Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат
Описание работы
Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства. Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.
Содержание работы
Введение. 5 1. Семья как объект социальной защиты населения. 9 1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9 1.2 Функции семьи. 11 1.3. Классификации современной семьи. 15 1.4. Проблемы современной семьи. 18 1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20 1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24 1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27 2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32 2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32 2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38 2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48 3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54 3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54 3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57 3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66 3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71 Заключение. 77 Список использованных источников. 80
- стимулирование развития
видов добровольного страхования,
особенно детей и молодежи, направленных
на создание дополнительных возможностей
поддержки семьи на ответственных
этапах ее жизненного цикла; реализация
мер по обеспечению устойчивости
и надежности страховых систем
в выполнении страховых обязательств;
- увеличение в федеральном
бюджете целевых расходов на
мероприятия по социальной поддержке
семьи, женщин и детей, обеспечение
защищенности финансирования важнейших
мероприятий;
- повышение эффективности
использования выделяемых средств,
в том числе за счет объединения
ранее принятых программ в
этой сфере, концентрации усилий
на наиболее важных и приоритетных
направлений этих программ;
- создание внебюджетного
фонда поддержки материнства и детства,
определение источников его финансового
пополнения и основных направлений расходования;
- создание благоприятных
условий для более полного использования
возможностей негосударственного сектора
для решения проблем улучшения положения
семьи, женщин, детей и молодежи;
- закрепление норм по обеспечению
жизненно важных социальных гарантий
семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных
актах, регулирующих распределение полномочий
органов государственной власти и взаимоотношения
федерального бюджета и бюджетов субъектов
РФ;
- совершенствование законодательства
в области защиты прав и интересов семьи,
женщин, детей и молодежи.
В семейной политике заметно
влияние двух теорий: одна подчеркивает
роль социально-экономических факторов
в развитии семьи, другая - роль конфликтов
участников общественно - политического
процесса. Согласно первой теории, называемой
индустриализационной, изменения экономической
среды (например, индустриализация, урбанизация)
создают новые потребности. Социально-экономическая
и демографическая среды обитания семьи
являются главными движущими силами в
развитии государственной семейной политики.
Снижение рождаемости, рост численности
малоимущих семей, тендерные вопросы заставляют
органы государственной власти во всем
мире расширять и реформировать систему
поддержки семьи [23; С. 109]. Деятельность
политических партий, общественных организаций,
публикации ученых могут привлекать внимание
к проблемам семьи и заставить органы
государственной власти более активно
действовать по поддержке семьи. Политика,
по определению Э. Гидденса – «это средство,
к которому власть прибегает для осуществления
своих целей» [29; С. 67]. Какие цели в отношении
объекта политики - семьи преследует власть
в разных странах мира, какие средства
использует для достижения желаемого
результата [23; С. 110].
Анализ отечественной и зарубежной
литературы, нормативно-правовых актов
по вопросам семьи показывает, что семейная
политика в разных государствах имеет
различные главные цели. В то время как
во Франции например, основная цель ее
- повышение рождаемости, в странах Северной
Европы - достижение равенства прав и возможностей
мужчин и женщин, в южноевропейских странах
- поддержка молодых семей [37, С. 133]. Правительства
США и Великобритании не включают ее в
сферу своей ответственности. Китайское
руководство в 1979 г. провозгласило «политику
однодетной семьи». Для поощрения такой
семьи разработана система льгот (лучшее
обеспечение жилплощадью, бесплатное
образование и медицинское обслуживание).
Для городских жителей однодетная семья
должна стать нормой, в сельской же местности
разрешается обзаводиться вторым ребенком,
а иметь третьего большинству жителей
запрещено. Нарушители подвергаются денежным
штрафам, к ним применяются меры административного
воздействия. Так, за рождение третьего
ребенка родителям снижают зарплату [37;
С. 134].
В России современная семейная
политика - результат длительного развития,
начавшегося с ограниченных мер по защите
матери и ребенка и направленного в сторону
комплексной деятельности государства
по поддержке института семьи в целом.
В истории государственной семейной политики
нашей страны можно выделить три этапа:
1-й этап (1917 - 1930 г), характеризующийся
созданием работающим женщинам
условий для сочетания материнства
с трудом в условиях общественного
производства. Для них были установлены
отпуск по беременности (1,5 мес. -
2 мес.), пособие по беременности,
оплачиваемые перерывы на кормление
ребенка (1,3 перерыва по 20 мин.) в течение
рабочего дня, был запрещен труд
женщины в шахтах.
2-й этап (1930 - 1970 гг.), характеризующийся
ориентацией на высокую рождаемость
и многодетность. В 1940 - 1944 гг. был
принят закон о выплате пособий
многодетным матерям, начиная с 4-го
ребенка, установлены специальные
награды; в 1944 г. введен статус матери-героини;
с 1944 г. были введены пособия одиноким
матерям; в 1936 г. запрещены аборты; с
1939 г. увеличились алименты на
детей.
3-й этап (1970 – 1980 гг.), был
ориентирован на преодоление
малообеспеченности семьи с детьми.
В 1985 г. было принято постановление
правительства № 235 по увеличению
пособия на детей во всех
семьях, благодаря которому выросли
пособия на территориях, где рождаемость
была низкой (Вологодская, Владимирская
и др. обл.). В 1970 г. увеличилось пособие
инвалидам, а к 1986 г. - пособие вдовам
на детей (ежегодно около 40 тыс. мужчин
в трудоспособном возрасте уходят
из жизни). В результате неполных
семей в 1996 г. было 13,6 %, в 2003 г. их стало
20 - 25 % [28; С. 58].
В 1985 г. был создан «алиментный
фонд» в собесах для выплат пособии семьям,
родители детей которых находятся в розыске.
В 1981 г. увеличено пособие одиноким
матерям. В 1987 г. появились положительные
результаты: в этом году была самая высокая
рождаемость в стране - 2,5 млн. граждан
(в том числе в РФ родилось 1600 тыс. детей).
С началом 90-х гг. XX в. (период
так называемых реформ) рождаемость резко
падает: в год рождается примерно 800 - 900
тыс. младенцев. Вместе с тем возрастает
младенческая смерть. По данным ВОЗ (Всемирной
организации здравоохранения), допускается
10 % детской смертности от количества новорожденных.
В нашей стране этот порог был превышен
[55; С. 255].
Рубежным документом по увеличению
пособий семьям с детьми стало постановление
Верховного Совета РФ от 10 апреля 1990 г.
№ 1420 «О неотложных мерах по улучшению
положения семьи, женщин, охраны материнства».
С этого момента начала формироваться
структура управления семейной политикой.
В Верховном Совете РФ был создан комитет
по проблемам материнства и детства. Позже
в Государственной думе и Совете Федерации
возникли комитеты по семье и детям. В
1990 г. при президенте РФ стала работать
координационная комиссия по «семье, женщинам
и демографии». В настоящее время эта комиссия
ликвидирована, теперь она работает при
Совете Федерации. Создаются центры социального
обслуживания семьи в регионах страны.
В настоящее время уже более 2 тыс.[30; С.
7].
В мае 1996 г. Указом президента
страны были утверждены «основные направления
государственной семейной политики».
В них дано определение государственной
семейной политики, которая является составной
частью государственной политики и представляет
собой целостную систему принципов, оценок
и мер организационного, экономического,
правового, научного, информационного
и кадрового характера, направленную на
улучшение условий и качества жизни семей.
Основные направления государственной
семейной политики включают:
а) обеспечение условий для преодоления
негативных тенденций бедности и стабилизации
материального положения семей, уменьшение
бедности и увеличение помощи малоимущим
семьям;
б) обеспечение работникам, имеющим
детей, благоприятных условий для сочетания
трудовой деятельности с выполнением
семейных обязанностей;
в) кардинальное улучшение охраны
здоровья семьи;
г) усиление помощи семье в воспитании
детей.
В Российской Федерации основными
принципами государственной семейной
политики провозглашены:
а) самостоятельность и автономность
семьи в принятии решений относительно
своего развития;
б) равенство семей и всех их
членов в праве на поддержку независимо
от социального положения, национальности,
места жительства и религиозных убеждений;
в) приоритет интересов каждого
ребенка;
г) равноправие между мужчинами
и женщинами в достижении более справедливого
распределения семейных обязанностей,
а также в возможностях самореализации
в трудовой сфере и в общественной деятельности;
д) единство семейной политики
на федеральном и региональном уровнях;
е) партнерство семьи и государства,
разделение ответственности за семью,
сотрудничество с общественными объединениями,
благотворительными организациями и предпринимателями;
ж) принятие на себя государством
обязательств по безусловной защите семьи
от нищеты и лишений, связанных с вынужденной
миграцией, чрезвычайными ситуациями
природного и техногенного характера,
войнами и вооруженными конфликтами;
з) осуществление дифференцированного
подхода в предоставлении гарантий по
поддержанию социально приемлемого уровня
жизни для нетрудоспособных членов семьи
и создание экономически активным членам
семьи условий для обеспечения благосостояния
на трудовой основе;
и) преемственность и стабильность
мер государственной семейной политики.
Таким образом, семейная политика
является часть социальной политики государства.
Приоритетное место в ряду мер, направленных
на улучшение положения семей, занимает
реализация государственной семейной
политики, направленной на укрепление
стабильности семей, профилактику бедности
и улучшение материального положений
семей с детьми, обеспечение условий работающим
женщинам для рождения и воспитания детей,
повышение роли отцов в воспитании детей.
Социальные условия перехода к более высокому
типу развития в XXI веке требуют высокой
вертикальной мобильности, а это предполагает
совершенно иной тип социальной политики,
заключающийся в переходе от узко понимаемой
социальной защиты к выравниванию стартовых
возможностей молодежи. Мировой опыт убедительно
доказывает решающую роль образования
как главной выравнивающей силы в современных
условиях.
В условиях демократических
реформ особенно важно через образование,
помогая, таким образом семье ориентировать
молодое поколение на понимание проблем
нового этапа развития России, вытекающих
из них требований к уровню духовности,
культуры, образованности, профессиональной
компетентности и социальной активности.
2.2. Нормативно-правовые
основы семейной политики в
России
Семейному законодательству
в России отводится важное место в обеспечении
прав и интересов членов семьи. Оно исходит
из необходимости:
- укрепления семьи;
- построения семейных отношений
на чувствах взаимной любви, уважения
и взаимопомощи;
- ответственности перед
семьей всех ее членов;
- недопустимости произвольного
вмешательства в дела семьи;
- обеспечения беспрепятственного
осуществления семейных прав;
- возможности судебной
защиты семейных прав.
Нормативно-правовая база семейной
политики в РФ складывается из следующих
уровней правового регулирования:
- международные акты в
области охраны семьи и семейной
политики;
- Конституция РФ, конституционные
и федеральные законы;
- Законы субъектов Федерации;
- указы, постановления местной
власти.
Международный уровень регулирования
семейной политики исходит из ряда основополагающих
документов представленных далее.
Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, провозглашающая
в качестве основных принципов закона
и общества права и свободы человека.
Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах, принят резолюцией
2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря
1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г. Соглашение
всех присоединившихся стран о создании
условия для реализации экономических,
социальных и культурных правах, так же
как и своими, гражданскими и политическими
правами.
Конвенция о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин.
Принята и открыта для подписания, ратификации
и присоединения резолюцией Генеральной
Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление
в силу: 3 сентября 1981 года, в соответствии
со статьей 27 (1), соглашение о провозглашении
и принятии принципа равноправия женщин.
Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией
44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября
1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990
года, соглашение о приоритетности защиты
прав ребенка всеми странами участниками.