше в лёгкой обуви (кеды), так как много острых и скользких камней. Обед. От балка к реке есть тропа, переправляться нужно от конца этой тропы вниз по течению в направлении острова, от острова под таким же углом против течения к левому берегу. На левом берегу, после переправы можно идти по старой, заросшей и заболоченной дороге, которая уходит потом вверх по р.Юнковож. Берег р.Манарага в этом месте высокий, очень много сухостойных деревьев. От балка "Манарага" можно начинать сплав по реке на катамаранах, река огибает гору Медвежья лапа (837 м) и меняет своё название на Косью.

Разбиваем лагерь. Ночевка.

9 день. Завтрак. В устье р. Юнковож начинаем готовить свой плот (ПСН-10 м) к сплаву. Вода в Косью холодная, красивого изумрудного цвета, скорость течения очень большая, в русле много крупных камней, волны высотой до метра. Река часто делится на рукава, многие из них не обозначены на карте. При ориентировании следует придерживать точных "привязок" (крупные притоки, вершины гор). Балок "Косью", обозначенный на карте, на заболоченной поляне у подножия г. Колокольня оборудован под баню, здесь есть печь, котлы для горячей воды, тазы. Обед. Однако, месторасположение балка на карте указано неточно: домик стоит не в конце поляны (по течению реки), а в начале, почти возле границы леса. Отсюда удобно совершить радиальный выход на массив г. Колокольня, ниже по течению Косью практически не встречается высоких вершин. Ночевка.

10 день. Завтрак. Поднимаемся на г. Пик Высоцкого, на вершине установлена памятная табличка, в туре записка: "Группа туристов из с. Липин Бор Вологодской области в составе: Потапов Г.А., Ерофеев В.В., Плешков И.А. совершила восхождение на пик Высоцкого-Колокольня. Снимаем записку от 30 марта 1997 г. из Инты и от 2 августа 1994 г. из г. Днепропетровска. Мы совершаем поход 5 к.с. Кожим - пер. Олений - г.Янченко - хр. Неприступный - г.Колокольня - Кожим. Теперь идём домой. Восхождение посвящаем памяти великого барда. 17 ч. 00 мин. 14.08.97.". Обед.

Пик Высоцкого на карте не отмечен, судя по отметкам горизонталей, эта вершина имеет высоту 1040 метров. Далее отправляемся на штурм Колокольни Южной (1646 м), но времени не хватает, на вершину так и не успеваем подняться. Склоны Колокольни - крупный курум, кое-где приходится выходить свободным лазанием, на рёбрах вершины множество "жандармов", которые приходится обходить. Траверсировав восточный склон Колокольни Южной, перевалили через ребро и поднимаемся вдоль юго-восточного ребра к вершине, когда до вершины остается метров сто по высоте, мы упираемся в пятиметровую скальную стенку, преодоление которой требует времени. Срок возвращения в лагерь истекает, поэтому поворачиваем обратно. Спускаемся по восточному склону, по снежнику, далее по притоку реки профиль Манараги возвращаемся на стоянку. Радиальный выход на массив горы Колокольня занимает 10 часов.

11 день. Завтрак. Продолжаем сплав по Косью. В русле очень много камней, плот часто "садится" на них, волны захлёстывают в ПСН. С обоих берегов Косью принимает множество притоков. Очень красиво смотрится г.Манарага, Косью огибает её с трёх сторон, поэтому "царицей Урала" можно любоваться довольно длительное время. После впадения в Косью крупного притока Капкан-Вож начинается шивера "Кедровый перекат", обозначенная на карте как "опасный для сплава участок реки". Местные жители отмечают Кедровый перекат как самое сложное место на Косью. Шивера начинается крутым поворотом реки вправо, на юг. В русле стоячие валы высотой до метра, основная масса воды ударяется в скалу на правом берегу.

Обед. Разведка. После разведки решаем обнести этот участок по правому берегу (возможно, не самый удачный вариант обноса). Здесь идёт тропа, но она часто теряется, склон крутой, мелколесье. В некоторых местах удобнее идти по реке вдоль берега. Вырвавшись из скал, река заметно расширяется, течение становится спокойнее, через километр обноса решаем вновь встать на воду. (Ночёвка, разведка дальнейшего участка пути)..

12 день. Завтрак. Продолжаем сплав, предположив, что шивера "Кедровый перекат" закончилась. Однако, отмеченный на карте опасный участок имеет в действительности большую протяжённость. Причалить к берегу не дают большие валуны и мощное течение. Входим в среднюю часть "Кедрового переката", сплав представляет собой слалом между многочисленных камней. В конце шиверы, при повороте реки направо, вся масса воды с силой бьёт в скальную стенку на левом берегу. И: течение исчезает. У скалы глубина реки достигает четырёх метров, но чистота воды позволяет рассмотреть дно до мельчайших подробностей. На правом берегу - невысокие скалы, удобная стоянка, но дров поблизости нет, очевидно, многие группы останавливаются здесь обсохнуть и перевести дух. Какой-то шутник прикрепил на скалу табличку "Набережная Фонтанки". Правый берег действительно очень похож на набережную "цивилизованной" реки ровные, монолитные камни. Сушимся, обедаем.

Несмотря на то, что Косью выходит из гор и по берегам большей частью лес и болота, течение не ослабевает. Особенно большие волны после впадения Нидысея. Нидысей приток Косью, не уступающий ей по ширине. После его впадения - небольшая шивера, не обозначенная на карте (названа Нидысейский перекат), волны высотой 70-80 см захлёстывали гребцов, сидящих на носу судна, с головой.

Далее на карте в левом русле реки обозначен порог. На местности река делится на несколько рукавов, воды в которых практически нет. Порог представляет собой слив с нескольких ступеней из мелкого галечника, нанесённого водой. Проходится в зависимости от уровня воды с предварительной разведкой местности. Мы проходили этот участок по узкой протоке вдоль правого берега (на берегах много коряг), затем узкий слив между наносами из галечника. Проходить лучше в облегчённом варианте - очень мелко! После порога, на правом берегу можно увидеть первую табличку, напоминающую, что мы находимся на территории национального парка. Чем ближе затем мы приближались к посёлку Косью, тем больше таких табличек по берегам. В устье р. Индысей есть жилой домик, отмеченный на карте как туристский приют. На ночёвку останавливаемся на левом берегу, чтобы исключить даже случайное столкновение с "хозяевами" этой земли.

13 день. Завтрак. Подходим к скалам "Ворота", на карте они обозначены на обоих берегах, за ними, после крутого поворота реки на юг, следует порог "Белая лошадь". Порог представляет собой слив между камней, один из которых выступает с правого берега далеко в русло реки. Летом он проходится довольно легко, необходимо держаться середины русла ближе к левому берегу. В большую воду порог, вероятно, опасен. Сразу за поворотом после "Белой лошади", на правом берегу - несколько больших домов. Раньше здесь планировалось построить туристский приют с базой, очевидно, проект потерпел фиаско: дома полуразрушены, единственный сторож.

Не останавливаясь, проходим мимо, держась правого берега. У базы река очень мелкая. Косью течёт в невысоких берегах, после впадения р. Вангыр цвет воды в реке меняется с изумрудного на болотно-серый, непрозрачный. Очень много проток и островов, ориентирование сильно затруднено, нет возможности ориентироваться и по притокам. Отдельные протоки могут, в свою очередь, растекаться на несколько рукавов, некоторые из них упираются в завалы из деревьев. В русле много затонувших коряг. Течение сохраняется вплоть до посёлка, "налегать" на вёсла почти не приходится, хотя скорость движения падает в несколько раз и теперь составляет примерно 4 км/ч. От устья Вангыра встречаются местные рыбаки на моторных лодках.

Разбиваем лагерь. Ночевка.

14 день. Завтрак. Маршрут заканчиваем у водонапорной башни на левом берегу, здесь удобное место для сбора вещей. Можно закончить маршрут у лодочной станции (левый берег), здесь самый короткий путь (местные жители называют это место "Прорыв") до посёлка Косью. Если вы решили дойти до водонапорной башни, тропа до посёлка идёт в северо-западном направлении по водопроводной трубе, закопанной в землю, сначала вдоль реки, потом отходит от неё. Тропа хорошо набита, местные жители её часто используют. От водонапорной башни есть и автомобильная дорога, но по ней добираться гораздо дольше.

Обед. На ж/д станции Косью есть небольшой зал ожидания, кассы не работают, билеты нужно приобретать в поезде. Дежурный по станции, как правило, помогает при посадке в проходящий поезд.

Посадка на поезд Воркута (Косью) - Москва..

день. 17 часов - ж/д дорога.

Перечень снаряжения, необходимого для организации похода - 5 человек.

1. Палатка (лучше каркасная для ночёвки в безлесной зоне).

. Пила, топор.

. Спальный мешок и пенополиуретановый коврик на каждого члена группы.

. Тент на палатку из непромокаемой ткани ("лаке", "серебрянка").

. Комплект котлов.

. Костровое приспособление.

. 20-30 метров основной верёвки.

. Сплавсредство (лучше катамаран), насос.

. Спасательные жилеты на каждого участника.

. Герметические мешки для упаковки вещей (обязательно!).

. Комплект вёсел (лучше с запасной "лопатой").

. Накидки от дождя каждому члену группы.

. "болотные" сапоги 1-2 пары (пригодятся при переправе через реки).

. Репелленты от кровососущих насекомых, сетки Павловского.

. Примус, газовая горелка.

Все снаряжение предоставляется организатором похода и стоит 10 000 руб. на группу из 5 человек.

Средства, необходимые для организации похода.

1. ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ.

На дорогу туда 1764 руб. / чел. (Москва - Воркута (Инта)).

Машина Инта-база Желанная - 1500 рублей).

Информация о работе Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков