Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Развитие и совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт
1.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России
1.2 История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом
1.3 Современное состояние сети национальных парков в России
Выводы по Главе 1
Глава 2. Анализ формирования и развития национальных парков в Российской Федерации на примере национального парка «Югыд ва»
2.1 Общая информация о парке «Югыд ва»
2.2 Анализ результатов деятельности национального парка «Югыд ва»
2.3 Финансовые стратегии и стратегии сокращения издержек. Финансирование приоритетов
Выводы по Главе 2
Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»
3.1 Разработка экстремального туристского маршрута «Приполярный Урал»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию сети национальных парков в РФ
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом по парку.docx

— 3.72 Мб (Скачать файл)

 

 

Визит центры рассмотрены как программа по созданию позитивного образа парка, их реализация не является приоритетной в связи с тем, что доходность визит центров эксперты оценивают невысоко.

Другие финансовые механизмы

В ходе реализации проекта ПРООН/ГЭФ ООПТ РК и бизнес-планирования был исследован дополнительный источник дохода для ООПТ, которым являются национальные лотереи. В этом механизме, обычно процент от цен лотерейных билетов поступает на программы сохранения ООПТ или весь доход передается для системы ООПТ. Лотереи обладают высоким потенциалом как доходная программа, но требуют углубленного анализа выполнимости (политического, административного и финансового) а также требуют законодательной инициативы. Оценки продаж лотерейных билетов не были проведены при бизнес-планировании парка, в связи с тем, что более уместны для всех ООПТ России или Республики Коми. Бенефициаром лотерейного механизма может стать некоммерческое партнерство «Союз ООПТ Республики Коми», имеющие в своих уставных задачах такие возможности.

Анализ программ парка не показал избыточного финансирования ни одной из них, все его программы реализуются при постоянном критическом дефиците финансирования. Однако существует ряд возможностей сокращения издержек, которые штат парка готов реализовать для экономии издержек и сокращения дефицита (пробелов) финансирования, эти стратегии включают:

- Оптовые закупки для парка, позволяющие экономить от 5% средств (данная стратегия не работает применительно к государственным учреждениям, так как закупки совершаются по конкурсам и в некоторых случаях - в результате запроса котировок, однако программа может быть реализована с помощью Некоммерческого партнерства «Союз ООПТ РК»;

Удлинение срока использования оборудования за счет его профилактики. Эта стратегия применима к новой технике и оборудованию, учитывая изношенный парк техники в парке, удаленность компаний, специализирующихся на обслуживании техники, а также отсутствия в парке специального штата слесарей по ремонту оборудования и техники, ее резервы невелики. Программа сопряжена с постепенным прекращением использования парком изношенной техники.

Оптимизация штата (неполный рабочий день, использование труда волонтеров).

Программа реализуется в парке, привлекая волонтеров, и будет расширена через соглашения с Министерством образования, ВУЗами и договорами с частными лицами. В программах парка, связанных с туризмом также может быть использован труд волонтеров.

Эффективная система управления. Систематический анализ расходов и увеличение эффективности финансово-административной системы парка сопряжен с экономией во всех перечисленных стратегиях, однако стратегия вызывает увеличение расходов на дополнительные действия в размере не менее 600 тыс. руб. в год в трех филиалах парка.

Туристические пакеты без обслуживания. Около 90% туристских продуктов в настоящее время предоставляется парком без обслуживания, стоимость таких пакетов низка и оправдана к использованию в низко посещаемые или высоко посещаемые периоды года.

Для оптимизации штата обслуживающего персонала, как альтернатива сопровождению каждой группы гидами, предлагается развитие системы обслуживания (на комфортных базах с полным комплексом услуг) в низовьях рек парка, на которых происходит наложение потоков туристов путешествующих сплавом с верховий рек и туристов «выходного дня».

Альтернативная оплата услуг. Создание альтернативных видов оплаты туристских услуг (интернет, кредитная или платежная карта) и альтернативных мест оплаты (банки, гостиницы, магазины и т.п.), приведет к снижению потребности в штате для взимания платы, непременное условие начала реализации стратегии - развитие инфраструктуры туристских услуг. При существующих потоках, низкой емкости маршрутов и четком планировании потоков парком в отдаленные его участки данная программа мало актуальна. Планируется ее применение после создания стандартных пакетов услуг парком (на приближенных к коммуникациям участках парка при избыточной емкости инфраструктуры таких участков) для продажи пакетов (наборов услуг) по различной цене в зависимости от типа пакета, срока предоплаты и продолжительности купленного обслуживания (например, оплаты услуг могут действовать в течение одного месяца, одного сезона, один год). Если все вышеупомянутые условия соблюдены, программа может также использоваться как инструмент поддержки управления туристскими потоками (клиент может купить пакет годового входа, но прибывать в парк только однажды в течение периода). Эта программа также может быть использована как один из потенциальных видов благотворительности.

Использование более рентабельного оборудования (энергосберегающего, ветровой или водной энергии и др.), в настоящее время реализуется через выбор техники с меньшим расходом топлива, а в перспективе - через развитие традиционных (альтернативных) транспортных средств (например, лошади).

Корпоративные натуральные вклады. Вклады (например, от производителей снегоходной техники, лодочных моторов или мобильных операторов) в обмен на услуги парка для отдыха сотрудников указанных корпораций или в обмен на рекламные акции производителей в парке предполагаются после создания инфраструктуры отдыха и формирования предложений рекламных акций.

Сокращение затрат на строительство инфраструктуры парка. Исключение затрат на приобретение готовой доски и строительных конструкций, способом изготовления их на месте строительства с помощью мобильных деревообрабатывающих комплексов (и исключение доставки готовых материалов до мест строительства), позволяет сэкономить парку не менее 50% стоимости баз, приютов, беседок и мест отдыха в Вуктыльском и Печорском районах, затраты на создание инфраструктуры туризма в парке рассчитаны с применением этой стратегии.

Сокращение затрат на топливо. Использование гужевого транспорта (лошади) там, где это возможно (извоз туристов, вывозка древесины и перевозка грузов вне населенных пунктов, рейды по охране территории), сократят издержки на топливо.

Наиболее важные пять программ высшего приоритета для инвестиций в следующий 5-летний период и предполагаемые инвестиционные потребности включены Таблицу 2.14:

 

Таблица 2.14.

Приоритетные программы сохранения парка для инвестиций в 2013-2018 годах.

Приоритетные программы

Предполагаемая ежегодная инвестиционная потребность, тыс. руб.

1. Система управления  услугами парка

1,500

2. Рекультивация нарушенных  площадей (участков) парка

1,000

3. Очистка от мусора  территории парка

250

4. Микрокредитование инициатив местных жителей

1,500

5. Команда поддержки реализации  и корректировки бизнес-плана

0,350

ИТОГО

4,600


 

 

Кроме приведенных в таблице приоритетных программ по охране природы (не финансируемых в настоящее время или финансируемых крайне недостаточно), для увеличения дохода парка и реализации программ снижения издержек, были оценены и рекомендованы к реализации на основе оценки критериев: доходность/стоимость (экономия), программы, приведенные в Приложении 8.

Управление реализацией программ парка на его территории предусмотрено в рамках специального отдела управления услугами, выполняющего функции, приведенные в Таблице 2.15.

 

Таблица 2.15.

Функции управления программами парка и индикаторы

Функции

Начало периода

Окончание периода

Методика и индикаторы

Система управления услугами парка

1

Система и инструментарий сбора маркетинговой и экономической информации, разработка методов и их реализация, анализ

15.01.

31.12.

Определение целевых групп туристов и методов работы с ними, улучшения, корректировка бизнес-плана, PR, связи с общественностью, коммуникации

2

Совершенствование ассортимента услуг, формирование пакетов услуг, калькуляция их стоимости, продвижение услуг, прогнозы потоков

15.01.

01.05.

Предложение готовых пакетов, увеличение цены предложения от имеющегося уровня на 25%, после развития инфраструктуры на 200% к 2017 году на 300% от исходного уровня

3

Инфраструктура услуг

01.02

01.11

Рост цены тура, увеличение кол-ва дополнительных услуг

4

Временный обсуживающий персонал (обучение, селекция, подготовка)

01.06.

15.10

Увеличение кол-ва дополнительных услуг

5

Система контроля и показатели эффективности

01.01.

31.12.

Введение показателей эффективности и оперативного контроля эффективности, использование инструментария в регулировании потоков и услуг

6

Фандрайзинг и инвестиции

01.01

31.12.

Потребности парка (специальные краткосрочные программы) сформулированы, подтверждены расчетами эффективности использования средств, расходование средств прозрачно, независимая оценка эффективности использования средств проведена, отчет и финансовый отчет

7

Отчетность, включая ежегодные: финансовый отчет, бизнес-отчет, публичный отчет

01.12

15.12

Отчеты включены в ежегодный отчет директора парка, публичный отчет опубликован в прессе и доступен на сайте

8

Корректировка бизнес-плана

05.01

30.03

Бизнес-план корректируется на основе результатов и анализа


 

 

Исходя из требований структурной единицы «отдела управления услугами парка» потребуется укомплектование отдела менеджерами (в сфере услуг) в двух филиалах парка и специалистом маркетологом (на центральной усадьбе). Эксперты и консультанты необходимой квалификации привлекаются по гражданско-правовым договорам.

Стратегия является важной для построения взаимоотношений со стейкхолдерами (например: с органами власти, средствами массовой информации, неправительственными организациями и другими), данная стратегия требует координации со стратегией коммуникаций заповедника, под общей маркой «Объект Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми» (ДЛК).

Стратегия будет включать, но не будет ограничена следующими элементами:

- Цели парка и объекта ДЛК.

Продукты парка и объекта ДЛК (финансовые механизмы и ожидаемый результат их реализации).

Другие элементы бизнес-планов парка и заповедника, которым необходима прозрачность (например, финансовые потребности и пробелы финансирования).

Потенциальные клиенты, инвесторы и партнеры парка и объекта ДЛК. (Группы или стейкхолдеры, заинтересованные в реализации бизнес-планов): для прямых целей бизнес-плана: власть и политики, принимающие решения, руководители частного сектора, потенциальные корпоративные доноры, индивидуальные доноры, местные сообщества и их лидеры, а также исследовательские учреждения.

Потребности потенциальных клиентов, инвесторов и партнеров парка и объекта ДЛК

Инструменты коммуникации, которые используются для этих различных потенциальных клиентов инвесторов и партнеров парка и объекта ДЛК.

Периоды, обязанности и планы выполнения

Оценка стоимости и расчет необходимых ресурсов (финансы и трудовые ресурсы).

Стратегия будет реализована после следующих шагов:

Создание команды для коммуникаций, включая ведущего опытного консультанта.

Предварительная стратегия подготовлена командой коммуникаций и ключевыми стейкхолдерами.

Стратегия представлена широкому кругу стейкхолдеров для комментариев и корректировок (консультации предполагаются индивидуальные, в группах и на симпозиумах).

Координация стратегии и составление планов экспертом коммуникаций, основанным на комментариях и замечаниях, команда коммуникаций завершила стратегию.

Выполнение и периодическое обновление стратегии.

План реализации программ парка, связанных с увеличением его дохода состоит из 13 последовательных этапов, наименование и календарный план которых представлен в Таблице 2.16.

 

Таблица 2.16.

Календарный план реализации программ парка, связанных с увеличением его дохода.

Наименование этапа

Продолжительность этапа, дней

Начало этапа

Конец этапа

Стоимость этапа, руб.

1

Организационный

100

01.03.2012

08.06.2012

60 000,00

2

Проектирование

100

01.03.2012

08.06.2012

120 000,00

3

Строительство

270

01.03.2012

25.11.2012

7 659 700,00

4

Оборудование - транспортные средства

61

01.03.2012

30.04.2012

1 800 000,00

5

Оборудование гостиниц

61

01.10.2012

30.11.2012

4 100 000,00

6

Строительство

270

01.03.2013

25.11.2013

1 300 000,00

7

Оборудование гостиниц

61

01.09.2013

31.10.2013

400 000,00

8

Строительство

270

01.03.2014

25.11.2014

2 000 000,00

9

Оборудование транспортные средства

61

01.03.2014

30.04.2014

450 000,00

10

Оборудование гостиниц

61

01.09.2014

31.10.2014

400 000,00

11

Строительство

270

01.03.2015

25.11.2015

4 000 000,00

12

Оборудование гостиниц

61

01.09.2015

31.10.2015

300 000,00

13

Строительство

270

01.03.2016

25.11.2016

4 000 000,00


 

 

 

Исходя из сортировки программ парка (Приложение 8), ограниченности мобилизованных финансовых ресурсов и после оценки приоритетов, продолжительность реализации природоохранных программ и программ сокращения издержек распределились следующим образом (Рисунок 2.3.).

 

Рисунок 2.3. - Приоритеты и продолжительность реализации природоохранных и доходных программ и программ сокращения издержек

 

Поэтапная реализация программы по поддержанию традиционного образа жизни и культуры местного населения начнется с 2014 года, затраты на ее реализацию составят 10 500 тыс.руб.

Потребность в средствах, их источник, а также план реализации программы будет уточняться.

Ожидается, что после 2017 года начнется программа усовершенствование инфраструктуры парка оптимального уровня, стоимость которой по предварительным оценкам составляет не менее 13 млн. руб., срок реализации - три года. Источник дополнительных средств и план реализации в связи с этими мобилизованными ресурсами программы будет уточняться.

 

Выводы по Главе 2.

 

Расчеты эффективности проекта и их анализ показал, что проект устойчив, а реализация программы развития туризма приведет к росту чистой прибыли парка от туристской деятельности до 5,7 млн.руб. на третий год его реализации и до 9,0 млн.руб. на пятый год, за счет расширения спектра услуг, роста цены услуг и сокращения издержек.

Это позволит национальному парку полностью покрыть недостатки финансирования своей основной деятельности в размере определенного бизнес-планом пробела (недостатка финансирования) базового уровня к 2017 году, а также начать реализацию после 2017 года параллельных программ: а) по сохранению традиционного образа жизни и культуры местного населения, общая стоимость которой определена в 7,5 млн.руб. и будет уточняться, и б) программы по дальнейшему развитию доходов на основе туризма, стоимость которой составляет 10,6 млн. руб., а также начать заполнение промежутков природоохранных программ парка

 

Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»

 

.1 Разработка экстремального  туристского маршрута «Приполярный  Урал»

 

Нитка маршрута: г. Инта - база "Желанная" - оз.В.Балбанты - г.Народная (1895 м, восх.) - перевал "Кар-кар" (1А) - р.Манарага - г.Манарага (1820 м, восх.) - р.Юнковож - р.Косью (сплав) -г. Пик Высоцкого (1040 м, восх.) - г.Колокольня (1646 м, восх. на 1500 м) - р.Косью (сплав) - п.Косью.

Приполярный Урал обладает чётко выраженным альпийским рельефом с многочисленными крутосклонными карами со снежниками и ледниками. Это самая высокая и широкая часть всего Уральского хребта. Большая часть этого района административно относится к Республике Коми, граничащей с севера и запада с Архангельской областью и Ненецким национальным округом, на юге - с Кировской и Пермской областями, на востоке - с Тюменской и Свердловской областями.

Информация о работе Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков