История Архитектуры Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:34, реферат

Описание работы

1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
Был изобретен папирус.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.

Файлы: 1 файл

arkhitektura_e_to_piz.docx

— 366.23 Кб (Скачать файл)

Англия. В 1066 норманны завоевали саксонскую Англию. Вскоре там началось строительство больших церковных зданий. Пространство собора в Дареме разделено на нефы массивными, богато украшенными столбами, поддерживающими ярусы галерей и клерестории, и перекрыто первыми в Англии большими крестовыми сводами. См. также ДАРЕМСКИЙ СОБОР.

Новые хозяева в только что завоеванной  стране, норманны нуждались в укрепленных  замках, за высокими стенами которых  можно было укрыться как от враждебных саксов, так и от воинственных соседей. Башни нормандских замков были, как  правило, квадратными в плане  и имели по одному помещению на каждом этаже. В замке Хедингем проникнуть на первый этаж главной башни можно  было только изнутри здания. Один лестничный марш вел на второй этаж, где располагался зал, в котором жили, ели и спали  домочадцы. Камины, по одному на каждом этаже, служили для обогрева, но так  как оконных стекол еще не существовало, зимой в таком доме гуляли сквозняки  и было холодно. Для защиты от врагов и непогоды окна делали небольшими, так что в замке царил полумрак. Комфортом явно жертвовали в пользу безопасности, зато Хедингем был почти  неуязвим и простоял невредимым вплоть до начала Первой мировой войны.

 

Готическая архитектура  Франции

ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

К середине 12 в. во Франции зарождается  новый стиль – готический, который  затем распространился по всей Европе; Италия попала в орбиту готического  стиля в 30-е годы 14 в., другие страны – с 15 в. Термин «готика» возник от названия германского племени готов и  не имеет отношения к сути обозначаемого  им явления. В эпоху Возрождения  все Средневековье было объявлено  варварским, а архитектура стрельчатой  арки стала для критиков символом варварства.

В эпоху господства готического  стиля, и особенно в ранний его  период, церковь оставалась ведущей  силой в обществе. Поэтому именно в церковной архитектуре время  выразило себя наиболее ярко. Готический собор высоко вздымается над крышами  города, являясь его архитектурным  и духовным центром. В эту эпоху  на арене истории появилась новая  сила, способная оспорить первенство церковной власти. Феодализм слабел, королевская власть постепенно крепла; города росли и процветали, получая  привилегии от королей и герцогов в обмен на обещанную поддержку  в борьбе с другими правителями  и знатью.

Французская готика. Готическая конструктивная система сформировалась на основе архитектурных экспериментов норманнских мастеров в рамках романского стиля и опыта их соседей из Иль-де-Франс. Если своды боковых нефов церкви Сент Этьен в Кане повысить и облегчить, то с помощью такой более изящной и гибкой конструкции можно перекрыть здание любой формы.

Применение нервюрных сводов предполагало заимствование пучковых опор, характерных  для романской архитектуры, но без  свойственной им массивности. В парижском  соборе Нотр-Дам пучковые опоры заменены круглыми колоннами (см. также ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ СОБОР). Но уже в церкви аббатства Сен-Дени под Парижем к главной опоре приставлены четыре тонкие колоннки: та из них, что находится в центральном нефе, продолжает линию поперечной нервюры свода до самого пола. Общее направление развития готической архитектуры можно охарактеризовать как все большее облегчение конструкции и все бóльшая устремленность ее ввысь.

Чтобы становившиеся все более  тонкими стены могли нести  тяжесть обширных сводов, была создана  система контрфорсов и аркбутанов. Помимо передачи горизонтального распора  свода эти висячие арки, или  аркбутаны, могли противостоять  давлению ветра на высокую кровлю, возведенную над сводом.

Нервюрный крестовый свод, опоры, аркбутаны  и контрфорсы позволили превратить готический собор в каркас из камня, а почти всю поверхность наружных стен – в окно. Тонкие свинцовые  перемычки разделяли кусочки  цветного стекла, из которых были составлены помещенные в оконные рамы панно  – витражи.

Уже в церкви Сент Этьен в Кане в оформлении ее западного фасада было отражено разделение интерьера  на главный и боковые нефы, а  также по вертикали – на аркаду, галереи и клересторию. Архитекторы  готической эпохи восприняли эту  композиционную схему.

На плане готического собора видна паутина линий, которые  обозначают положение арок и нервюр, соединяющих опоры и перекинутых  от них к контрфорсам. В Шартрском  соборе пространства главного и боковых  нефов, обходной галереи и капелл плавно перетекают одно в другое. Лишь тонкая мембрана окон отделяет интерьер от внешнего мира. Благодаря контрфорсам, висячим аркам, пинаклям и острым вертикалям шпилей собор как бы взмывает ввысь. В интерьере церкви вертикали  тонких колоннок заставляют человека, скользящего по ним взглядом, поднимать  глаза все выше.

Формирование готики пришлось на вторую половину 12 в. В то время главный  неф часто перекрывали шестичастными  нервюрными сводами, а между нижним ярусом аркад и верхним ярусом клерестории находилось еще два  яруса – галереи и трифории (впоследствии, в эпоху высокой  готики, будет принята трехчастная  схема). К первой половине 13 в. композиционную схему готической церкви можно считать  сформировавшейся.

В самой Франции на продолжении 14 в. было создано немного архитектурных  произведений прежде всего из-за Столетней  войны с Англией, которая велась на французской территории. В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит  с оконных проемов на порталы  и даже панели стен. Церковь Сен  Маклу в Руане демонстрирует  высочайший художественный уровень  и техническую виртуозность. По-видимому, работавшие там мастера оказались  под влиянием характерного для Англии декоративного направления. В пользу этого говорит тот факт, что  произведения в стиле пламенеющей  готики чаще встречаются в Нормандии, которая в эпоху Столетней  войны входила в состав английского  королевства..

Канонизированная схема  западно-христианского храма и  ее конструктивные особенности

 

 

 

 

 

Градостроительство готического  периода

ГОТИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ

  • Гражданская архитектура

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и  тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство  аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом собора.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и  чтобы обойти вокруг него требуется  пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится  по-новому. В отличие от романской  церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден  в своих частях: каждый из его  фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй) . Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор - это целый мир.

Он и действительно вобрал в  себя мир средневекового города.

Если даже сейчас, в современном  Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед  ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем-то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр  всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой  деятельности, то в соборе, кроме  богослужения происходили театральные  представления, читались университетские  лекции, иногда заседал парламент  и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население  города не могло его заполнить. Возле  собора, как правило, располагались  торговые ряды.

Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор  вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед  за конструкцией произошло и изменение  архитектурного стиля.

Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура  неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля  и готики, то кажется, что они противоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что  готика берет свое начало из романских  корней.

Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило  определенный предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким и  темным. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить  систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся воздушность, вся  сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями. "Святилище" перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл.

Что же представляли собой средневековые  города? Основная масса городского населения представляла собой самые  мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные  союзы, цеха.

Во многих городах возникли университеты.

Соборы и ратуши возводились  по заказу городских коммун. Строились  и достраивались они долго  — десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранство  готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский —  посвящался богоматери, и всему, что  с ним связано; Амьенский - выражал  идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков.

Но замыслы этих изобразительных  богословских энциклопедий были, в  общем, столь расплывчаты и аллегории  настолько условны, что под их сенью находили себе место самые  разнообразные сюжеты и мотивы, в  том числе и очень далекие  от церковной концепции мироздания.

Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в  истории более органические формы  синтеза искусства, возникающие  на этой основе.

В большинстве готических соборов  скульптурное убранство преобладало  над живописью, если не считать витражи: это опять-таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому — неподходящими для  фресок. Готическая живопись развивалась  не в форме стенной росписи, а  главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок  алтарей. Живопись алтарей больше развивалась  в тех странах, где готическая архитектура, по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность  и гладь стен. Замечательной алтарной живописью обладала, к примеру, средневековая  Чехия.

В большинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стиль господствовал долго. XV век  в северных странах можно считать  или позднеготическим или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.

Готическая архитектура  Англии

Английская готика. Сформировавшись во Франции, готика пришла в другие страны. В Англии главный неф собора ýже, чем во Франции, и нередко длиннее; два трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви образуют в плане форму «архиепископского креста»; полукруглой апсиде с полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл англичане предпочли прямоугольное завершение восточного окончания храма. Если в Амьене своды достигают 42 м, а в Бове 48 м, то большинство английских сводов – не выше 24 м. Утолщенные, как в романских зданиях, стены, композиция с подчеркнутыми горизонтальными членениями, тоже характерная для романской архитектуры, сохранялись в Англии долгое время после их исчезновения во Франции.

Многие английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем  облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый  двор, или клуатр. Часто главный  вход в собор устраивался со стороны  одного из боковых нефов, а не с  западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся  над сравнительно узкими нефами, и  достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании  контрфорсов и аркбутанов.

Информация о работе История Архитектуры Древнего мира