Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат
Описание работы
Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства. Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.
Содержание работы
Введение. 5 1. Семья как объект социальной защиты населения. 9 1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9 1.2 Функции семьи. 11 1.3. Классификации современной семьи. 15 1.4. Проблемы современной семьи. 18 1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20 1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24 1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27 2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32 2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32 2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38 2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48 3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54 3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54 3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57 3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66 3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71 Заключение. 77 Список использованных источников. 80
Нормативно-правовыми основами
семейной политики выступает, как международная
практика в области социальной защиты
семьи, так и современное российское законодательство,
программы региональной власти и научные
разработки современной науки и практики
в области социальной работы с семьей.
По результатам анализа реализации
семейной политики в Красноярском крае
необходимо отметить, что в основном внимание
сосредоточение на малообеспеченных,
многодетных семьях, семьях группы социального
риска, что оставляет вне пределов оказываемой
социальной поддержки иные категории
семьей; так, например, практически не
ведётся работа с молодыми семьями, недостаточно
внимания уделяется неполным семьям.
3. Методы и инструменты
социальной защиты семьи (на примере
Центра социальной помощи семье
и детям Октябрьского района)
3.1. Основные направления
работы с современной семьей
Деятельность Центра социальной
помощи семье и детям Октябрьского района
г. Красноярска (далее по тексту Центра)
направлена на защиту прав семьи и детей
и помощь со стороны государства, на их
обслуживание, на улучшение социально
- экономических условий жизни, а также
на улучшение показателей социального
здоровья и благополучия детей, содействие
стабильности семьи, как социального института,
связей семьи с обществом и государством,
установление гармоничных семейных отношений.
В связи с этим Центр осуществляет:
- мониторинг социальной и
демографической ситуации, уровня социально-экономического
благополучия семьи и детей;
- выявление и дифференцированный
учет семей и детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, нуждающихся в социальной
поддержке;
- определение и предоставление
(постоянно, временно, на разовой основе)
конкретных видов и форм социально-экономических,
социально-правовых, социально-психологических
и иных социальных услуг;
- поддержку семей и отдельных
граждан в решении проблем самообеспечения,
реализации собственных возможностей
по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- социальный патронаж
семей и детей, нуждающихся в
социальной помощи, реабилитации
и поддержке;
- оказание помощи гражданам,
перенесших психофизическое насилие;
- участие в работе по профилактике
безнадзорности несовершеннолетних, защите
их прав;
- участие в привлечении государственных,
муниципальных и негосударственных органов,
организаций и учреждений к решению вопросов
оказания социальной помощи гражданам
и координацию их деятельности в этом
направлении;
- внедрение в практику новых
форм и методов социального обслуживания
в зависимости от характера нуждаемости
семьи и детей в социальной поддержке,
а также в зависимости от местных социально
- экономических условий;
- проведение мероприятий
по увеличению объема предоставляемых
социальных услуг и улучшению их качества;
- проведение мероприятий
по повышению профессионального
уровня работников Центра.
Структура Центра представлена
на рисунке 5.
Рисунок 5. - Структура Центра
социальной помощи семье и детям Октябрьского
района
Количественные и качественные
характеристики услуг, оказанных семьям
и детям, нуждающимся в социальной помощи.
Всего в 2006 г. Центром населению
Октябрьского района было оказано 66790
тыс. услуг. Численность обслуженных составила
17934 человека, число обращений - 59781, из
них обслужено: семей с детьми - 3344 (число
обращений - 46532), несовершеннолетних -
3043 ребенка (число обращений - 29891). То есть,
практически, каждый четвертый житель
района, в той или иной форме, пользовался
услугами Центра.
В соответствии с основными
направлениями государственной семейной
политики, приоритетным направлением
в работе Центра является формирование
здорового нравственно-психологического
и социального климата в семье. В связи
с этим, основными задачами работы Центра
в 2006 году являлись: профилактика негативных
явлений в семье, повышение ее авторитета,
поддержка семьи, как естественной среды
жизнеобеспечения детей, обеспечение
помощи в развитии и воспитании детей,
их успешной адаптации в обществе, защита
их прав, а также поддержка детей, находящихся
в особо трудных обстоятельствах. Центр
оказывает семьям с детьми следующие услуги:
1) консультирование по
вопросам самообеспечения граждан
и их семей, развития семейного
предпринимательства, надомных промыслов,
другим вопросам улучшения клиентами
своего материального положения;
2) консультирование по
вопросам, связанным с правом
граждан на социальное обслуживание
в государственной, муниципальной
и негосударственной системах
социальных служб и защиту
своих интересов;
3) консультирование (индивидуальное
и групповое) по социально медицинским
вопросам (планирование семьи, гигиена
питания и жилища, избавление
от избыточного веса, вредных
привычек, психосексуальное развитие
и др.);
4) социально-педагогическое
консультирование, социально-педагогическая
диагностика и обследование личности,
педагогическая коррекция;
5) консультирование по
социально-правовым вопросам (гражданское,
жилищное, семейное, трудовое право;
права детей, женщин, отцов, инвалидов
и др.);
6) содействие семьями, имеющим
детей с ограниченными умственными
и физическими возможностями;
7) обучение детей-инвалидов
навыкам самообслуживания, поведения
в быту и общественных местах,
самоконтролю, навыкам общения и
другими формами жизнедеятельности;
8) организация и проведение
клубной и кружковой работы
для формирования и развития
интересов клиентов;
9) содействие в решении
вопросов занятости: трудоустройстве,
направлении на курсы переподготовки,
поиске временной (сезонной) работы,
работы с сокращенным рабочим
днем, работы на дому;
10) содействие в получении
страхового медицинского полиса;
11) анимационные услуги (экскурсии,
посещение театров; выставок, концерты
художественной самодеятельности,
праздники и другие культурные
мероприятия);
12) содействие в предоставлении
нуждающимся детям услуг оздоровления
и их направлении на санаторно-курортное
лечение.
Работу с семьей и детьми осуществляют
все отделения Центра. Одним из главных
направлений в этой работе является повышение
психолого-педагогической культуры и
грамотности родителей. Этим занимается
Отделение психолого-педагогической помощи.
В 2006 году отделение работало в соответствии
с задачами и проблемами, выявленными
по итогам 2005 года. Эта работа охватывала
родителей, имеющих детей разных возрастов
- от новорожденных до студентов. Практика
показала, что главной задачей психолого-педагогической
службы является восстановление семейного
воспитания и вовлечение семьи в образовательный
процесс, а также личностная и интеллектуальная
диагностика детей, родителей, выявление
основных психологических проблем, и определение
приоритетных целей и задач коррекционной
и развивающей работы с детьми.
3.2. Психологические
основы социальной работы с
семьей
Семейное консультирование
представляет собой относительно новое
по сравнению с семейной психотерапией
направление оказания психологической
помощи семье. Первоначально всеми основными
открытиями и наработками эта область
была обязана семейной психотерапии. Наиболее
значимыми для развития семейного консультирования
факторами стали: переориентация психоанализа
на работу с семьей как в форме детско-родительских
отношений, так и в форме совместной супружеской
терапии в 1940-х гг. Начало разработки системного
подхода Н. Аккерманом; создание Дж. Боулби
теории привязанности; распространение
бихевиоральных методов диагностики и
терапии на работу с семьей и создание
совместной семейной психотерапии В. Сатир.
Благодаря значительным успехам семейной
психотерапии и бурному росту спроса на
ее услуги число членов Американской терапевтической
ассоциации по браку и семье за десятилетие
с 1978 по 1986 гг. удвоилось. Бурное развитие
практики сделало востребованным и развитие
научных исследований в области семьи,
что привело к выделению самостоятельной
особой психологической дисциплины - психологии
семьи. Параллельно развитию семейной
психотерапии и семейной психологии шло
интенсивное развитие сексологии, в которой
главными вехами стали работы А. Кинси,
В. Мастерса и В. Джонсона и начало консультирования
в этой сфере семейных отношений.
В отечественной науке интенсивное
развитие семейной психотерапии началось
в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Однако еще
в конце XIX в. возникло учение о «семейном
лечении» различных психических расстройств
и необходимости проведения семейной
диагностики. Основоположником семейной
терапии в России считают И.В. Маляревского,
который в своем лечении психически больных
детей и подростков исходил из необходимости
специальной работы в рамках «семейного
воспитания» с родственниками больных
детей. Значительную роль в становлении
отечественной семейной психотерапии
сыграли ученые Психоневрологического
института им. В.М. Бехтерева - В.К. Мягер,
А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров,
Т.М. Мишина. Э.Г. Эйдемиллер выделяет три
основных этапа в развитии отечественной
семейной психотерапии. На первом - «психиатрическом»
- этапе исследователи исходили из представления
о семье как совокупности входящих в нее
индивидуальностей, учет которых позволяет
разработать рекомендации по оптимизации
жизни семьи и каждого из ее членов. На
втором - «психодинамическом» (психоаналитическом)
- этапе фокусом терапии стали сформированные
в детском возрасте неадекватные модели
поведения, переносимые впоследствии
личностью в супружеские и детско-родительские
отношения в собственной семье. Наконец,
третий этап - системная психотерапия
- характеризуется синтезом системного
подхода и психологии отношений В.Н. Мясищева
и созданием оригинальной концепции патологизирующего
семейного наследования (Э.Г. Эйдемиллер).
Ведущим принципом семейной психотерапии,
развиваемой в рамках этого направления,
является принцип взаимной акцептации
психотерапевта и семьи. Важным фактором
развития семейной психотерапии, определившим
становление семейного консультирования
как особой психологической практики,
в нашей стране явились работы В.В. Столина,
А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, А.Я. Варги
и др.
История семейной психотерапии
и история семейного консультирования
столь тесно переплетены и взаимообусловлены,
что это дает основание ряду исследователей
и практиков считать семейное консультирование
разновидностью семейной психотерапии,
имеющей отличительные признаки, границы
и объем вмешательства. Для решения вопроса
о том, является ли семейное консультирование
видом семейной психотерапии или качественно
иной практикой оказания психологической
помощи, необходимо уточнить содержание
самого понятия «психотерапия», выявить
сходство и различия консультирования
и психотерапии. Проблема социального,
научного и прикладного статуса, содержания
и перспектив развития психотерапии в
контексте становления психологической
практики в современном обществе стала
предметом глубокого и всестороннего
анализа и оживленной международной дискуссии.
Психотерапия (лечение души) рассматривается
как особый вид межличностного взаимодействия,
при котором пациентам, страдающим от
болезни, оказывается профессиональная
помощь психологическими средствами в
решении связанных с ней психологических
проблем.
Сегодня можно говорить о психотерапии
в медицинском, социологическом, психологическом
и философском аспектах. В философском
аспекте психотерапия выступает как определенный
вид общения между людьми, в социологическом
- как инструмент социального контроля
и манипуляции сознанием и поведением
людей. Наконец, в психологическом - как
метод психологического воздействия,
обеспечивающий личностный рост, развитие
и научение личности. В медицинском аспекте
психотерапия есть система лечебного
воздействия на психику больного и через
психику на соматическое состояние и функционирование
организма, а также на психологические
проявления человека.
Цели семейного консультирования
могут быть определены как развивающие,
коррекционные, профилактические, адаптивные.
Развивающие цели связаны с ростом ресурсов
семьи в сфере самоорганизации и саморазвития.
Итогом психологической работы становится
рост компетентности семьи в разрешении
нормативных и ненормативных кризисов
и проблем. Коррекционные цели предполагают
оптимизацию ролевой структуры семьи,
повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности
браком, улучшение межличностной коммуникации.
Профилактические цели связаны с ростом
фрустрационной толерантности семьи,
адаптивные - с успешным разрешением конфликтов,
кризисов, проблем семьи. Очевидно, что
разделение всех названных целей возможно
лишь на уровне научной абстракции.
Важной социальной задачей семейного
консультирования является консультирование
семьи в трудной жизненной ситуации. Ее
признаки: детская дезадаптация и нарушения
развития детей, супружеская рассогласованность,
неадекватное взаимодействие семьи с
социумом (микро- и макросоциум), личностные
нарушения и дезорганизация в семье. В
процесс консультирования должны быть
включены как практические учреждения
- центры психолого-социально-педагогической
поддержки семьи, учреждения собственно
системы образования, отраслей социальной
сферы, управленческие и административные
учреждения, - так и специалисты, непосредственно
работающие с семьей.