Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения.
Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:
· образовательный процесс нацелен на формирование содержательно-логического мышления учащихся;
· основные идеи курса информатики находят своё отражение в других школьных предметах;
· межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения информатики;
Введение……………………………………………………………………………..2-5
Глава I Теоретические основы пропедевтического курса информатики в начальной школе
1.1.Понятия: пропедевтический курс, пропедевтический курс информатики………………………………………………………………...............6
1.2. Из истории пропедевтического курса……………………………………….7-11
1.3.Цели, задачи пропедевтического курса информатики в начальной школе11-14
1.4. Методические особенности пропедевтического курса в начальной школе……………………………………………………………………………...15-19
1.5. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении………………………………………………………………………….19-20
1.6. Формы организации обучения информатике в начальной школе:……….20-23
1.6.1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
1.6.2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
1.6.3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
1.7. Учебно-методические материалы по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...23-53
Глава II Практическая часть
2.1. Анализ существующих программ по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...54-58
2.2. Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе…………………………….............58-63
Выводы……………………………………………………………………………64-65
Литература………………………………………
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учащиеся будут уметь:
4-й класс (34 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров).
Составные объекты. Отношение "состоит из". Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода "если - то". Цепочки правил вывода. Простейшие “и-или” графы.
Приемы фантазирования (прием "наоборот", "необычные значения признаков", "необычный состав объекта"). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.)
Учащиеся будут уметь:
ГЛАВА I I
Практическая часть
2.1. Анализ существующих программ по информатике в начальной школе
Согласно концепции информатизации отечественной школы, для изучения информационных технологий в 1-6 классах при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап. Его основной задачей является формирование первичных элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ.
Информатика и информационные технологии, призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с третьего класса как учебный модуль, с 8 – как самостоятельный учебный предмет. В рамках предмета «Технология» с третьего класса при наличии необходимых условий изучается модуль (раздел) «Практика использования информационных технологий».
Особенностями пропедевтического этапа являются глубокая индивидуализация обучения, обеспечивающая возможность развития ребенка по своей собственной траектории и со своей собственной скоростью. Это достигается благодаря использованию определенной последовательности развивающих игр и определенной технологии проведения занятий.
В стандарте по информатике для начальной школы целями обучения предмету являются:
Как видно, компьютер в начальной школе должен использоваться не только как тренажер или демонстратор, но и как средство для реализации потребностей учащегося: помощник при поиске информации, при создании проектов по различным предметам (от математики до пения) и т.д.
Человек на протяжении всей своей жизни работает с информацией. Ребенок обрабатывает информацию на каждом уроке. Многие педагоги и психологи считают, что в рамках школьного курса учащиеся получают знания, а не развивают мышление, и что в школе нет предмета, который бы учил задавать вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, выдвигать гипотезы, приводить информацию в систему.
В качестве такого предмета выступает информатика, призванная развить техническое и логическое мышление. Причем, развивать необходимо как можно раньше, так как у старшеклассников стиль и образ мышления уже достаточно сформирован и изменить его трудно.
Основной целью образования в области информатики и информационных технологий является формирование информационной компетентности учащихся, предназначенной для использования во всех направлениях самого образовательного процесса и в жизни после окончания школы, в частности, во всех видах производственной деятельности.
Анализ учебных программ по информатики для начальной школы показывает, что все они в той или иной мере сориентированы на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств мышления, как гибкость и критичность. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предполагает наблюдение, анализ, обобщение, выявление разнообразных зависимостей и закономерностей, установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
Необходимо напомнить, что в разделе предмета «Технология» рассматриваются такие вопросы:
Анализ начнем с программы нетрадиционного курса информатики авторов А.В. Горячева, Т.О. Волковой, К.И. Гориной «Информатика в играх и задачах», основная цель которого - подготовка к решению разнообразнейших задач в области информационных технологий.
Авторы программы выдвигают следующие принципы своего курса:
Несложно заметить, что курс, разработанный в 1998 году, удовлетворяет лишь одному требованию стандарта: развитие технического и логического мышления. Основное же требование (овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни) сознательно отодвигается авторами на базовый курс общей школы.
Курс «Информатика» авторов Семенова А. Л., Рудниченко Т. А., Щегловой О.В. интегрирует теоретическую и социальную информатику и информационные технологии, дает учащимся основы технологий мышления и коммуникаций, навыки использования компьютера, информационно-технологические умения и информационно-социологические знания.
Курс необязательно связан с компьютером, его можно изучать, даже если в школе нет ни одного компьютера. Однако интеграция изучения информационных технологий дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические навыки и информационно-социальные знания, которые могут (и должны) немедленно применяться учащимися при изучении различных предметов.
Как мы видим, в этом курсе главный упор делается на компьютерную математику, при рассмотрении которой информатика выступает как иллюстратор, средство обучения. Кроме этого в учебной программе не было выявлено тем, связанных с изучением информации, ее видов, способов передачи и хранения. Авторы, возможно, подразумевают объяснение этого материала при рассмотрении различных приемов работы с информационными объектами. Это нецелесообразно, т.к. учащиеся не всегда смогут соотнести информацию, представленную в памяти ПК с информацией, представленной вне памяти ПК.
Программа обучения информатике авторов Матвеевой Н.В., Конопатовой Н.К., Панкратовой Л.П., Челак Е.Н. рассчитана на обязательное использование компьютера на уроках в качестве электронной доски при объяснениях, при организации обучающих игр и эстафет.
Цели обучения информатике авторы формулируют следующим образом:
Курс, разработанный авторским коллективом Матвеевой Н.В. и др., не освещает такие требования стандарта, как «Выступление (сообщение) с использованием компьютера и проектора» и «Игры с правилами».
2.2. Анализ работы школы
по внедрению
В МОУ «Куровская СОШ №1» изучение информатики в начальной школе началось с 2001 года по программе А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах».
Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами:
Мы использовали 1 вариант и УМК А.В.Горячева "Информатика в играх и задачах".
Программа А.В. Горячева предполагает в частности, формирование у школьников представлений:
- об объектах, их моделях, приёмах построения и описания моделей;
- о множествах, отношениях между ними и операциях;
- об алгоритмах, их видах и свойствах;
- о высказываниях и операциях над ними;
- о закономерностях и стратегиях.
Данная программа отражает точку зрения тех, кто считает самым важным умение построения информационно-логических моделей. Ученики учатся создавать формальные модели, т. е. на языке понятном компьютеру. Таким образом, в курсе Горячева «Информатика в играх и задачах» компьютер не используется, но присутствует неявно – в виде правил составления описаний предметов (объектов), их поведения и логических рассуждений о них, в виде требований к строгости и логической аккуратности составления таких отношений.
Для обеспечения целостности восприятия курса все темы изучаются в каждом учебном году, причем обучение организовано как бы по спирали: основные направления обучения закреплены за учебными четвертями, и в каждой четверти из года в год ученики изучают одну и ту же тему с постепенным усложнением:
I четверть - алгоритмы и процессы;
II четверть - объекты и системы;
III четверть - формальные теории;
IV четверть - эвристические методы.