Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат
Описание работы
Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства. Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.
Содержание работы
Введение. 5 1. Семья как объект социальной защиты населения. 9 1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9 1.2 Функции семьи. 11 1.3. Классификации современной семьи. 15 1.4. Проблемы современной семьи. 18 1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20 1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24 1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27 2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32 2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32 2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38 2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48 3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54 3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54 3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57 3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66 3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71 Заключение. 77 Список использованных источников. 80
Недостаточно разработано взаимодействие
органов социальной защиты семьи с органами
ЗАГСа по оказанию услуг юридического,
психологического характера, по оказанию
социально-правовой, социально-экономической
помощи, с привлечением к активному участию
общественных и благотворительных организаций,
предпринимателей и трудовых коллективов.
То, что наибольшую финансовую
нагрузку по оказанию социально помощи
семье несут местные бюджеты, стало нормой.
Однако в ряде регионов муниципалитетам
удалось развернуть активную деятельность
по привлечению внебюджетных источников
финансирования.
Заключение
В результате проделанной работы
приходим к следующим выводам.
Государственная семейная политика
представляет собой целостную систему
мер экономического, правового, социального
характера, адресованных непосредственно
семье. От эффективности этой политики
зависит не только благополучие каждого
человека, но и общества в целом.
Результаты проведенных исследований
свидетельствуют об углублении долгосрочных
тенденций изменения семьи и влиянии на
положение российских семей социально-экономических,
политических, социокультурных условий
переходного периода. На функционирование
семей воздействуют объективные процессы
изменения брачно-семейных отношений,
характерные для всех экономически развитых
стран: семья становится более независимой
от социального окружения, растет доля
семей, простых по структуре, состоящих
из двух человек.
Динамика числа семей и семейная
структура населения определяется снижением
рождаемости и уменьшением числа детей
в семьях, ростом числа разводов, увеличением
доли внебрачных рождений.
По таким показателям уровня
жизни, как имущественная обеспеченность
и жилищные условия, российские семьи
во многом отстают от семей развитых стран.
Отрицательно влияет на экономический
потенциал семей растущий уровень безработицы.
Тем не менее, ценность семьи
и семейного образа жизни остается для
россиян очень высокой. В весьма напряженной
социально-психологической атмосфере,
свойственной большинству семей, стали
появляться и некоторые положительные
тенденции, в частности формируется осознанное
желание родителей иметь ребенка независимо
от материальных условий.
Семья остается ведущим социальным
институтом в формировании и развитии
социально значимых ценностей и установок
личности, социализации подрастающего
поколения.
С принятием указа Президента
РФ «Об основных направлениях государственной
семейной политики» впервые в нашей стране
семейная политика получила государственный
статус и официальное определение. В ряде
регионов разработаны и осуществляются
целевые программы семейной политики,
расширяется сеть учреждений социальной
помощи семье и детям.
Существенным шагом в сфере
регулирования брачно-семейных отношений
явилось принятие в марте 1996 года Семейного
кодекса РФ, который в большей степени
отражает новые социально-экономические
реалии.
Развитие системы социального
обслуживания семей является необходимым
звеном в целостной системе мер, ориентированных
на улучшение сферы социального обслуживания
населения. Важнейший шаг в этом направлении
- Федеральный закон РФ «Об основах социального
обслуживания населения РФ».
Федеральные мероприятия семейной
политики в России дополняются мерами,
принимаемыми и реализуемыми на уровне
субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Необходимость совершенствования
семейной политики на региональном и местном
уровне обусловлена, прежде всего, общественными
потребностями. По своей природе и предназначению
семья является союзником общества в решении
его коренных проблем, утверждении нравственных
устоев, социализации детей, развитии
культуры и экономики. Общество заинтересовано
в активно действующей семье, способной
выработать и реализовать собственную
жизненную стратегию, обеспечить не только
свое выживание, но и развитие. Однако
интересы и возможности семьи реализуются
сегодня крайне недостаточно. Становление
полноценной семейной политики в стране
осложняют неразвитость законодательной
базы семейной политики, стратегий, практических
механизмов и технологий ее реализации;
недооценка семейной политики как самостоятельного
направления государственной деятельности,
прежде всего на федеральном уровне; отсутствие
среднесрочной программы стабилизации,
укрепления и развития социального института
семьи, соответствующих механизмов и технологий
ее реализации; совокупность объективных
и субъективных факторов, вынуждающих
сохранять остаточный принцип финансового,
материально-технического, кадрового
обеспечения политики в отношении семьи.
Важнейшей задачей семейной
политики должна стать разработка и реализация
стратегий и механизмов, позволяющих активно
развивать потенциал семьи на основе совершенствования
ее отношений с государством, более полной
реализации институциональных прав и
потребностей. Семейная политика, дополняя
и углубляя общесоциальные меры, призвана
содействовать решению специфических
проблем семьи, что имеет особое значение
в период проведения реформ.
Необходимо разрабатывать такие
меры семейной и демографической политики,
которые будут адекватными для разрешения
существующих демографических проблем.
Иначе семья как социальный институт будет
все более и более разрушаться, а население
страны - сокращаться в условиях низкой
рождаемости.
Одним из путей совершенствования
работы в данной сфере может стать создание
попечительского совета с включением
в его состав представителей не только
муниципальных учреждений, но и представителей
общественных, политических организаций,
коммерческих структур. Попечительский
совет возьмет на себя функции по созданию
внебюджетного фонда социальной поддержке
семей района.
Рассмотренный комплекс мероприятий
позволили бы сделать работу муниципальных
органов по социальной защите семьи более
эффективной, адресной, что, безусловно,
способствовало бы более успешной реализации
государственной социальной политики
в России.
Список использованных
источников
1. Европейская Конвенция о защите
прав человека и основных свобод [Текст]
// СЗ РФ. - 1998. - № 14. - Ст. 1514; № 20. - Ст. 2143.
2. Конституция Российской Федерации
в ред. на 15.02.2004 г. [Текст] // Кодексы и законы
РФ. - СПб: «Весь», 2004.-С. 430-442.
3. Налоговый кодекс Российской
Федерации в ред. от 05.08.2000 г. [Текст] // Кодексы
и законы РФ. – СПБ: «Весь», 2003. - С. 454-617.
4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря
1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.) [Текст]
// Кодексы и законы РФ. - СПБ: «Весь», 2006.
- С. 528 – 542.
5. Гражданский кодекс РФ. Часть
первая [Текст] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301
- 3302; 1996. - № 9. - Ст. 773; № 34. - Ст. 4026.
6. Гражданский кодекс РФ. Часть
вторая. от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ с последующими
изменениями и дополнениями [Текст] // СЗ
РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410 - 411; № 34. - Ст. 4025; 1997.
- № 43. - Ст. 4903.
7. Трудовой кодекс РФ 2001г. [Текст]
// Кодексы и законы РФ. - СПб: «Весь», 2004.
- С. 740 – 800.
8. Федеральный закон РФ от 15.11.1997
№143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
[Текст] // Кодексы и законы РФ. - СПб: «Весь»,
2004. - С. 163 – 218.
9. Федеральный закон РФ от 19.05.1995
№ 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» с последующими изменениями
и дополнениями [Текст] // СЗ РФ. - 1995. - №
21. - Ст. 1929; № 48. - Ст. 4566; № 26. - Ст. 3028; № 49.
- Ст. 5489; 1997. - № 1. - Ст. 3; 1998. - № 30. - Ст. 3613;
№ 31. - Ст. 3812.
10. Федеральный закон РФ
от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ»
[Текст] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
11. Федеральный закон РФ
от 12.01.1996 № 7 – ФЗ «О некоммерческих
организациях» [Электронный ресурс]
// СПС КонсультантПлюс.
12. Федеральный закон РФ
от 19.04.1991 № 1032–I «О занятости населения
в Российской Федерации» в
ред. Федерального закона от 20.04.1996
№ 36-ФЗ с последующими изменениями
и дополнениями [Текст] // Ведомости
РСФСР. - 1991. - № 18. - Ст. 565; СЗ РФ. - 1996. -
№ 17. - Ст. 1915; № 30. - Ст. 3613.
13. Указ Президента РФ
от 01.06.2000 № 543 «О первоочередных
мерах по реализации Всемирной
декларации об обеспечении выживания,
защиты и развития детей» [Текст]
// Ведомости РФ. – 2000. - № 23. - Ст. 1276.
14. Указ Президента РФ
от 14 мая 1996 № 712 «Об основных направлениях
государственной семейной политики»
[Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
15. Указ Президента от14.05.2001
г. № 712 «Основные направления государственной
семейной политики» [Текст] // СЗ РФ. - №
21. - Ст. 2460.
16. Постановление Совета
министров – Правительства РФ
от 23.08.1993 № 848 «О реализации Конвенции
ООН о правах ребенка и Всемирной
декларации об обеспечении выживания,
защиты и развития детей» с
изменениями, внесенными постановлением
Правительства РФ от 08.10.1998 № 1174 [Текст]
// СЗ РФ. - 1998. - № 41. - Ст. 5034.
17. Постановление Государственной
Думы Федерального Собрания РФ
от 05.12.1999 № 881-ГД «О социальной
защите и поддержке семьи, детей
и молодежи» [Текст] // СЗ РФ. - № 51.
- Ст. 5754.
18. Положение о порядке
назначения и выплаты государственных
пособий гражданам, имеющим детей.
Утверждено постановлением Правительства
РФ от 04.09.1995 № 883 с последующими
изменениями и дополнениями [Текст]
// СЗ РФ. - 1995. - № 37. - Ст. 3628; № 6. - Ст.568;
№ 38. - Ст. 4434; 1997. - № 8. - Ст. 950; № 36. - Ст. 4174.
19. Концепция реализации
семейной политики от 28.03.2000 № 21.
Утверждены Постановлением Законодательного
собрания Красноярского края
№ 14-1343П от 05.06.2001 «О концепции
семейной политики, защиты прав
и законных интересов детей, поддержки
детства на 2001 – 2005годы» [Электронный
ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
20. Постановление совета
администрации Красноярского края
от 10.09.2002 № 344-П «Об утверждении
Положения об управлении ЗАГС»
[Электронный ресурс] // СПС консультантПлюс.
21. Постановление от 06.04.2004
№ 153 «О данных мероприятиях, осуществляемых
Министерством здравоохранения» [Электронный
ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
22. Антокольская, М.В. Лекции
по семейному праву [Текст] / М.В. Антокольская.
- М.: Юристъ, 1995. – 152 с.
23. Артюхов, А.В. Государственная
семейная политика и ее особенности
в России [Текст] / А.В. Арюхов. - // Социс.
- 2002. - № 7. - С. 108 – 110.
24. Белякова, А.М. Советское
семейное право [Текст] / А.М. Белякова,
Е.М. Ворожейкин. - М.: Юрид. лит., 1974. – 372
с.
25. Боровиков, Л. Кризисы в
семье [Текст] / Л. Боровиков // Общероссийская
газета «Честное слово». - 1998. - 29 окт.
– С. 2.
26. Брейксли, С.Д. Проблемы
молодых семей [Текст] / С.Д. Брейксли,
С. Уоллерстайна. - СПб.: Лига, 1993. – 72 с.
27. Ворожейкин, Е.М. Комментарий
к законодательству о регистрации
актов гражданского состояния [Текст]
/ Е.М. Ворожейкин, В.А. Грачева. – М.:
Юрид. лит., 1977. – 275 с.
29. Гидденс Э. Социология [Текст
] / Э. Гидденс. - М.: Эдиториал УРСС, 1997.
– 267 с.
30. Давыдова, Л.А. Семейная
политика – как направление
социальной политики [Текст] / Л.А. Давыдова.
// Стратегии развития института
семьи в Красноярске. Материалы
научно-практической конференции
в Красноярске. - М., 2003. - С. 6 – 10.
31. Дармодехин, С.В. Государственная
семейная политика: проблемы теории
и практики [Текст] / С.В. Дармодехин.
- М.: Государственный НИИ семьи
и воспитания, 1998. – 48 с.
32. Дармодехин, С.В. К вопросу
о разработке законодательства
о семейной политике [Текст] / С.В.
Дармодехин. // Семья в России. - 2000.
- № 3 - 4. - С. 18 - 22.
33. Дорохина, О.В. Исследование
политики государства в отношении
семьи [Текст] / О.В. Дорохина. // Семья
в России. - 1997. - № 2. - С. 12 – 18.
34. Зуйкова, Е.М Молодая
семья [Текст] / Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова.
- М.: Союз, 1999. – 34 с.
35. Игнатенко, А. Брачный договор.
Законный режим имущества супругов
[Текст] / А. Игнатенко, Н. Скрыпников. - М.:
ИИД «Филинъ», 1997. – 112 с.
36. Ипотека в России: прошлое
настоящее [Текст] / под ред. И.С. Радченко.
- М.: Гросс Медиа, 2004. – 320 с.
37. Климантова, Г.И. Государственная
семейная политика современной
России [Текст] / Г.И. Климантова. М., 2004.
– 375 с.
38. Нечаева, А.М. Семья как
самостоятельный объект правовой
охраны [Текст] / А.М. Нечаева. // Государство
и право. - 1996. - № 12. - С. 99 - 107.