Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат
Описание работы
Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства. Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.
Содержание работы
Введение. 5 1. Семья как объект социальной защиты населения. 9 1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9 1.2 Функции семьи. 11 1.3. Классификации современной семьи. 15 1.4. Проблемы современной семьи. 18 1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20 1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24 1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27 2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32 2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32 2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38 2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48 3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54 3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54 3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57 3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66 3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71 Заключение. 77 Список использованных источников. 80
Венская декларация и Программа
действий Всемирной конференции по правам
человека, принята на Всемирной конференции
по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене,
провозгласила программу действий в области
укрепления и, таким образом, поощрения
более полного соблюдения прав человека
справедливым и сбалансированным образом.
А так же исходя из Пекинской
декларации и Платформы действий четвертой
Всемирной конференции по положению женщин,
Международной организации труда, Всемирной
организации здравоохранения, Детского
фонда ООН и других международных организаций.
Исходя из анализа данных документов,
можно отметить, что все субъекты семейных
отношений в международном плане достаточно
защищены, согласно перечисленным нормативным
актам обеспечивается благополучие семьи
и всех ее членов как во внутрисемейной
сфере, так и вне ее - в отношениях с государством
и обществом. Однако данные документы
носят больше рекомендательный характер,
присоединение России к этим документам
еще не означает создание адекватной семейной
политики. С другой стороны данные документы
создают фундамент в регулировании семейной
политики.
Исследование международных
источников права позволило выделить
и ряд принципов, которые следует учитывать,
решая вопросы предоставления социального
обеспечения семьям с детьми. В основном,
российское законодательство, регулирующее
эту сферу отношений, им соответствует.
Исключительно важное значение
в реализации основных начал (принципов)
семейного законодательства и достижении
целей правового регулирования семейных
отношений имеет, предусмотренная ст.
7 и 38 Конституции РФ, принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (в ред. от 2006 г.) и п.1.
ст.1. Семейного кодекса РФ от 29 декабря
1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.),
обязательная государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства.
В настоящее время конституционный
принцип защиты семьи, материнства, отцовства
и детства реализуется в законодательстве
РФ и ее субъектов, включая не только семейное
законодательство, но и иные отрасли законодательства:
в том числе об охране здоровья, о социальном
обеспечении, о труде и охране труда, жилищное
законодательство и т. д. Заложенные в
Конвенции о правах ребенка принципы защиты
интересов ребенка нашли свое отражение
при развитии различных отраслей законодательства
России.
Комплексным актом, в котором
наряду с другими нормами содержатся нормы,
относящиеся к праву социального обеспечения
семьи, являются «Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 02.02.2006).
Основы закрепляют понятие охраны
здоровья граждан и ее важнейшие принципы,
права граждан в области охраны здоровья.
Впервые, в источнике права такого высокого
уровня нашло конкретное закрепление
содержание этого права с учетом специфики
субъектов – его носителей. В частности,
в нем отдельно предусмотрены права на
охрану здоровья семьи, беременных женщин
и матерей.
Право социального обеспечения
России – одна из немногих отраслей права,
не имеющих кодифицированного нормативного
акта.
Важное значение в реализации
прав ребенка имеет Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ
(ред. от 21.12.2004), однако следует отметить,
что с разделением с 1 января 2005 г. полномочий
между Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации в Закон внесены
существенные изменения.
В частности, в его новой редакции
установление государственных минимальных
социальных стандартов основных показателей
качества жизни детей передано на уровень
субъектов федерации; в Законе практически
не закреплены гарантии прав детей в области
социального обеспечения.
Отраслевые федеральные законы,
касающиеся социального обеспечения семьи
и детей, могут быть условно подразделены
на три категории представленные далее.
1. Федеральные законы, устанавливающие
порядок и условия предоставления того
или иного вида социального обеспечения
в отношении всех граждан, в том числе
детей. Это, в первую очередь, законы, регулирующие
пенсионное обеспечение. Согласно Федеральному
закону от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» устанавливаются
пенсии по случаю потери кормильца детям,
отнесенным к числу нетрудоспособных
членов семьи умершего кормильца; размеры
пенсий по старости и инвалидности определяются
также с учетом нетрудоспособных членов
семьи, в том числе детей. Федеральный
закон «О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации»
от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.08.2004) регулирует
установление социальных пенсий определенным
категориям граждан, в том числе детям.
Основные начала деятельности учреждений
социального обслуживания, в том числе
по предоставлению различного вида услуг
семьям с детьми, находящимся в трудной
жизненной ситуации, закреплены Федеральным
законом «Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации».
2. Федеральные законы, согласно
которым социальное обеспечение, меры
социальной поддержки предоставляются
определенным категориям граждан, в том
числе детям (Законы РФ от 19 февраля 1993
г. «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.08.2004),
«О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993
N 4530-1 (ред. от 22.08.2004) и др.).
Так, в соответствии с Федеральным
законом «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991
№ 1244-1 (ред. от 02.02.2006) увеличивается на
100 % размер пособий на детей, предоставляется
бесплатное питание для детей до трех
лет с молочной кухни (при ее отсутствии
выплачивается ежемесячная денежная компенсация).
Порядок установления статуса
ребенка-инвалида, в соответствии с которым
он впоследствии приобретает право на
социальное обеспечение, закреплен в Федеральном
законе о «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ
(ред. от 31.12.2005).
3. Федеральные законы, регулирующие
вопросы социального обеспечения только
в связи с материнством и детством. Например,
Федеральный закон «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ
(ред. от 05.01.2006) устанавливает основы правового
регулирования отношений, возникающих
в связи с деятельностью по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
в том числе предоставления услуг учреждениями
социального обслуживания, которые в силу
данного закона входят в систему профилактики.
Сюда же относятся Федеральный
закон «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от
22.12.2005), а также вступивший в силу с 1 января
2007 г. Федеральный закон от 29 декабря 2006
г. «О дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей» согласно
которым установлена выплата следующих
пособий:
а) пособие по беременности и
родам;
б) единовременное пособие женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях
в ранние сроки беременности;
в) единовременное пособие при
рождении ребенка;
г) единовременное пособие при
передаче ребенка на воспитание в семью;
д) ежемесячное пособие по уходу
за ребенком.
Государственные пособия назначаются
и выплачиваются следующим гражданам
Российской Федерации, проживающие на
территории Российской Федерации; постоянно
проживающим на территории Российской
Федерации иностранным гражданам и лицам
без гражданства, а также беженцам; временно
проживающие на территории Российской
Федерации и подлежащие обязательному
социальному страхованию иностранные
граждане и лица без гражданства.
Государство вводит ограничение
на категории граждан получающих пособия,
так пособия лишаются граждане Российской
Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства, дети которых находятся
на полном государственном обеспечении,
граждане Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства, лишенные
родительских прав, граждане Российской
Федерации, выехавшие на постоянное место
жительства за пределы Российской Федерации.
Весьма существенно, что в соответствии
с Налоговым Кодексом РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ
(ред. от 30.12.2006, с изм. от 23.03.2007) , эти пособия
не подлежат налогообложению [3; С. 487]. Тем
не менее, с точки зрения прожиточного
минимума эти меры не достаточны для нормального
и полного обеспечения матери и новорожденного.
Вопросы социального обеспечения
семей с детьми регулируются, главным
образом, в рамках законодательных актов,
которые регламентируют социальное обеспечение
как семей с детьми, так и других категорий
граждан, причем в большей степени это
характерно для нормативных правовых
актов, издаваемых Российской Федерацией.
Так, законодательством о труде, в частности
Трудовой кодекс РФ (в ред. от 30.12.2006) [7;
С. 764] в целях создания благоприятных условий
для воспитания детей предусматриваются
специальные меры для родителей в виде
предоставления женщинам отпусков по
беременности и родам, по уходу за ребенком
до достижения им возраста трех лет, дополнительных
оплачиваемых выходных дней. Для беременных
женщин запрещены ночные, сверхурочные
работы и командировки. Законом запрещено
отказывать в заключении трудового договора
женщинам по мотивам, связанным с беременностью
и наличием детей.
Нормы, направленные на защиту
прав и законных интересов детей, других
членов семьи, содержатся в гражданском
и жилищном законодательстве: например,
о сохранении жилого помещения за детьми,
утратившими попечение родителей, на все
время пребывания в воспитательном учреждении.
Жилищным кодексом РФ от 29.12.2004
№ 188-ФЗ (от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2005)
предусмотрено, что жилые помещения подлежат
передаче в собственность только на добровольной
основе, при наличии согласия на приватизацию
всех совместно проживающих совершеннолетних
членов семьи, а также несовершеннолетних
в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о
приватизации). Следовательно, законность
приватизации будет соблюдена тогда, когда
в ней участвуют все проживающие в жилом
помещении лица либо достигнуто соглашение
на передачу жилья только одному или нескольким
из них (отказ от приватизации).
Необходимо учитывать жилищные
права граждан, которые в данной квартире
на момент приватизации не проживают,
но имеют законное право на проживание.
Статьей 71 ЖК РФ установлено, что временное
отсутствие нанимателя жилого помещения
по договору социального найма, кого-либо
из проживающих совместно с ним членов
его семьи или всех этих граждан, не влечет
за собой изменение их прав и обязанностей
по договору социального найма.
Согласно п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок,
в отношении которого родители (один из
них) лишены родительских прав, сохраняет
право собственности на жилое помещение
или право пользования жилым помещением,
а также сохраняет имущественные права,
основанные на факте родства с родителями
и другими родственниками, в том числе
право на получение наследства.
Что касается отказа от участия
в приватизации несовершеннолетнего,
то Пленум Верховного Суда Российской
Федерации в постановлении «О некоторых
вопросах применения судами Закона РФ
«О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации» от 24 августа 1993 г. № 8 (ред.
от 25 октября 1996 г.) указал следующее: «Учитывая,
что в соответствии со статьями 28 и 37 ГК
РФ опекун не вправе без предварительного
разрешения органа опеки и попечительства
совершать некоторые сделки, в том числе
влекущие отказ от принадлежащих подопечному
прав, а попечитель давать согласие на
совершение таких сделок, отказ от участия
в приватизации может быть осуществлен
родителями и усыновителями несовершеннолетних,
а также их опекунами и попечителями лишь
при наличии разрешения указанных выше
органов» [30; С. 45].
Несмотря на то, что Пленум Верховного
Суда Российской Федерации указал на порядок
отказа от участия в приватизации несовершеннолетних
лиц, их участие в приватизации фактически
обязательно [30; С. 46]. Согласно ч. 2 ст. 7
Закона о приватизации в договор передачи
включаются несовершеннолетние лица,
имеющие право пользования данным жилым
помещением и проживающие совместно с
лицами, которым это жилое помещение передается
в общую с несовершеннолетними собственность,
или несовершеннолетние, проживающие
отдельно от указанных лиц, но не утратившие
право пользования данным жилым помещением.
Таким образом, право на приватизацию
сохраняют несовершеннолетние, снятые
с регистрационного учета по различным
основаниям, направленные в образовательные
и лечебные учреждения, к родственникам
и опекунам (попечителям), в том числе и
к приемным родителям.
В системе мероприятий по защите
материнства и детства особое место принадлежит
мерам по защите законных прав и интересов
детей. Постановлением Правительства
РФ от 25.08.2000г. № 625 «О федеральных целевых
программах по улучшению положения детей
в Российской Федерации» [39; С. 85] утверждены
федеральные целевые программы: «Дети
Севера», «Дети Чернобыля», «Дети – сироты»,
«Дети – инвалиды», «Планирование семьи»,
«Развитие индустрии детского питания»,
«Одаренные дети», «Дети семей беженцев
и вынужденных переселенцев», «Безопасное
материнство», «Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
в составе президентской программы «Дети
России». Указом Президента РФ от 16.11.2001г.
№ 1328 «О президентских программах по улучшению
положения детей в РФ» [31; С. 20] программам
«Дети-инвалиды», «Дети-Сироты», «Одаренные
дети», «Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
присвоен статус президентских программ.