Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат

Описание работы

Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.
Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.

Содержание работы

Введение. 5
1. Семья как объект социальной защиты населения. 9
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9
1.2 Функции семьи. 11
1.3. Классификации современной семьи. 15
1.4. Проблемы современной семьи. 18
1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20
1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24
1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38
2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54
3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54
3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57
3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66
3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71
Заключение. 77
Список использованных источников. 80

Файлы: 1 файл

материнство и детство.docx

— 119.16 Кб (Скачать файл)

- стимулирование развития  видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных  на создание дополнительных возможностей  поддержки семьи на ответственных  этапах ее жизненного цикла; реализация  мер по обеспечению устойчивости  и надежности страховых систем  в выполнении страховых обязательств;

- увеличение в федеральном  бюджете целевых расходов на  мероприятия по социальной поддержке  семьи, женщин и детей, обеспечение  защищенности финансирования важнейших  мероприятий;

- повышение эффективности  использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения  ранее принятых программ в  этой сфере, концентрации усилий  на наиболее важных и приоритетных  направлений этих программ;

- создание  внебюджетного  фонда  поддержки  материнства  и  детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования;

- создание  благоприятных  условий  для  более  полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи;

- закрепление  норм  по  обеспечению  жизненно  важных  социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- совершенствование  законодательства  в  области  защиты  прав  и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.

В семейной политике заметно влияние двух теорий: одна подчеркивает роль социально-экономических факторов в развитии семьи, другая - роль конфликтов участников общественно - политического процесса. Согласно первой теории, называемой индустриализационной, изменения экономической среды (например, индустриализация, урбанизация) создают новые потребности. Социально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являются главными движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, тендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки семьи [23; С. 109]. Деятельность политических партий, общественных организаций, публикации ученых могут привлекать внимание к проблемам семьи и заставить органы государственной власти более активно действовать по поддержке семьи. Политика, по определению Э. Гидденса – «это средство, к которому власть прибегает для осуществления своих целей» [29; С. 67]. Какие цели в отношении объекта политики - семьи преследует власть в разных странах мира, какие средства использует для достижения желаемого результата [23; С. 110].

Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах имеет различные главные цели. В то время как во Франции например, основная цель ее - повышение рождаемости, в странах Северной Европы - достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в южноевропейских странах - поддержка молодых семей [37, С. 133]. Правительства США и Великобритании не включают ее в сферу своей ответственности. Китайское руководство в 1979 г. провозгласило «политику однодетной семьи». Для поощрения такой семьи разработана система льгот (лучшее обеспечение жилплощадью, бесплатное образование и медицинское обслуживание). Для городских жителей однодетная семья должна стать нормой, в сельской же местности разрешается обзаводиться вторым ребенком, а иметь третьего большинству жителей запрещено. Нарушители подвергаются денежным штрафам, к ним применяются меры административного воздействия. Так, за рождение третьего ребенка родителям снижают зарплату [37; С. 134].

В России современная семейная политика - результат длительного развития, начавшегося с ограниченных мер по защите матери и ребенка и направленного в сторону комплексной деятельности государства по поддержке института семьи в целом. В истории государственной семейной политики нашей страны можно выделить три этапа:

1-й этап (1917 - 1930 г), характеризующийся  созданием работающим женщинам  условий для сочетания материнства  с трудом в условиях общественного  производства. Для них были установлены  отпуск по беременности (1,5 мес. - 2 мес.), пособие по беременности, оплачиваемые перерывы на кормление  ребенка (1,3 перерыва по 20 мин.) в течение  рабочего дня, был запрещен труд  женщины в шахтах.

2-й этап (1930 - 1970 гг.), характеризующийся  ориентацией на высокую рождаемость  и многодетность. В 1940 - 1944 гг. был  принят закон о выплате пособий  многодетным матерям, начиная с 4-го  ребенка, установлены специальные  награды; в 1944 г. введен статус матери-героини; с 1944 г. были введены пособия одиноким  матерям; в 1936 г. запрещены аборты; с 1939 г. увеличились алименты на  детей.

3-й этап (1970 – 1980 гг.), был  ориентирован на преодоление  малообеспеченности семьи с детьми. В 1985 г. было принято постановление  правительства № 235 по увеличению  пособия на детей во всех  семьях, благодаря которому выросли  пособия на территориях, где рождаемость  была низкой (Вологодская, Владимирская  и др. обл.). В 1970 г. увеличилось пособие  инвалидам, а к 1986 г. - пособие вдовам  на детей (ежегодно около 40 тыс. мужчин  в трудоспособном возрасте уходят  из жизни). В результате неполных  семей в 1996 г. было 13,6 %, в 2003 г. их стало 20 - 25 % [28; С. 58].

В 1985 г. был создан «алиментный фонд» в собесах для выплат пособии семьям, родители детей которых находятся в розыске.

В 1981 г. увеличено пособие одиноким матерям. В 1987 г. появились положительные результаты: в этом году была самая высокая рождаемость в стране - 2,5 млн. граждан (в том числе в РФ родилось 1600 тыс. детей).

С началом 90-х гг. XX в. (период так называемых реформ) рождаемость резко падает: в год рождается примерно 800 - 900 тыс. младенцев. Вместе с тем возрастает младенческая смерть. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), допускается 10 % детской смертности от количества новорожденных. В нашей стране этот порог был превышен [55; С. 255].

Рубежным документом по увеличению пособий семьям с детьми стало постановление Верховного Совета РФ от 10 апреля 1990 г. № 1420 «О неотложных мерах по улучшению положения семьи, женщин, охраны материнства». С этого момента начала формироваться структура управления семейной политикой. В Верховном Совете РФ был создан комитет по проблемам материнства и детства. Позже в Государственной думе и Совете Федерации возникли комитеты по семье и детям. В 1990 г. при президенте РФ стала работать координационная комиссия по «семье, женщинам и демографии». В настоящее время эта комиссия ликвидирована, теперь она работает при Совете Федерации. Создаются центры социального обслуживания семьи в регионах страны. В настоящее время уже более 2 тыс.[30; С. 7].

В мае 1996 г. Указом президента страны были утверждены «основные направления государственной семейной политики». В них дано определение государственной семейной политики, которая является составной частью государственной политики и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленную на улучшение условий и качества жизни семей.

Основные направления государственной семейной политики включают:

а) обеспечение   условий   для   преодоления   негативных   тенденций бедности и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

б) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

в) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

г) усиление помощи семье в воспитании детей.

В Российской Федерации основными принципами государственной семейной политики провозглашены:

а) самостоятельность  и  автономность  семьи  в  принятии  решений относительно своего развития;

б) равенство семей и всех  их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

в) приоритет интересов каждого ребенка;

г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;

д) единство  семейной  политики  на  федеральном  и  региональном уровнях;

е) партнерство  семьи  и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

ж) принятие  на  себя  государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;

з) осуществление  дифференцированного  подхода  в  предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

и) преемственность  и  стабильность  мер  государственной  семейной политики.

Таким образом, семейная политика является часть социальной политики государства. Приоритетное место в ряду мер, направленных на улучшение положения семей, занимает реализация государственной семейной политики, направленной на укрепление стабильности семей, профилактику бедности и улучшение материального положений семей с детьми, обеспечение условий работающим женщинам для рождения и воспитания детей, повышение роли отцов в воспитании детей. Социальные условия перехода к более высокому типу развития в XXI веке требуют высокой вертикальной мобильности, а это предполагает совершенно иной тип социальной политики, заключающийся в переходе от узко понимаемой социальной защиты к выравниванию стартовых возможностей молодежи. Мировой опыт убедительно доказывает решающую роль образования как главной выравнивающей силы в современных условиях.

В условиях демократических реформ особенно важно через образование, помогая, таким образом семье ориентировать молодое поколение на понимание проблем нового этапа развития России, вытекающих из них требований к уровню духовности, культуры, образованности, профессиональной компетентности и социальной активности.

 

2.2. Нормативно-правовые  основы семейной политики в  России

 

Семейному законодательству в России отводится важное место в обеспечении прав и интересов членов семьи. Оно исходит из необходимости:

- укрепления семьи;

- построения  семейных  отношений  на  чувствах  взаимной  любви, уважения и взаимопомощи;

- ответственности перед  семьей всех ее членов;

- недопустимости произвольного  вмешательства в дела семьи;

- обеспечения беспрепятственного  осуществления семейных прав;

- возможности судебной  защиты семейных прав.

Нормативно-правовая база семейной политики в РФ складывается из следующих уровней правового регулирования:

- международные акты в  области охраны семьи и семейной  политики;

- Конституция РФ, конституционные  и федеральные законы;

- Законы субъектов Федерации;

- указы, постановления местной  власти.

Международный уровень регулирования семейной политики исходит из ряда основополагающих документов представленных далее.

Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, провозглашающая в качестве основных принципов закона и общества права и свободы человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г., вступил в силу 3 января 1976 г. Соглашение всех присоединившихся стран о создании условия для реализации экономических, социальных и культурных правах, так же как и своими, гражданскими и политическими правами.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление в силу: 3 сентября 1981 года, в соответствии со статьей 27 (1), соглашение о провозглашении и принятии принципа равноправия женщин.

Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года, соглашение о приоритетности защиты прав ребенка всеми странами участниками.

Информация о работе Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми