Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения.
Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:
· образовательный процесс нацелен на формирование содержательно-логического мышления учащихся;
· основные идеи курса информатики находят своё отражение в других школьных предметах;
· межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения информатики;
Введение……………………………………………………………………………..2-5
Глава I Теоретические основы пропедевтического курса информатики в начальной школе
1.1.Понятия: пропедевтический курс, пропедевтический курс информатики………………………………………………………………...............6
1.2. Из истории пропедевтического курса……………………………………….7-11
1.3.Цели, задачи пропедевтического курса информатики в начальной школе11-14
1.4. Методические особенности пропедевтического курса в начальной школе……………………………………………………………………………...15-19
1.5. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении………………………………………………………………………….19-20
1.6. Формы организации обучения информатике в начальной школе:……….20-23
1.6.1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
1.6.2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
1.6.3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
1.7. Учебно-методические материалы по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...23-53
Глава II Практическая часть
2.1. Анализ существующих программ по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...54-58
2.2. Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе…………………………….............58-63
Выводы……………………………………………………………………………64-65
Литература………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава I Теоретические основы пропедевтического курса информатики в начальной школе
1.1.Понятия: пропедевтический курс, пропедевтический
курс информатики…………………………………………………
1.2. Из истории пропедевтического курса……………………………………….7-11
1.3.Цели, задачи пропедевтического курса информатики в начальной школе11-14
1.4. Методические особенности пропедевтического
курса в начальной школе…………………………………………………………………
1.5. Примерное содержание курса информатики
в начальном обучении…………………………………………………………
1.6. Формы организации обучения информатике в начальной школе:……….20-23
1.6.1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
1.6.2. Организация компьютерной поддержки
предмета "Информатика" в рамках
одного урока без деления на группы
1.6.3. Урок информатики с делением на группы
в кабинете информатики школы в рамках
одного урока
1.7. Учебно-методические материалы
по информатике в начальной школе…………………………………………………………………
Глава II Практическая часть
2.1. Анализ существующих программ
по информатике в начальной школе…………………………………………………………………
2.2. Анализ работы школы по внедрению
пропедевтического курса «Информатика
и ИКТ» в начальной школе…………………………….............
Выводы………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. – общеобразовательная школа определена как базовое звено образования, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Мы живём в информационном мире. Персональный компьютер превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую задачу — подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Школьное образование сегодня должно обеспечить достаточный уровень взаимодействия человека с компьютером. Это творческое взаимодействие тем продуктивнее, чем больше развито логическое мышление, навыки оперирования формальными понятиями и объектами.
На мой взгляд, важной проблемой, связанной с преподаванием информатики в общеобразовательной средней школе, является определение возраста учащихся, с которого целесообразно начинать изучение этого предмета. При этом надо отчетливо понимать, что перенос курса требует не просто адаптации содержания предмета к возрастным особенностям и возможностям школьников, а кардинального пересмотра, как содержания, так и методики преподавания.
Проблема заключается в необходимости дать в руки учителя методические средства, обеспечивающие решение задач, стоящих перед таким курсом. Без методический средств все благие намерения введения информатики в начальных классах (обучение основам компьютерной грамотности, развитие познавательных способностей, формирование информационной культуры и т. д.) останутся декларацией, не имеющей отношения к реальным итогам учебного процесса.
Современные тенденции в обучении информатике все более отражают ее как науку, имеющую собственные методы (формализация, информационное моделирование, алгоритмизация), средства (компьютеры, компьютерные системы, программное обеспечение) и имеющую широкий спектр применения (прежде всего в автоматизации интеллектуальной деятельности людей).
Поэтому, целесообразно формировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности.
В настоящее уже накоплен определенный опыт в этой области. Тем не менее, работа носит исследовательский, характер.
Объектом исследования является процесс преподавания пропедевтического курса информатики и информационных технологий на раннем этапе обучения.
Предметом исследования - раннее обучение информатике как фактор повышения эффективности учебной деятельности, а также средство разгрузки учебного процесса на последующих этапах обучения в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения.
Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:
· образовательный процесс нацелен на формирование содержательно-логического мышления учащихся;
· основные идеи курса информатики находят своё отражение в других школьных предметах;
· межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения информатики;
Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили задачи исследования:
1. Изучение теоретической
2. Осуществление диагностики
3. Разработка модели начального
формирования информационной
4. Апробация предложенной модели
в опытно-экспериментальной
Методологической основой исследования являются: концепция информатизации образования, методология прогнозирования и моделирования, системного и структурного подходов, теория информатики, теория информации, концепции информатизации образования, основные положения личностно-ориентированной педагогики, теории образовательной среды, теории начального обучения.
В соответствии с поставленными задачами и методологией в исследовании используются следующие общепринятые методы педагогического исследования:
1. Теоретические методы: анализ философской, методологической, педагогической, психологической, научно-технической и методической литературы по проблеме исследования; общенаучные методы исследования — обобщение, классификация, систематизация, сравнение, моделирование, системный анализ, анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование содержания обучения и др.
2. Методы эмпирического
3. Статистические методы
База исследования: классы начальной ступени МОУ «Куровская средняя общеобразовательная школа №1».
ГЛАВА I
Теоретические основы пропедевтического курса информатики в начальной школе
1.1. Понятия: пропедевтический курс, пропедевтический курс информатики
Пропедевтический курс — подготовительный материал, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, предваряющей более глубокое последующее изучение предмета.
Пропедевтический курс информатики – это модуль, обеспечивающий начальное знакомство учащихся с информатикой и информационными технологиями, рекомендуемый для изучения в учебных заведениях, обладающих необходимой программно-методической базой и подготовленным учителем.
В пропедевтическом курсе информатики в начальной школе выделются два аспекта изучения информатики:
Общеобразовательный: информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы;
Технологический: информатика рассматривается как средство формирования потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии – информационные. В то же время известно, что информационные технологии очень быстро развиваются и конкретные знания в этой области быстро устаревают. В связи с этим естественно желание выявить инвариантный, т.е. неизменный, постоянный, компонент информатики как науки и именно его сделать основным содержание учебного курса.
В 1985 году на уровне правительства страны было принято решение об обязательном обучении школьников основам информатики. С этого момента информатика становится школьным предметом, изучение которого должно было происходить в юношеском возрасте и именно в старших классах средней школы.
В 1995 г: Принято решение Коллегии Министерства образования РФ от 22.02.1995 г. «Об изменении структуры обучения информатике в общеобразовательной школе». В решении Коллегии был отражен новый подход к определению целей и задач обучения информатике в школе. В документе сказано: «В настоящее время можно отметить тенденцию постепенного размежевания задач формирования компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики, причем со временем такая тенденция будет, видимо, нарастать. Дальнейшее развитие школьного курса информатики связано с явной тенденцией усиления внимания к общеобразовательным функциям этого курса, его потенциальным возможностям для решения общих задач обучения, воспитания и развития школьников, иными словами, с переходом от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному учебному предмету».
Этим же документом рекомендован обязательный минимум содержания образования по информатике, включающий содержательные линии: «Информация и информационные процессы»,
«Представление информации»,
«Компьютер»,
«Алгоритмы и исполнители»,
«Формализация и моделирование»,
«Информационные технологии» (технологии обработки текста и графики; технологии обработки числовых данных; технологии хранения, поиска и сортировки информации, компьютерные коммуникации).
В содержательном отношении он в значительной степени совпадает с ныне действующим. Решением коллегии Минобразования была рекомендована новая структура обучения информатике в школе, в которой выделяются три этапа:
На первом этапе происходит
первоначальное знакомство
Заметим, что Базисные учебные планы (БУП) изменены не были, курс информатики включен в инвариантную часть лишь в старшем звене общеобразовательных школ, вследствие чего реально базовый курс преподавался в 10-11 кл., а в 1-9 классах информатика не велась или велась за счет школьного или регионального компонентов БУП, а также в рамках предметной области «Технология».
В 1998 г: Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации выпущен сборник программ по информатике для общеобразовательных учреждений всех ступеней образования (1-6 кл., 7-9 кл. и 10-11 кл.). Появились регламентирующие обучение информатике документы нового поколения, поддерживающие пропедевтический курс информатики. Возникла необходимость и возможность введения в учебный план пропедевтического курса информатики. Появившиеся возможности приобретения и установки мультимедийных программ позволили использовать компьютер на уроках гуманитарного цикла, при изучении иностранных языков, музыки, рисования и т.д.
В 1999 г: Опубликованы рекомендации ЮНЕСКО по информатике в начальном образовании.
В начале нового века опубликованы концепции содержания обучения информатике в 12 - летней школе, проект федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике, документы об экспериментальном преподавании курса информатики в начальной и старшей школе.
В 2001 г: Утверждена новая трехуровневая структура изучения курса информатики. Изучение информатики рекомендовано начинать со II класса.
В марте 2002 г: Принят Региональный стандарт содержания образования по информатике для средней общеобразовательной школы.