Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат
Описание работы
Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства. Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.
Содержание работы
Введение. 5 1. Семья как объект социальной защиты населения. 9 1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9 1.2 Функции семьи. 11 1.3. Классификации современной семьи. 15 1.4. Проблемы современной семьи. 18 1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20 1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24 1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27 2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32 2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32 2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38 2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48 3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54 3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54 3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57 3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66 3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71 Заключение. 77 Список использованных источников. 80
Социальная защита также учитывает
тот факт, что человек – это субъект городского
сообщества и носитель тех кризисных явлений,
которые оно испытывает.
Находясь в структуре городского
сообщества и выполняя функции по регулированию
кризисных явлений, социальная защита
населения занимает одно из ведущих мест.
По крайней мере, так сложилась ситуация
в настоящее время. Безусловно, находясь
в системе муниципальных учреждений города,
социальная защита оказывает адресную
социальную помощь гражданам, находящимся
в кризисной ситуации. Как механизм регулирования
кризисов городского сообщества, социальная
защита выполняет несколько специфических
функций, и видимо, в обозримом будущем
эта практика будет продолжена:
1) оказание превентивных
мер, включая пропаганду достигнутых результатов,
положительного опыта, а также проведение
социальной политики в пределах своей
компетенции;
2) выявление нуждающихся
граждан в социальной помощи,
диагностика их проблем;
3) оказание адресной социальной
помощи;
4) анализ социально - демографической
ситуации в городе, изучение потребностей
в услугах социального характера и их
реклама;
5) оказание помощи в момент
кризиса и после его преодоления, включение
граждан в активную жизнь социума или
оказание требуемых услуг в зависимости
от состояния здоровья и жизненного кризиса;
6) накопление базы данных
по социальным кризисам, а также достигнутом
положительном опыте по их предупреждению,
разрешению и снятию кризисных последствий;
7) внедрение отечественных
и зарубежных научных достижений в области
управления социальными кризисами и оказанию
адресной социальной помощи.
Каким видится будущее социальной
защиты как одного из механизмов антикризисного
управления города, и какую помощь население
может ожидать от нее? Направления ее деятельности
и приоритеты определяются исходя из государственной
политики РФ, Красноярского края и города,
а также исходя из потребностей населения.
Учитывая социально-экономическую ситуацию
в городе, следует подчеркнуть, что в ближайшее
время услуги социальной защиты будут
актуальными и востребованными.
Таким образом, социальная ситуация
в обществе существенно не изменилась.
Эффективность ряда направлений социальной
защиты (выплата пособий на детей, финансирование
программ занятости и др.) достигла критического
уровня; они перестали оказывать значимое
влияние на положение уязвимых групп населения,
которым были адресованы.
На основании проведенного анализа
можно сделать следующие выводы:
Существенной проблемой до настоящего
времени продолжает оставаться незавершенность
системы актов законодательной и исполнительной
власти, а также создания единых организационных
структур управления системой социальной
защиты населения на муниципальном уровне.
В настоящее время социальная
защита населения (СЗН) формируется по
фрагментарно - эклектическому принципу.
СЗН не имеет адекватного теоретико
- методологического обоснования на местном
уровне.
Отсутствует система концептуальных
подходов к формированию механизма организации
и функционирования системы СЗН, организационно-правового,
морально-этического и экономического
обеспечения дальнейшего развития.
СЗН представляет собой систему
реактивного типа, тогда как необходим
переход к прогностическому, опережающему
ее построению и функционированию с учетом
многовариантного изменения и развития
факторов как внешней, так и внутренней
природы на международном, национальном
и региональном уровнях.
Система СЗН обладает недостаточной
адаптивностью к внешним и внутренним
изменениям, не минимизирует общественные
издержки, не учитывает широкого спектра
изменений на всех уровнях (от мирового
до регионального) социально-экономических
отношений, влияющих на определение контингента
населения, нуждающегося в защите.
3.4. Повышение эффективности
социальной работы с семьей
В качестве критерия эффективности
семейной политики необходимо рассматривать
условия жизнедеятельности здоровой,
благополучной, трудоспособной семьи
с детьми, которая должна определяться
как социальная норма, опора общества
и государства.
Социальная защита семьи как
основополагающая опора общества и государства
предусматривает необходимость всемерно
поддерживать институт семьи. Именно семья
способна сохранить общество, его ценности.
Поэтому семейная политика, ориентированная
на обеспечение людям достойных условий
для создания, сохранения и развития семьи,
неотъемлемая часть социальной защиты
населения.
Система органов и учреждений
социальной работы в нашей стране начала
функционировать сравнительно недавно,
пока недостаточно разработаны многие
содержательные аспекты ее деятельности.
Чтобы обеспечить реализацию важнейших
документов государственной политики
защиты семьи требуется осуществить определенные
меры, разработать новые механизмы и специальные
технологии.
В последние годы принимались
меры социальной защиты семьи, женщин,
детей, в том числе в области защиты социальных
прав, реализации установленных гарантий,
расширился спектр, предоставляемых социальных
услуг. Существующая система социальных
гарантий и механизмы их реализации не
в полной мере обеспечивают защиту данной
категории населения в ситуациях социального
риска. Продолжается снижение уровня и
качества жизни большинства семей, с особой
остротой стоит проблема воспроизводства
населения. Материальная база системы
учреждений, направленных на социальную
защиту, не отвечает всем требованиям
работы, многие учреждения испытывают
проблемы с обеспечением транспортом,
техникой и оборудованием, слабое финансирование
ограничивает потенциал всех учреждений.
Для решения стратегических
задач социальная защита должна изменяться,
совершенствовать свою деятельность в
рамках городского сообщества как целого
по следующим направлениям [49; С. 231]:
1) совершенствование культуры
обслуживания населения через повышение
профессионального роста работников социальной
защиты и улучшение качества материально-технической
базы обслуживания и привлечения современных
технологий социальной работы;
2) формирование перспективных
стратегий развития отрасли и работников
социальной сферы при непосредственном
взаимодействии со смежными ведомствами,
а также принятие во внимание тенденции
в социально-демографической и экономической
городской среде;
3) активное вовлечение
научных кадров в практическую
социальную работу;
4) принятие во внимание
одного из направлений стратегии
социального развития: «Управление
актуальными социальными кризисными
процессами как необходимое условие
стабильного и эффективного развития
городского сообщества».
Решение поставленных задач
требует принятия ряда существенных мер
по совершенствованию механизмов реализации
социальной политики, в частности, в отношении
социальной защиты семьи:
– государственное стимулирование
малого, в том числе семейного предпринимательства;
– развитие сети специализированных
учреждений социального обслуживания
семей, детей и подростков, расширение
перечня оказываемых ими услуг, в том числе
консультативных, психотерапевтических,
по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической
адаптации к новым условиям.
– регулярно анализировать
выполнение законодательства по проблемам
социальной защиты семьи, женщин и детей,
принимать оперативные меры по фактам
отказа в предоставлении семьям с детьми
льгот и преимуществ.
В целях улучшения положения
детей хотелось бы внести предложения
следующего порядка:
– обеспечение дополнительных
гарантий в социальной реабилитации и
адаптации детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации;
– расширение государственной
поддержки и развития новых форм семейного
воспитания детей, лишившихся родительского
попечения (попечительские семьи, фостерные
(приемные) семьи);
– создание эффективной системы
профилактики безнадзорности, наркомании
и правонарушений несовершеннолетних;
– на новый уровень должна быть
поставлена работа по организации оздоровительного
отдыха детей, нуждающихся в особой заботе
государства. Необходимо продолжить практику
создания лагерей дневного пребывания
при центрах социального обслуживания,
обеспечив условия для полноценного отдыха
и реабилитации детей. Особое внимание
должно быть уделено их трудовому воспитанию,
приобщению к общественно полезному труду.
В Красноярске ведётся активная
работа по социальной защите и поддержке
семей. Вместе с тем, в работе социальных
служб г. Красноярска имеет место некоторые
пробелы в области защиты и социальной
поддержке семьи. К их числу можно отнести:
- сосредоточение внимания
на малообеспеченных, многодетных
семьях, семьях группы социального
риска, что оставляет вне пределов
оказываемой социальной поддержки
иные категории семьей; так, например,
в районе практически не ведётся
работа с молодыми семьями, недостаточно
внимания уделяется неполным
семьям;
- отдел по вопросам семьи
малочислен (включает всего четырёх специалистов),
что не позволяет сотрудникам всегда быстро
реагировать на поступающие от населения
сигналы, некоторые заявления граждан
рассматриваются долго;
- недостаточный уровень информатизации
служб СЗН, прямым следствием чего является
громоздкое делопроизводство, волокита,
отсутствие строгой системы в документообороте;
- низкий уровень консультативной
работы по предоставлению семьям
информации юридического, психологического,
бытового и т.д. характера;
- недостаточно активно
ведётся работа по привлечению
спонсорской помощи для оказания
социальной помощи и поддержки
семье; по-прежнему главной статьёй
финансирования мероприятий является
районный бюджет.
В связи с этим можно вынести
следующие рекомендации по оптимизации
работы служб СЗН г. Красноярска.
1. Расширение спектра направлений
деятельности СЗН, превращение в
объекты социальной поддержки
всех категорий семей, проживающие
в районе. Так, одним из объектов
социальной поддержки должны
стать молодые семьи. Сегодня
эта категория семей составляет
1,3 % от общего числа семей. Безусловно,
причин сокращения брачности
масса, но одна из них отсутствие
видимых гарантий как со стороны
федеральных, так и со стороны
районных властей. Гарантированное
предоставление социальных услуг
молодым семьям предполагает
создание и совершенствование
работы учреждений специальной
социальной службы для молодежи.
Наряду с государственными социальными
службами, которые оказывают, прежде
всего, материальную помощь молодой
семье, необходимо совершенствовать
систему социальной помощи молодым
супругам, организуя при органах
социальной защиты консультационные
центры по подготовке молодежи
к семейной жизни.
2. Одной из составляющих социально
поддержки семьи является предоставление
консультативных услуг. В настоящее время
Отдел по вопросам семьи при Администрации
г. Красноярска не справляется с потоком
желающих получить не только материальную
помощь, но и консультативную. Причины
этого коренятся как в недостаточной численности
работников Отдела, так и их недостаточной
компетенции по некоторым насущным проблемам.
Поэтому сейчас как никогда
появилась потребность в возрождении
консультационных центров при органах
социальной защиты, но с более углубленной
методикой медико-психологической, социально-правовой,
социально-экономической помощи семье.
Такая помощь должна носить адресный характер:
помощь каждой конкретной семье, необходимо
индивидуальное консультирование семей.
Сегодня происходит смена регуляторов
семейно-брачных процессов: юридические
и экономические факторы уступают место
социально-психологическим и морально-этическим.
Такие явления, как увеличение числа разводов,
рост количества неудачных, хотя и не распавшихся
браков, замена традиционных брачных отношений
на сожительские, снижение возраста вступления
в сексуальные отношения, снижение уровня
рождаемости, часто выступают значимым
звеном в структуре формирования неврозов,
злоупотреблений алкоголем и развития
алкогольной зависимости, невротических
явлений у детей. Семейное консультирование
как фактор психопрофилактики и социальной
помощи способно оказать в данном случае
благотворное действие.