Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения.
Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:
· образовательный процесс нацелен на формирование содержательно-логического мышления учащихся;
· основные идеи курса информатики находят своё отражение в других школьных предметах;
· межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения информатики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2-5
Глава I Теоретические основы пропедевтического курса информатики в начальной школе
1.1.Понятия: пропедевтический курс, пропедевтический курс информатики………………………………………………………………...............6
1.2. Из истории пропедевтического курса……………………………………….7-11
1.3.Цели, задачи пропедевтического курса информатики в начальной школе11-14
1.4. Методические особенности пропедевтического курса в начальной школе……………………………………………………………………………...15-19
1.5. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении………………………………………………………………………….19-20
1.6. Формы организации обучения информатике в начальной школе:……….20-23
1.6.1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
1.6.2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
1.6.3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
1.7. Учебно-методические материалы по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...23-53
Глава II Практическая часть
2.1. Анализ существующих программ по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...54-58
2.2. Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе…………………………….............58-63
Выводы……………………………………………………………………………64-65
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)
  • красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
  • составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.

Модуль «Создание электронных публикаций»

Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Учащиеся будут уметь:    

  • создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать  публикации с использованием гиперссылок
  • включать в электронную публикацию звуковые, видео и анимационные элементы.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и  анимацию.

Модуль «Поиск информации»

Источники информации для компьютерного поиска: Компакт-диски CD («си-ди») или диски DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память своего компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска и поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Учащиеся будут уметь:    

  • искать, находить и сохранять тексты, найденные в поисковых  системах
  • искать, находить и сохранять изображения, найденные в поисковых  системах.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать, находить нужную вам информацию и использовать её, например,  при создании печатных или электронных публикаций.

    1. Общеобразовательный компонент

Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача – формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:

1) развитие  у школьников навыков  решения задач с применением  таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:   

  • применение формальной логики при решении задач – построение  выводов  путем  применения  к  известным утверждениям логических операций "если-то", "и", "или", "не" и их комбинаций - "если ... и ..., то...");   
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели,  а также решения широкого класса задач,  для которых ответом является не число или  утверждение,  а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и  явлений  в  виде  набора  более  простых составных частей,  каждая из которых выполняет  свою роль для функционирования объекта в целом;  рассмотрения влияния  изменения  в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов,  а не действий,  умение объединять отдельные предметы в группу с  общим  названием,  выделять  общие  признаки  предметов этой группы и  действия,  выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет  по  принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать");   

2) расширение  кругозора  в областях  знаний,  тесно связанных с  информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают"), и  некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам,  по отношению к каждому  из  них  предполагается  обучение  решению  простейших типовых задач,  включаемых в контрольный материал,  т.е.  акцент ставится  на  умении  приложения даже самых скромных знаний;   

3) создание  у учеников навыков  решения логических задач и  ознакомление с общими приемами решения задач –  "как  решать  задачу,  которую  раньше  не решали" – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей,  рассуждения по аналогии,  по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизации его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и послужит самому человеку  для повышении ясности мышления в своей предметной области.

Организация учебно-воспитательного процесса и состав учебно-методического материала

Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах».

Учебно-методический материал  разработан для обучения с 1 по 4 класс.  Для каждого класса используется учебник (в 2 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием,  материал для проведения 4 контрольных работ (по 2 варианта). Кроме того, издан набор плакатов и разрезного дидактического материала.

В материалах для первого и второго классов проводится подготовка к предстоящим в третьем и четвертом классе занятиям,  развивается логическое и алгоритмическое мышление детей.  В методическом пособии описаны занимательные и игровые формы обучения.  Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

В третьем и четвертом классе обучение логическим основам информатики  проводится  по  нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть.  Таким образом изучение материала происходит  "по  спирали"  -  ученики  каждую  четверть  продолжают  изучение темы этой же четверти  прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю.  Каждая учебная четверть  заканчивается  контрольной работой.             

I четверть - алгоритмы 

II четверть - объекты 

III четверть - логические рассуждения 

IV четверть – применение моделей  для решения задач

Начинать преподавание можно с  первого или второго класса.  Это зависит от возможностей школы. В то же время апробация показала,  что дети,  начавшие  изучение курса с первого класса, с большим удовольствием воспринимают  эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующем году обучения.

Структура общеоразовательного компонента информатики

В материале выделяются следующие рубрики:   

    • описание объектов –  атрибуты, структуры, классы;
    • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
    • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
    • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематическое развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции “и”,”или”,”не”,”если-то”), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Тематическое планирование учебного материала

1-й класс (30 ч)

План действий и его описание (10 ч)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Отличительные признаки и составные части предметов (10 ч)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Логические рассуждения (10 ч)

Истинность и ложность высказывании. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

Учащиеся будут уметь:

  • Находить лишний предмет в группе однородных.
  • Давать название группе однородных предметов.
  • Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.).
  • Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.
  • Называть последовательность простых знакомых действий.
  • Находить пропущенное действие в знакомой последовательности.
  • Отличать заведомо ложные фразы.
  • Называть противоположные по смыслу слова.

2-й класс (34 ч)

План действий и его описание (11 ч)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.

Логические рассуждения(12 ч)

Истинность и ложность высказывании. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.

Учащиеся будут уметь:

  • Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных.
  • Выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам.
  • Разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков.
  • Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков.
  • Приводить примеры последовательности действий в быту, сказках.
  • Точно выполнять действия под диктовку учителя.
  • Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

 

3-й класс (34 ч)

Алгоритмы (9 часов)

Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск  ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (8 часов)

 Общие названия и отдельные  объекты. Разные объекты с общим  названием.  Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки.  Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения (10 часов)

 Высказывания со словами  “все”, “не все”, “никакие”.  Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Информация о работе Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе