Контрольная работа по дисциплине «История менеджмента»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
Тезисное рассмотрение тем курса «История менеджмента». 4
Теоретическое задание. 31
Практические задания. 33
Кроссворд по курсу «История Менеджмента». 45
Вопросы к кроссворду 46
Ответы к кроссворду 47
Заключение 48
Список используемой литературы 50

Файлы: 1 файл

КТР по ИМ.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

     Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

     «Ижевский государственный технический университет»

     Чайковский  технологический институт (филиал) ИжГТУ 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     по  дисциплине «История менеджмента» 
 
 
 

                                        Выполнил: студент  гр. МO-01-08з

                                                            Оленева Н.А.

                                        Проверил: ст. преп.

                                                    Чайка И.В. 
 
 
 
 
 
 

     г. Чайковский, 2010

 

Содержание

 

Введение

     В настоящее время трудно назвать  более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

     В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

     В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

     Реорганизовываются  старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.

     В данной контрольной работе будут кратко рассмотрены основные темы, подробно раскрыт вопрос «Новые области менеджмента», выполнены практические задания, а также составлен кроссворд по курсу история менеджмента. 

 

Тезисное рассмотрение тем курса «История менеджмента».

    1. Как происходила эволюция управленческой мысли?
  • Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике, с целью решить назревшие проблемы, выдвигаемые обществом и реальными потребностями развития. При управлении экономическими процессами эти потребности (точнее новый уровень потребностей) обусловливаются закономерностями и тенденциями развития: материально-технологической базы производства; совокупного работника как носителя творческого, созидательного потенциала; экономической и социальной среды; управленческой науки как таковой.
  • Первую из них он называет религиозно-коммерческой и связывает с шумерской и египетской цивилизацией (примерно 3000 г. до н.э.), когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-менеджеров.
  • Вторая управленческая революция носит светско-административный характер и связывается с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 - 1750гг. до н.э.). При нем был создан знаменитый кодекс Хаммурапи, содержавший 285 законов, которые позволяли выстроить эффективную систему управления обширными владениями и регулировать отношения между социальными группами населения, опираясь не на личный произвол и размытые племенные традиции, а на сформулированные в письменной форме правовые нормы.
  • Третья управленческая революция носит производственно-строительный характер и связывается с именем царя Навуходоносора II (605 - 562гг. до н.э.), по мнению А.И.Кравченко, характеризуют применение методов управления в производстве строительных работ и разработке технически сложных проектов, эффективных методов управления и контроля качества продукции.
  • Четвертая управленческая революция по времени совпала с промышленной революцией XVII-XIX веков и по существу стала её результатом. Переход от мануфактуры (ручного производства) к фабричному (крупному машинному) производству.
  • Пятая управленческая революция называется менеджерской и по временному интервалу ложится почти целиком на двадцатое столетие.

     2. Вклад в развитие теории научного управления представителей классической школы менеджмента.

     Представители классической школы внесли значительный вклад в развитие вопросов управления.

     Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Разработкой общих принципов управления занимались практически все научные направления менеджмента. Однако наиболее широкое распространение получили разработки принципов управления административной (классической) школы управления, сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления.

     3.Управленческие  революции.

     В результате первой управленческой революции, которую иногда называют религиозно-коммерческой, управление оформилось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, позднее превратившись в социальный институт и профессиональное занятие.

  • Вторая управленческая революция носила по преимуществу административно-светский характер. Обычно ее связывают с именем вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) При нем был создан знаменитый кодекс, содержавший 285 законов, Хаммурапи ввел новый лидерский стиль.
  • Третья управленческая революция носила производственно-строительный характер и связана с именем вавилонского царя Навуходоносора и (605 - 562 гг. до н.э.). Эту революцию отличает применение методов управления в производстве строительных работ и разработке технически сложных проектов, эффективных методов управления и контроля качества продукции.
  • Четвертая управленческая революция по времени совпала с промышленной революцией XVIII - XIX веков, явившись как бы ее следствием. Переход от мануфактуры к фабрике ознаменовал разделение труда с закреплением за работниками и производственными подразделениями частных функций, что вы звало появление армии работников, чьей единственной функцией стала координация деятельности людей, занятых на определенном участке, с целью произвести продукт при наименьших затратах.
  • Пятая управленческая революция, которая приходится на ХХ век, - превращение управленцев сначала в профессиональную страту, а затем в социальный класс. Администрирование и менеджмент выделяются в самостоятельный вид деятельности, а управляющие становятся важнейшими участниками хозяйственно-экономических процессов. Управление превращается в специфическую отрасль социальной практики, знаний и умений, которые необходимо накапливать, приумножать и передавать нуждающимся в них работникам.

     4. Развитие управления  в России.

     Управление  в России развивалось с древних  времен.

     Активизация развития взглядов на управление в  России отмечается с XVI в., когда шел  бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок.

     Реформы Петра I затрагивали многие направления  общественной жизни, как на государственном  уровне, так и на уровне хозяйственных  организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

     При Александре I для упорядочения звеньев  управленческого аппарата были учреждены  министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. В 1909 г. П. А. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах, создать русские земства в Западном крае, однако они не были осуществлены.

     В период «военного коммунизма» (1919–1921) для отражения международной  агрессии против России командный метод управления сверху донизу и внеэкономические формы принуждения к труду были исторически оправданы.

     В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить  новую общественную реформу, названную  перестройкой.

     В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.

     Свобода экономической деятельности открывает  новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.

     5. Историческое значение  термина «Менеджмент».

     Термин  менеджмент довольно давно закрепился в русском языке и несет  несколько значений. Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления.

     Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование деятельности, контроль и анализ.

     6. Античность: зарождение  менеджмента.

     Совершим  небольшое путешествие в мир античного «менеджмента», воспользовавшись прекрасными исследовательскими работами А.Ф.Лосева, В. Ф. Асмуса, С.Я.Лурье, Н. В. Мотрошиловой, Г. С. Кнабе.

     Политически античная цивилизация начинается с  полиса (города-государства), экономически — с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни).

     Кибернетика — искусство  управления: Искусство управления кораблем по-гречески называлось «кибернетика», управление кораблем, или кораблевождение — «кибернесис», а главное действующее лицо на море — кормчий — звался «кибернетес». Этим словом обозначали иногда также руководителя, правителя. Порядок на корабле греков, действительно, представлял: четкое разделение обязанностей между множеством исполнителей, удивительная согласованность и координация деятельности.

     Не  случайно Платон, желая показать пример высокопрофессионального труда, часто  упоминает кормчего, а термин «кибернетика»  употребляет не только в прямом смысле (искусство кораблевождения), но и в переносном, обозначая им искусное управление городом-государством.

     Ойкономия — управление хозяйством: Управление у греков обозначалось и другими терминами: в военной области это «койранео» (руководить сражением), а в быту — «ойкономика» (заведование домашним хозяйством). Отсюда берет начало современное понятие «экономика».

     Античность  дала человечеству, пожалуй, самый первый и самый наглядный урок такого рода. Каким образом самое нерентабельное, бесперспективное дело за достаточно короткое время греки превратили в самый прибыльный бизнес? Десятилетиями греки бились над тем, как научиться выращивать лучшие сорта пшеницы на неплодородной и засушливой земле.

     Самый рентабельный бизнес: Секреты успеха античных землевладельцев раскрыла в своей книге «Рождение и развитие философских идей» (1991) Н. В. Мотрошилова. Многолетний опыт убедил греков в том, что для повседневного спроса достаточно использовать не слишком продуктивные местные сорта ячменя и пшеницы, а для праздничной выпечки (фигурных кренделей и булочек) — привозные хлебные злаки. На экспорт же они отправляли то, что в изобилии произрастало на их земле, и чего не было в других странах, — оливки, виноград, финики, груши. Одного только винограда выращивалось более сотни сортов.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «История менеджмента»