Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Развитие и совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт
1.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России
1.2 История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом
1.3 Современное состояние сети национальных парков в России
Выводы по Главе 1
Глава 2. Анализ формирования и развития национальных парков в Российской Федерации на примере национального парка «Югыд ва»
2.1 Общая информация о парке «Югыд ва»
2.2 Анализ результатов деятельности национального парка «Югыд ва»
2.3 Финансовые стратегии и стратегии сокращения издержек. Финансирование приоритетов
Выводы по Главе 2
Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»
3.1 Разработка экстремального туристского маршрута «Приполярный Урал»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию сети национальных парков в РФ
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом по парку.docx

— 3.72 Мб (Скачать файл)

- парк создается по соседству с заповедниками, крупными заказниками, и т. д., формируя эффективно действующий природоохранный территориальный комплекс;

парк включает ряд малых по площади ООПТ, обеспечивая им дополнительную защиту и усиливая их охранный режим;

парк выступает в роли соединительного «биокоридора», содействуя формированию в регионе устойчивого экологического каркаса (из существующих НП такую роль выполняет, например, национальный парк «Угра», растянувшийся на десятки километров вдоль Жиздры и Угры и соединяющий Брянско-Жиздринское полесье с вяземскими лесами).

С другой стороны, может сложиться ситуация, когда, наоборот, ввиду уже сформировавшегося характера той или иной региональной сети ООПТ создание нового НП станет бесперспективным или попросту ненужным. Может оказаться, что все основные функции подобного парка с успехом выполняются уже существующими здесь ООПТ иных типов.

Надо иметь в виду, что некоторые российские природные заповедники уже давно фактически выполняют функции национальных парков и их туристическое использование осуществляется весьма и весьма интенсивно. Таковы в первую очередь заповедники Тебердинский и «Столбы». В последние годы происходит также активизация туристической деятельности в заповедниках Приморья, в частности - в Дальневосточном морском, где уже создана специальная экскурсионная зона. Поэтому, несмотря на то, что современное законодательство предусматривает развитие эколого-просветительской деятельности в заповедниках, допуская лишь ограниченное их посещение, представляется актуальным вопрос о переименовании подобных заповедников в национальные парки. Это сложная и деликатная проблема, но ее решение может предотвратить многие потенциальные конфликты и избежать нарушений установленного законом режима охраны природных комплексов. Кроме того, это помогло бы избежать и такого нежелательного явления, как «конвергенция заповедников и национальных парков».

Также очевидно, что ряд природных парков России вполне заслуживают повышения статуса до национальных парков. Речь идет в первую очередь о территориях, уже отнесенных к разряду объектов Всемирного природного наследия, - это парк «Белуха» на Алтае и три природных парка на Камчатке («Налычевский», «Быстринский» и «Южно-Камчатский»). То же самое можно сказать о природном парке «Ленские столбы» в Якутии, а также о ряде других объектов, значимость которых явно превышает региональную.

5. Очередность создания национальных парков и основные факторы, ее определяющие.

Исходя из всего вышеизложенного, следует, что общее число национальных парков в рамках единой сети на территории Российской Федерации может в перспективе достигнуть 60-80, и, таким образом, фактически речь идет о возможном удвоении современного количества парков.

Это количество, прежде всего, обосновывается необходимостью охвата всех наиболее достопримечательных и экзотических местностей России, достойных столь высокого статуса. На природных участках, признанных имеющими общегосударственное значение, создавать национальные парки (на больших или меньших площадях, в ближней или отдаленной перспективе) необходимо, и чем раньше будет выявлена и зарезервирована ценная территория, тем лучше.

Это также обосновывается целесообразностью охвата максимально возможного числа биорегионов и необходимостью формирования репрезентативной сети национальных парков в целом по стране. Учитывая потенциальное удвоение числа национальных парков, а также имея в виду возможность увеличения их размеров, можно предположить, что общая площадь российских парков в перспективе может заметно возрасти, достигнув примерно 20-25 млн. га, что составит около 1,2-1,5% от территории страны.

По идее, сеть континентальных парков должна дополняться сетью национальных парков морских, обоснование размещения которых представляет собой отдельную проблему.

Очевидно, что одновременное создание всех предлагаемых парков или хотя бы значительной их части практически нереально, да и нецелесообразно. Это тем более справедливо, если учитывать суровые экономические и социальные реалии сегодняшнего дня, когда дальнейшее быстрое расширение сети национальных парков оказывается невозможным по целому ряду организационных, финансовых и даже политических причин. На первый план сейчас выдвигается задача не количественного, а скорее качественного свойства, а именно - поддержание и стабилизация уже существующих парков.

Следовательно, неизбежно встает вопрос об определении строгой очередности создания национальных парков, которая определяется целым рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие.

Ранг значимости объекта. Когда речь идет о природном феномене, обладающем особенной (глобальной) значимостью, это обусловливает необходимость принятия неотложных мер по его охране, которая требуется независимо от наличия или отсутствия реальной угрозы состоянию объекта, поскольку высокий ранг его ценности - это уже достаточное основание для повышенного внимания.

С данной точки зрения парки в первую очередь целесообразно создавать на базе объектов Всемирного наследия, а также иных природных достопримечательных территорий, сохраняемых по международным конвенциям, договорам и программам.

Наличие реальной угрозы для целостности особо значимых природных комплексов и объектов. С этой позиции к числу первоочередных национальных парков следует относить объекты, которые находятся в местах возможных конфликтов с природо- и ресурсопользователями, то есть там, где имеется реальная угроза состоянию уникального природного комплекса. Присвоение статуса национального парка, по идее, должно предотвратить угрозу утраты ценного объекта.

Транспортная доступность. Национальные парки России призваны не только сохранять природу, но и удовлетворять рекреационный спрос. Национальные парки, в конце концов, создаются для людей, поэтому организация парка, который не может посещаться по причине крайней труднодоступности, будет неразумной (в этом, кстати, состоит отличие России от США, где практически все парки вполне доступны благодаря хорошо развитой транспортной инфраструктуре, а также высочайшей мобильности населения). Поэтому при прочих равных условиях национальные парки следует в первую очередь организовывать в наиболее доступных местностях. То есть речь идет о территориях, которые, во-первых, приближены к крупным центрам, во-вторых, имеют хорошие подъезды и, в-третьих, обладают достаточной транспортной инфраструктурой.

Наличие статуса охраны может значительно повысить шансы территории быть объявленной национальными парками в первую очередь. Иными словами, речь идет об уже существующих ООПТ, которые намечено преобразовать в национальные парки. При этом многое будет зависеть от специфики современного статуса ценной территории, от ее ранга и целевого назначения. К примеру, создание национальных парков на базе существующего природного парка может упроститься за счет того, что две указанные категории объединяет ряд общих задач, во многом схожим оказывается их территориальное устройство, достаточно велика будет и преемственность охранных режимов. Степень общественной поддержки идеи создания национального парка. Данный фактор очень важен - он способен либо существенно продвинуть, либо, наоборот, затруднить процесс образования нового национального парка. Важно оценить популярность идеи его создания, как среди местных жителей, так и в органах местного самоуправления, а также среди представителей местных и региональных хозяйственных структур.

 

Выводы по Главе 3

 

С одной стороны, если речь идет о местности, уже имеющей охранный статус и достаточно популярной, да к тому же отличающейся особенной (международной) ценностью, находящейся вблизи крупных городов, а также испытывающей реальную угрозу разрушения и деградации, - это типичный первоочередной объект. Отодвигать создание здесь парка на далекую перспективу нецелесообразно.

С другой стороны, территорию, которой в текущий момент ничего особенно не угрожает, которая не имеет объектов глобального ранга и к тому же малодоступна, практически неизвестна и не имеет никакого охранного статуса, продвигать в разряд первоочередных объектов едва ли рационально. Это пример парка второй или даже третьей очереди организации, однако в подобных случаях необходимо принять соответствующие меры по резервированию ценного участка каким-либо иным образом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Россия, являясь крупнейшей страной мира, выделяется исключительным разнообразием природных и этнокультурных условий, а также характеризуется неравномерной плотностью населения и разной степенью хозяйственной освоенности отдельных регионов. В столь неоднородных условиях при формировании сети национальных парков особенно важно четко осознавать стратегическую цель этого процесса, которая отвечала бы общегосударственным интересам. Такая цель, или главная установка, должна быть сформулирована предельно четко, чтобы в дальнейшем предотвратить хаотическое формирование сети национальных парков.

В качестве стратегической цели принимается формирование в России мощной и эффективно управляемой сети национальных парков, которая включала бы в себя самые значимые природные феномены и наиболее экзотические природные местности и отражала все природно-ландшафтное и этнокультурное разнообразие страны.

Анализ зарубежного и отечественного опыта позволил сделать ряд рекомендаций относительно дальнейшего развития существующей в России сети национальных парков.

. В качестве приоритетного принципа следует признать ориентацию на уникальные и наиболее ценные объекты, имеющие общегосударственное или даже международное (глобальное) значение.

При этом важно иметь в виду, что уникальность территории может определяться наличием не только каких-то природных феноменов, но также особо ценных объектов культурного наследия.

. В качестве важного инструмента при планировании дальнейшего расширения сети российских парков необходимо использовать принцип репрезентативности, или природно-ландшафтного представительства, что подразумевает охват парками максимально возможного числа биорегионов.

При этом надо ставить цель не только охватить разные биорегионы, но и в максимальной степени представить в национальных парках разнообразные типы ландшафтов, природные зоны и т. д.

. Важно выявлять и поддерживать тесные пространственные и функциональные взаимосвязи национальных парков с другими ООПТ, поэтому любой создаваемый парк должен быть органично вписан как в федеральную систему ООПТ, так и в системы и сети ООПТ, формируемые на региональном и местном уровнях.

. Формирование единой общегосударственной сети парков целесообразно осуществлять поэтапно, реализуя в первую очередь наиболее актуальные предложения. Актуальность создания нового национальных парков определяется рангом ценности природного объекта, реальностью угрозы его утраты, его доступностью, наличием и уровнем уже имеющегося охранного статуса территории и, наконец, степенью общественной поддержки идеи создания парка.

Принципиальная же позиция здесь такова: все отобранные особо ценные территории рано или поздно должны получить статус национального парка, однако ситуация в каждом конкретном случае должна дозреть до оптимальной. А до того времени ценный объект должен быть зарезервирован в каком-то ином охранном статусе.

Представляется, что соблюдение всех вышеперечисленных принципов позволит сформировать сеть национальных парков в России наиболее рациональным образом, она в перспективе сможет адекватно представить природное и культурное наследие почти 1/8 части суши и будет вполне сопоставима с сетями и системами национальных парков развитых стран.

В целом, возрастание популярности отечественных национальных парков, которые в последнее время всё чаще стали появляться в различных туристических маршрутах, обуславливается, прежде всего, тем, что россияне, особенно жители городов, начинают уставать от тяжелой экологической обстановки. Изначально мы размышляем о приобретении себе домика за городом, а затем устремляемся в заповедные места, чтобы закружить голову чистым кислородом и лично убедиться в том, что амурские тигры и бурые медведи всё ещё существуют.

Среди ключевых проблем, тормозящих развитие экологического туризма на ООПТ можно выделить следующие:

1. Слабое развитие или отсутствие инфраструктуры экологического туризма (мини гостиниц и кемпингов, оборудованных экологических троп, оборудованных мест для наблюдений за животными и т.д.). Эта проблема становится особенно актуальна в связи с прогнозируемым ростом потока российских туристов более требовательных к уровню сервиса, чем иностранцы.

. Не соответствие цены качеству предоставляемых услуг, стремление ООПТ взвинчивать цену без предоставления адекватных услуг.

. Дефицит профессиональных кадров, в том числе гидов проводников, интерпретаторов природы.

.. Отсутствие адекватной информации для туристов, недостаточность рекламных и образовательных материалов, в том числе на английском языке.

. Отсутствие единой согласованно маркетинговой стратегии для ООПТ России и отдельных регионов.

. Отсутствие на большинстве ООПТ возможности гарантированной демонстрации животных в природе

. Отсутствие экономических стимулов у сотрудников ООПТ

. Отсутствие необходимой координации деятельности региональных ООПТ, специализированных туристических компаний, общественных организаций и ассоциаций экотуризма.

Перспективы развития экологического туризма в России связаны с развитием экологического туризма на территории заповедников и национальных парков, и определяются успехами в совершенствовании системы управления федеральными ООПТ. По мнению многих специалистов, наиболее конструктивным выходом из сложившейся ситуации является создание специализированного Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное управление в этой сфере и функционирующего под руководством Правительства России. Только с решением этого вопроса потенциал российских ООПТ в полной мере сможет быть задействован для развития экологического туризма.

Информация о работе Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков