Взаимосвязь семейной политики и социальной работы с семьей и детьми
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 12:32, реферат
Описание работы
Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства. Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционых прав и свобод граждан.
Содержание работы
Введение. 5 1. Семья как объект социальной защиты населения. 9 1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей. 9 1.2 Функции семьи. 11 1.3. Классификации современной семьи. 15 1.4. Проблемы современной семьи. 18 1.4.1 Демографическая ситуация современной семьи в России и г. Красноярске 20 1.4.2 Проблема обеспеченности жильем современной семьи. 24 1.4.3 Проблемы молодой семьи. 27 2. Государственная семейная политика как основа социальной работы.. 32 2.1. Цели и принципы государственной семейной политики. 32 2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России. 38 2.3. Социальная работа с семьей как реализация государственной семейной политики. 48 3. Методы и инструменты социальной защиты семьи (на примере Центра социальной помощи семье и детям Октябрьского района) 54 3.1. Основные направления работы с современной семьей. 54 3.2. Психологические основы социальной работы с семьей. 57 3.3 Эффективность социальной защиты современной семьи. 66 3.4. Повышение эффективности социальной работы с семьей. 71 Заключение. 77 Список использованных источников. 80
Таким образом, семья является
фундаментальным институтом, важнейшей
социальной ценностью, первоосновой общества.
Семья обеспечивает всем своим членам
экономическую, социальную, духовную и
физическую безопасность, заботу о малолетних,
престарелых и больных; условия для социальной
защиты детей и молодежи.
1.2 Функции семьи
Функция (лат. functio - совершение,
исполнение) - 1) деятельность, роль объекта
в рамках некоторой системы, которой он
принадлежит; 2) вид связи между объектами,
когда изменение одного из них влечет
изменение другого, при этом второй объект
также называется функцией первого. В
различных отраслях знания применяются,
как правило, оба понятия функции. Так,
в социологии можно говорить, с одной стороны,
о функции какого-либо социального института
(например, семьи) в обществе, а с другой
- о некотором социальном явлении как функции
другого явления (например, о преступности
как функции экономического положения)
[45; С. 323].
В семье реализуются основные
потребности человека, реализуются важные
общественные функции [22; С. 24].
Репродуктивная функция семьи
– основная функция воспроизводства потомства.
Воспитательная функция семьи
состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные
потребности в отцовстве и материнстве;
в контактах с детьми и их воспитании;
в том, что родители могут «реализоваться»
в детях. В ходе выполнения воспитательной
функции семья обеспечивает социализацию
подрастающего поколения, подготовку
новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция
семьи заключается в удовлетворении материальных
потребностей членов семьи (в пище, крове
и т. д.) и содействует сохранению их здоровья;
в ходе выполнения семьей этой функции
обеспечивается восстановление затраченных
в труде физических сил.
Функция духовного общения -
удовлетворение потребностей в совместном
проведении досуга, взаимном духовном
обогащении. Эта функция играет значительную
роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального
контроля состоит в обеспечении выполнения
социальных норм членами семьи, в особенности
теми, кто в силу различных обстоятельств
(возраст, заболевания и т. д.) не обладает
в достаточной степени способностью самостоятельно
строить свое поведение в полном соответствии
с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция
- удовлетворение сексуально-эротических
потребностей членов семьи. С точки зрения
общества важно, что семья при этом осуществляет
регулирование сексуально-эротического
поведения ее членов, обеспечивая биологическое
воспроизводство общества.
Эмоциональная функция семьи
- удовлетворение ее членами потребностей
в симпатии, уважении, признании, эмоциональной
поддержке, психологической защите. Данная
функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию
членов общества, активно содействует
сохранению их психологического здоровья.
Именно эта функция имеет большое значение
в современной семье.
Особенно велико значение брачных
отношений в преодолении стрессовых ситуаций.
Именно надежное супружеское содружество
по данным психологов является основным
буфером, защищающим от психологически-травмирующих
воздействий.
Успешный брак, благополучная
семья - это одно из средств укрыться от
одиночества. Убежать от стресса и неприятностей
на работе. Он защищает от распада личности
во все более обезличивающемся мире. Успешный
брак - это не значит брак без проблем.
В браке все функции обновляются. Счастливый
брак это своего рода процесс непрерывных
перемен.
Радикальные экономические
и политические реформы, проводимые правительством
России, породили глубокие кризисные процессы.
Они своим негативным влиянием привели
к тому, что современная семья не выполняет
своих основных функций. Рассмотрим некоторые
из возникших проблем в области функциональной
роли семьи.
Генеративная функция обусловлена
необходимостью продолжения человеческого
рода, что является не только биологической
потребностью, но также имеет огромное
экономическое значение для сохранения
популяции. Общество заинтересовано в
том, чтобы каждое следующее поколение
было, по крайней мере, не малочисленнее,
чем предыдущее. Семья без детей духовно
не полноценна. Взрослые люди, не продолжившие
себя в детях, испытывают чувство ущербности,
пустоты. Между тем почти треть семей в
России не имеют несовершеннолетних детей.
Это в лучшем случае те, кто уже вырастил
своих детей, в худшем - те, кто их не имел,
не имеет, и обзаводиться детьми не собирается.
Установка на бездетность, к сожалению,
не просто есть – она распространяется
среди супругов детородного возраста,
что вызвано, с одной стороны, растущими
материально - экономическими трудностями,
превращением ребенка «в предмет социальной
роскоши». А с другой – духовно-моральным
кризисом, поразившим современное общество,
в системе ценностей которого - престижные
вещи, машина, породистая собака, но нет
места ребенку.
На выполнение семьей генеративной
функции оказывает влияние качество здоровья
населения и уровень развития здравоохранения
в стране.
Функция первичной социализации
детей обусловлена тем, что родившееся
человеческое дитя несет в себе не только
предпосылки – задатки сапиентности.
Ребенок должен быть постепенно введен
в общество, чтобы органы и системы его
организма развивались по «человеческой
программе». В противном случае его человеческие
задатки не развернутся, предпосылки его
способностей угаснут навсегда.
Последствия воспитания вне
семьи многообразны и отрицательны. Но
и в условиях семьи воспитание может быть
дефектным: родители больны, не обладают
культурой, ведут аморальный образ жизни,
в семье один родитель, поглощенный проблемой
заработка, а не воспитанием ребенка. Конечно,
семья воздействует на социализацию детей
не просто самим фактом своего существования,
а благоприятным морально-психологическим
климатом, здоровыми отношениями между
всеми своими членами.
Глубинные социально-экономические
изменения, которые происходят в нашем
обществе, вновь активизируют те стороны
экономической и хозяйственно - бытовой
функции, которые были почти сняты предыдущим
развитием бытовой промышленности. Накопление
имущества, приобретение собственности
и проблемы ее наследования повышают роль
семьи в экономических отношениях. Экономический
кризис делает семью относительным гарантом
выживания, так как нигде, кроме как в семье,
повседневные потребности удовлетворять
невозможно. Более того, внешние трудности
по-своему сплачивают семью, отодвигая
психологические проблемы на задний план.
Гедонистическая функция, которую
принято также называть функцией здорового
секса, связана с наличием у человека общебиологической
половой потребности, удовлетворение
которой также важно и необходимо, как
потребности в еде, жилище. Сегодня не
часто встречаются невротические реакции,
связанные с необходимостью подавлять
свою сексуальность в браке. Но распространение
такой «социальной болезни», как одиночество,
приводит к неудовлетворенности этой
потребности у значительного количества
взрослых людей. «Двойная мораль» не возбраняет
контакты мужчин, но осуждает их у женщин.
В то же время поверхностное
отношение к физической близости, относительно
большая, чем раньше, легкость таких связей,
как правило, не делают людей счастливыми.
Нерегулярные отношения со случайными
партнерами не только лишают физическую
любовь ее психологического богатства
и глубины, не только оставляют ощущение
тревоги и обмана, но и влекут за собой
печальные криминальные или медицинские
последствия. Духовная дезорганизация
общества, расширение социальных условий
для проституции вызывают закономерное
распространение болезней, передаваемых
половым путем. Между тем возрождение
культа крепкой и здоровой, счастливой
и сплоченной семьи во многих странах
связывают не в последнюю очередь с тем,
что «радости здорового секса» с постоянным
и надежным партнером являются лучшим
средством борьбы с наступлением СПИДа.
Реакционная и терапевтическая
функция семьи объясняется тем, что семья
– это сфера абсолютной защищенности,
абсолютного приятия человека, вне зависимости
от его талантов, жизненных успехов, финансового
положения. Выражение «мой дом – моя крепость»
хорошо выражает ту мысль, что здоровая
неконфликтная семья – наиболее надежная
опора, наилучшее убежище, где человек,
может укрыться от всех поползновений
далеко не дружелюбного внешнего мира,
разрядить свои отрицательные эмоции.
Таким образом, семья, являясь
основным институтом любого общества
и выполняя свои функции, обеспечивает
как целостность общества, так и удовлетворенность
потребностей человека. Все функции находятся
в логической взаимосвязи, и деградаций
любой из них ведет к деградации семьи
как таковой.
1.3. Классификации
современной семьи
Типологизация (греч. tipos - отпечаток,
форма, образец и logos - слово, учение) - метод
научного познания, направленный на разбивку
некоторой изучаемой совокупности объектов
на обладающие определенными свойствами
упорядоченные и систематизированные
группы с помощью идеализированной модели
или типа (идеального или конструктивного).
В основе типологизации лежит
понятие о нечетких множествах, т.е. множествах,
не имеющих четких границ, когда переход
от принадлежности элементов множеству
к непринадлежности их множеству происходит
постепенно, не резко, т.е. элементы некоторой
предметной области относятся к ней лишь
с известной степенью принадлежности.
Типологизация проводится по выбранному
и концептуально обоснованному критерию
(критериям) или по эмпирически обнаруженному
и теоретически интерпретированному основанию
(основаниям), что позволяет различать
соответственно теоретические и эмпирические
типологизации.
В отличие от классификации
типология выделяет гомогенные множества,
каждое из которых есть модификация одного
и того же качества (существенного, «коренного»
признака, точнее «идеи» этого множества).
Спектр видов, форм и категорий
современной семьи достаточно разнообразен.
Типологии семьи определяются различными
подходами к выделению предмета изучения.
Приведем классификацию типов семей, данную
В.С. Торохтием [16; С. 342]. В.С. Торохтий отмечает,
что современные семьи отличаются между
собой по следующим основаниям:
- по количеству детей:
бездетная или инфертильная семья,
однодетная, малодетная, многодетная;
- по составу: неполная семья,
отдельная, простая или нуклеарная, сложная
(семья нескольких поколений), большая
семья, материнская семья, семья повторного
брака;
- по структуре: с одной
брачной парой с детьми или
без детей; с одним из родителей
супругов и другими родственниками;
с двумя и более брачными
парами с детьми или без
детей, с одним из родителей
супругов и других родственников
или без них; с матерью (отцом)
и с детьми;
- по типу главенства
в семье: эгалитарные и авторитарные
семьи;
- по семейному быту, укладу:
семья - «отдушина»; семья детоцентрического
типа; семья типа спортивной команды или
дискуссионного клуба; семья, ставящая
на первое место комфорт, здоровье, порядок;
- по однородности социального
состава: социально гомогенные (однородные)
и гетерогенные (неоднородные) семьи;
- по семейному стажу: молодожены,
молодая семья, семья, ждущая ребенка;
семья среднего супружества, старшего
супружеского возраста, пожилые
супружеские пары;
- по качеству отношений и
атмосфере в семье: благополучная, устойчивая,
педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
- по географическому признаку:
городская, сельская, отдаленная (районы
Дальнего Севера);
- по типу потребительского
поведения: семьи с «физиологическим»
или «наивно - потребительским» типом
потребления (преимущественно с
пищевой направленностью); семьи
с «интеллектуальным» типом потребления,
т.е. с высоким уровнем расходов
на покупку книг, журналов, зрелищные
мероприятия и т.д.; семьи с
промежуточным типом потребления;
- по характеру проведения
досуга: открытые или закрытые;
- по социальной мобильности:
реактивные семьи, семьи средней активности
и активные семьи;
- по степени кооперации совместной
деятельности: традиционные, коллективистские
и индивидуалистические;
- по состоянию психологического
здоровья: здоровая семья, невротическая
семья, виктимогенная семья.
Отдельным типом выделены в
научной литературе благополучная и неблагополучная
семья.
Существует две возможности
для формулировки понятия «благополучная
семья» статистическая и моральная. Статистика
относит к «благополучным» семьям те,
в которых нет зарегистрированных алкоголиков,
у родителей нет проблем с правоохранительными
органами, а также решены основные материальные
проблемы. Это все внешние критерии, которые
легко фиксируются обществом и статистикой.
Тем не менее, если верить той же статистике,
сегодня 46 % детей, которые употребляют
наркотики, это дети из «благополучных»
семей. Получается, все не так уж и благополучно.
А все дело в том, что, к сожалению, ни статистика,
ни общество не могут отразить один из
самых главных критериев благополучной
семьи - это наличие в семье любви, взаимопонимания
и равноправного общения. Притом выполнение
этого критерия не зависит от уровня достатка
и уровня образования в семье. Так что
на вопрос, благополучная ли их семья,
ответить смогут только члены самой семьи.