Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Развитие и совершенствование строгих форм особо охраняемых природных территорий является существенным фактором сохранения экологических систем в естественном состоянии, снижения процесса сокращения биологического разнообразия, поддержания экологического баланса планеты.
Нетронутая природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать силы, расширять кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История возникновения и становления национальных парков: российский и зарубежный опыт
1.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России
1.2 История возникновения национальных парков и становление их сети в России и за рубежом
1.3 Современное состояние сети национальных парков в России
Выводы по Главе 1
Глава 2. Анализ формирования и развития национальных парков в Российской Федерации на примере национального парка «Югыд ва»
2.1 Общая информация о парке «Югыд ва»
2.2 Анализ результатов деятельности национального парка «Югыд ва»
2.3 Финансовые стратегии и стратегии сокращения издержек. Финансирование приоритетов
Выводы по Главе 2
Глава 3. Разработка туристского маршрута в национальном парке «Югыд ва»
3.1 Разработка экстремального туристского маршрута «Приполярный Урал»
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию сети национальных парков в РФ
Выводы по Главе 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом по парку.docx

— 3.72 Мб (Скачать файл)

. Тоджинская котловина.

. Убсунурская котловина.

. Плато Путорана.

. Озеро Таймыр и горы Бырранга.

. Северная Земля.

Западная Сибирь

1. Алтай (возможно создание нескольких НП).

. Высокогорья хребта Кузнецкий Алатау.

. Салаирский кряж.

Урал

1. Восточные склоны Полярного Урала.

. Восточные склоны Приполярного Урала.

. Река Чусовая.

. Река Сылва и район Кунгурской пещеры.

Поволжье

1. Волго-Ахтубинское междуречье.

. Приволжская возвышенность.

Центральная Россия

1. Район озера Селигер.

Север и Северо-Запад

1. Архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.

. Соловецкие острова.

. Онежский полуостров.

. Северная часть акватории Ладожского озера.

. Северная часть акватории Онежского озера.

. Фенноскандия, включая Хибины, побережье Белого моря, девственные леса на границе с Финляндией, карельские поозерья (возможно создание нескольких НП).

Северный Кавказ

1. Высокогорья Кавказа (возможно создание нескольких НП).

. Район Кавказских минеральных вод.

 

 

Приложение 2

 

Перечень и размещение биогеографических регионов (биорегионов) Российской Федерации

(по А. А. Тишкову, 1995)

1. Полярные пустыни Новой  Земли и Земли Франца-Иосифа.

. Острова высокой Арктики.

. Югорско-Новоземельские тундры.

. Ямало-Гыданские тундры.

. Северо-Таймырские арктические  тундры.

. Кольские низкогорные  тундры и редколесья.

. Большеземельская тундра.

. Обь-Тазовские тундры.

. Таймырские равнинные  тундры.

. Североякутские тундры.

. Чукотские тундры.

. Западносибирская лесотундра.

. Южно-Таймырская лесотундра.

. Карельско-Лапландские леса и озера.

. Северотаежные леса Европейской России.

. Среднетаежные леса Европейской  России.

. Южная тайга Русской  равнины.

. Западносибирские северотаежные леса и болота.

. Западносибирские средне- и южнотаежные леса и болота.

. Центральносибирские таежные леса.

. Ангарские светлохвойные  леса.

. Центральноякутские лиственничные леса и аласы.

. Яно-Индигирская и Колымская низменности.

. Западноевропейские (прибалтийские) леса.

. Леса Центральной России.

. Волжско-Камские леса.

. Западносибирские подтаежные  леса.

28. Амуро-Зейская тайга.

. Сихотэ-Алиньские хвойные и смешанные леса.

. Сахалинские таежные  леса и луга.

. Леса юга Дальнего  Востока (Приморские).

. Лесостепь Центральной  России.

. Умеренно-засушливые степи  юга России.

. Заволжские луговые и  засушливые степи.

. Азово-Черноморские и  северокавказские степи.

. Прикаспийские сухие  степи.

. Южноуральские степи.

. Североказахстанские степи.

. Южносибирские котловинные и предгорные степи.

. Бурятские степи и  южнотаежные леса.

. Прикаспийские полупустыни.

. Северокавказские горные  степи, леса и луга.

. Североуральские леса и тундры.

. Среднеуральская горная тайга.

. Южноуральские смешанные и хвойные леса.

. Путоранские горные тундры и редколесья.

. Среднесибирские темнохвойные  и лиственничные леса.

. Тундры и редколесья  восточносибирских холодных гор.

. Колымские горные тундры  и редколесья.

. Тундры и редколесья  Корякского нагорья.

. Камчатские горные леса, тундры и луга, океанические пустоши.

. Горная тайга Лено-Ангарского междуречья.

. Восточнобайкальские горные леса.

. Приохотноморские горные леса.

. Алтайские горные тундры, леса, луга и степи.

. Саянские горные тундры, леса, луга и степи.

. Забайкальские горные  леса и степи.

. Курильские океанические  луга, пустоши и леса.

 

Приложение 3

 

Программы национального парка «Югыд ва» и их статус

. Эффективное  управление: администрирование и  техническая поддержка

1.1. Администрирование 

Парк располагается в трех административных районах, дирекция парка территориально разобщена на три подразделения, что увеличивает стоимость коммуникаций и требует больших затрат на управленческие функции.

.2. Техническая поддержка

Труднодоступность территории парка, отсутствие дорог, изношенная техника, наличие трех единиц управления диктуют приоритетное развитие этой подпрограммы, с развитием парка техники и собственных транспортных услуг парка актуальность технической поддержки возрастет.

.3. Система управления  услугами парка

Развитие управления туристскими потоками логически следует из задач, установленных для парка. Для оптимизации туристского потока, улучшения качества услуг и увеличения дохода, парку требуется: создать и продвигать туристский продукт; улучшать логистику, рекламу, отношения со стейкхолдерами; привлекать инвестиции; совершенствовать работу с клиентами; управлять туристскими потоками и бизнес-процессами. Это требует создания специального органа управления услугами парка выполняющего маркетинговые, управленческие и бизнес-функции, и что затруднительно в рамках отдела экологического просвещения, туризма и рекреации, имеющего более широкие задачи.

2. Сохранение биологического  разнообразия

2.1. Стационарная охрана  территории (КОП)

Входы на территорию парка четко определены, располагаются в устьях рек, у дорог, практически весь поток туристов проходит через указанные точки, что облегчает контроль, как на входе на маршрут, так и на выходе с маршрута, в связи с этим стационарная охрана является актуальной.

Охрана на постах сезонна. Требования улучшения результативности охраны диктуют отделение функций охраны от оказания сотрудниками охраны туристских услуг.

.2. Мобильная охрана территории

Применяется для выявления нарушений вне сезонного дежурства инспекторов на стационарных постах.

.3. Авиационная охрана  лесов

Применяется для своевременного обнаружения пожаров на отдаленных территориях, затраты компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета.

.4. Тушение лесных пожаров  и предупреждение пожаров

Включает в себя комплекс стандартных мер от профилактики перед пожароопасным сезоном, укомплектования бригад, создания запасов ГСМ и продовольствия, обучения, доставки на место тушения и тушение лесных пожаров. Затраты компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета. Подпрограмма требует создания резервов (запасов) перед пожароопасным сезоном.

3. Восстановление  нарушенных природных комплексов

3.1. Инвентаризация нарушенных  территорий

Нарушенные геологоразведкой и горнорудной промышленностью участки парка были рекультивированы (восстановлены) некачественно или не были рекультивированы, для выявления таких участков, которых по предварительным подсчетам в парке около 250 га, а также для оценки возможностей рекультивации и затрат на нее требуется специальная подпрограмма их инвентаризации.

.2. Рекультивация нарушенных  площадей (участков)

Биологическая рекультивация выявленных участков с учетом рекомендаций инвентаризации требуется для восстановления ландшафтов и растительности на них.

.3. Очистка от мусора  территории парка

Очистка промышленных площадок внутри парка от металлолома осуществляется парком через заключение им договоров со специализированными фирмами. Бытовой мусор требует иной организации работы. Каждый турист оставляет на территории парка не менее 3 кг мусора (поток туристов на сплаве), что суммарно составляет не менее 6 т мусора в год. В настоящее время с туристами заключаются волонтерские договора на сбор мусора, однако программа имеет невысокую эффективность при значительных потерях доходов парком.

4. Исследование  природных процессов, природных  комплексов и объектов

4.1. Исследования и мониторинг  на территории парка

Исследования и мониторинг проводятся по плану работы научного отдела, а также через договора с научными организациями. В условиях устойчивого потока туристов требуется исследования влияния потока на природные объекты и непрерывный мониторинг изменений.

.2. Мониторинг вне территории  парка

Учитывая запланированное развитие ресурсного туризма, в том числе вне территории парка требуется мониторинг популяций на сопредельных территориях, вовлеченных парком в использование.

.3. Публикация и распространение  результатов мониторинга и научных  исследований

Выявление потребителей исследований, опубликование или иное использование материалов исследований, кроме целей их популяризации позволит увеличить доходные потоки и создать позитивный образ национального парка, как поставщика таких услуг.

5. Экопросвещение и позитивный образ парка

5.1. Пополнение экспозиции  музея, ремонт музея

Востребованность экспозиций музея подтверждается потоком посещений его школьниками и туристами, дополнение экспозиций, совершенствование способов подачи материала, дополнение экспозиций виртуальными путешествиями, а также создание микро-музеев на каждом входе на территорию парка позволят создать позитивный имидж парка, ввести туриста в историю традиционного природопользования, что в итоге послужит делу сохранения природы. Музеи могут быть использованы как площадки для обучения туристов «правильному поведению» на территории парка.

.2. Создание обучающего  продукта о парке для вузов  и школ

Осведомленность о парке велика у жителей прилегающих к нему городов и поселков, и мала в отдаленных от него населенных пунктах республики, учитывая, что часть школьных программ по экологии и биологии можно иллюстрировать курсом о природе парка и его продукцией (научной, видео, фото, печатной) подпрограмма оценена как потенциально способствующая позитивному имиджу парка.

.3. Обучение школьников  и студентов в парке (экологические  лагеря)

Программа обучения с активным общением с природой парка позволит заложить основу будущего отношения к природе, волонтерский труд слушателей может быть использован для благоустройства маршрутов в парке и на его усадьбах, что является стратегией снижения издержек.

.4. Публикация и распространение  печатных материалов

Одна из целей создания позитивного имиджа и в то же время один из способов продвижения услуг парка, распространения бережного отношения к природе и культуре.

.5. Веб-сайт парка

Современный способ коммуникаций, маркетинговый инструмент (при наличии обратной связи), один из способов совершенствования туристского продукта и его продвижения и продаж.

.6. Визит-центр парка

Современные концепции визит центров ООПТ предусматривают «продолжение экспозиции в природу». Многофункциональный центр, включающий места для проживания, экспозиции, экомаршруты, коммуникации и др. элементы позволяют создавать доходные потоки, одновременно просвещая посетителей, чего нельзя добиться как в музеях, оторванных от природы, так и на экомаршрутах, оторванных от коммуникаций.

.7. Сувенирная продукция  парка

В зависимости от выбранного способа реализации - это один из способов поддержки местного населения в окрестностях парка, или способ получения дохода парком, и в обоих случаях способ создания позитивного имиджа парка.

.8. Общественное соуправление публичными программами парка

Мировая практика взаимодействия ООПТ и местного населения подразумевает разделение доходов парка, полученных от его деятельности с местными сообществами или получение ими иных преференций от соседства с парком. В настоящее время существует практика свободного доступа в парк в открытые для посещений периоды для местного населения. В настоящее время доход местного населения (а также транспортных и иных компаний) от соседства с парком оценен в сумму около 7,8 млн.руб. в год. или 79% от всего потока средств, который парк приводит на территорию районов своего местонахождения.

.9. Разработка фирменного  стиля парка

Стиль, обеспечивающий узнаваемость парка позволит использовать продукт в собственной рекламе, маркетинговых действиях, акциях, предлагать его на рынок для реализации рекламных проектов производителей Республики Коми и России.

6. Действия по  усовершенствованию системы охраны  парка

6.1. Оценка угроз и инициирование создания буферных и охранных зон (охраняемых) территорий Требования создания буфера на границе с парком позволит избежать угроз от промышленного воздействия непосредственно на границы парка, в то же время сохранит для местного населения возможность вести традиционные виды деятельности на таких территориях, подчиненность таких охранных (буферных) зон парку позволит регулировать природопользование на них и получать небольшой доход.

.2. Обучение инспекторов, в том числе и в обучающем центре (общий для ООПТ РК)

Необходимость постоянного обучения инспекторов диктуется динамичным законодательством, а также пользой систематического обмена опытом и информацией слушателями в таких центрах.

.3. Усовершенствование функций  контроля и охраны

Перекрестные рейды сотрудников ООПТ РК, введение новых способов, маршрутов, видов охраны и фиксации нарушений требуются для введения элемента неожиданности в стандартные способы охраны, что заметно повышает ее эффективность.

.4. Инфраструктура охраны (здания, сооружения, офис, транспорт)

Инфраструктура охраны расположена в местах усадьб, а также входов/ выходов с территории, включает офисы, посты, гаражи, ремонтные мастерские и прочие сооружения, использование инфраструктуры туризма для целей охраны возможно лишь вне туристского сезона.

Использование инфраструктуры охраны для целей туризма ограниченно возможно, как и транспорта.

7. Действия по  дополнительному финансированию  основной деятельности парка

7.1. Действия на основе  туризма.

В настоящее время, каждому посетителю парка предлагают ограниченный список доступных услуг парка и их прейскурант и составляют продукт из списка желаемых туристом услуг, такие сформированные клиентом туры, в среднем, весьма дешевы.

Информация о работе Состояние и перспективы развития сети российских национальных парков