Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения.
Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:
· образовательный процесс нацелен на формирование содержательно-логического мышления учащихся;
· основные идеи курса информатики находят своё отражение в других школьных предметах;
· межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения информатики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..2-5
Глава I Теоретические основы пропедевтического курса информатики в начальной школе
1.1.Понятия: пропедевтический курс, пропедевтический курс информатики………………………………………………………………...............6
1.2. Из истории пропедевтического курса……………………………………….7-11
1.3.Цели, задачи пропедевтического курса информатики в начальной школе11-14
1.4. Методические особенности пропедевтического курса в начальной школе……………………………………………………………………………...15-19
1.5. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении………………………………………………………………………….19-20
1.6. Формы организации обучения информатике в начальной школе:……….20-23
1.6.1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
1.6.2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
1.6.3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
1.7. Учебно-методические материалы по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...23-53
Глава II Практическая часть
2.1. Анализ существующих программ по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...54-58
2.2. Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе…………………………….............58-63
Выводы……………………………………………………………………………64-65
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)

Игры.  Анализ  игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.  

 

Учащиеся будут уметь:    

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4-й класс (34 ч)

Алгоритмы (9 часов)

Вложенные алгоритмы.  Алгоритмы с параметрами.  Циклы: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров). 

Объекты (8 часов)

Составные объекты.  Отношение "состоит из".  Схема (дерево)  состава.  Адреса  объектов.  Адреса компонент составных объектов.  Связь между составом  сложного объекта и адресами его  компонент.  Относительные  адреса  в  составных объектах.  

Логические рассуждения  (10 часов)

 Связь  операций  над  множествами  и логических операций. Пути  в  графах,  удовлетворяющие  заданным критериям.  Правила вывода "если -  то".  Цепочки правил вывода. Простейшие “и-или” графы.

Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)

  Приемы фантазирования (прием "наоборот",  "необычные значения  признаков",  "необычный  состав  объекта").  Связь  изменения объектов и их  функционального назначения.  Применение изучаемых приемов фантазирования  к  материалам разделов 1-3 (к алгоритмам,  объектам и др.)   

Учащиеся будут уметь:     

  • определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д;
  • описывать местонахождения предмета перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил “если-то”;
  • по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил  
    “если-то”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I I

Практическая часть

2.1. Анализ существующих программ по информатике в начальной школе

Согласно концепции информатизации отечественной школы, для изучения информационных технологий в 1-6 классах при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап. Его основной задачей является формирование первичных элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ.

Информатика и информационные технологии, призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, вводятся с третьего класса как учебный модуль, с 8 – как самостоятельный учебный предмет. В рамках предмета «Технология» с третьего класса при наличии необходимых условий изучается модуль (раздел) «Практика использования информационных технологий». 

Особенностями пропедевтического этапа являются глубокая индивидуализация обучения, обеспечивающая возможность развития ребенка по своей собственной траектории и со своей собственной скоростью. Это достигается благодаря использованию определенной последовательности развивающих игр и определенной технологии проведения занятий.

В стандарте по информатике для начальной школы целями обучения предмету являются:

  1. овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  2. развитие технического и логического мышления;
  3. формирование первоначальных представлений о мире профессий;
  4. воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.

Как видно, компьютер в начальной школе должен использоваться не только  как тренажер или демонстратор, но и как средство для реализации потребностей учащегося: помощник при поиске информации, при создании проектов по различным предметам (от математики до пения) и т.д.

Человек на протяжении всей своей жизни работает с информацией. Ребенок обрабатывает информацию на каждом уроке. Многие педагоги и психологи считают, что в рамках школьного курса учащиеся получают знания, а не развивают мышление, и что в школе нет предмета, который бы учил задавать вопросы, высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, выдвигать гипотезы, приводить информацию в систему.

В качестве такого предмета выступает информатика, призванная развить техническое и логическое мышление. Причем, развивать необходимо как можно раньше, так как у старшеклассников стиль и образ мышления уже достаточно сформирован и изменить его трудно.

Основной целью образования в области информатики и информационных технологий является формирование информационной компетентности учащихся, предназначенной для использования во всех направлениях самого образовательного процесса и в жизни после окончания школы, в частности, во всех видах производственной деятельности.

Анализ учебных программ по информатики для начальной школы показывает, что все они в той или иной мере сориентированы на развитие познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, на формирование учебной деятельности и таких качеств мышления, как гибкость и критичность. Об этом свидетельствует вариативность учебных заданий, выполнение которых предполагает наблюдение, анализ, обобщение, выявление разнообразных зависимостей и закономерностей, установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

Необходимо напомнить, что в разделе предмета «Технология» рассматриваются такие вопросы:

  1. Состав персонального компьютера.
  2. Поиск информации.
  3. Техника безопасности при работе на компьютере.
  4. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
  5. Работа с текстовым редактором (создание небольшого текста).

Анализ начнем с программы нетрадиционного курса информатики  авторов А.В. Горячева, Т.О. Волковой, К.И. Гориной «Информатика в играх и задачах», основная цель которого - подготовка к решению разнообразнейших задач в области информационных технологий.

Авторы программы выдвигают следующие принципы своего курса:

  1. Опора на логическую сложность материала, ориентация курса информатики в первую очередь на логически нетривиальные применения компьютеров.
  2. Отложенное формирование навыков непосредственной работы на компьютере (с пропедевтического курса на базовый). Авторы не считают необходимым подключение компьютеров к процессу обучения.
  3. Отсутствие узкой специализации в общей части курса.
  4. Сознательный отказ от включения в пропедевтический курс вопросов эстетики и коммуникаций.

Несложно заметить, что курс, разработанный в 1998 году, удовлетворяет лишь одному требованию стандарта: развитие технического и логического мышления. Основное же требование (овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни) сознательно отодвигается авторами на базовый курс общей школы.

Курс «Информатика» авторов Семенова А. Л., Рудниченко Т. А., Щегловой О.В.  интегрирует теоретическую и социальную информатику и информационные технологии, дает учащимся основы технологий мышления и коммуникаций, навыки использования компьютера, информационно-технологические умения и информационно-социологические знания.   

Курс необязательно связан с компьютером, его можно изучать, даже если в школе нет ни одного компьютера. Однако интеграция изучения информационных технологий дает учащимся навыки использования компьютера и другие информационно-технологические навыки и информационно-социальные знания, которые могут (и должны) немедленно применяться учащимися при изучении различных предметов.

Как мы видим, в этом курсе главный упор делается на компьютерную математику, при рассмотрении которой информатика выступает как иллюстратор, средство обучения. Кроме этого в учебной программе не было выявлено тем, связанных с изучением информации, ее видов, способов передачи и хранения. Авторы, возможно, подразумевают объяснение этого материала при рассмотрении различных приемов работы с информационными объектами. Это нецелесообразно, т.к. учащиеся не всегда смогут соотнести информацию, представленную в памяти ПК с информацией, представленной вне памяти ПК.

Программа обучения информатике авторов Матвеевой Н.В., Конопатовой Н.К., Панкратовой Л.П., Челак Е.Н. рассчитана на обязательное использование компьютера на уроках в качестве электронной доски при объяснениях, при организации обучающих игр и эстафет.

Цели обучения информатике авторы формулируют следующим образом:

  1. формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики;
  2. формирование опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей с помощью компьютера;
  3. получение предметных знаний, умений и навыков: создание простейших текстов, рисунков с помощью компьютера, использование электронных конструкторов и т.д.;
  4. обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
  5. воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека.

Курс, разработанный авторским коллективом Матвеевой Н.В. и др., не освещает такие требования стандарта, как «Выступление (сообщение) с использованием компьютера и проектора» и «Игры с правилами».

2.2. Анализ работы школы  по внедрению пропедевтического  курса «Информатика и ИКТ»  в начальной школе

В  МОУ «Куровская СОШ №1»  изучение  информатики  в  начальной  школе  началось  с  2001  года  по  программе  А.В. Горячева  «Информатика  в  играх  и  задачах».

Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать несколькими вариантами:

  • бескомпьютерное изучение информатики в рамках 1 урока в интеграции с предметами;
  • организация компьютерной поддержки предмета информатика в рамках одного урока без деления на группы;
  • урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

Мы использовали 1 вариант и УМК А.В.Горячева "Информатика в играх и задачах".

Программа  А.В. Горячева  предполагает  в  частности,  формирование  у  школьников  представлений:

- об  объектах,  их  моделях,  приёмах  построения  и  описания  моделей;

- о  множествах,  отношениях  между  ними  и  операциях;

- об  алгоритмах,  их  видах  и  свойствах;

- о  высказываниях  и  операциях  над  ними;

- о  закономерностях  и  стратегиях.

Данная  программа  отражает  точку  зрения  тех,  кто  считает  самым  важным  умение  построения  информационно-логических  моделей.  Ученики  учатся  создавать  формальные  модели,  т. е.  на  языке  понятном  компьютеру.  Таким  образом,  в  курсе  Горячева  «Информатика  в  играх  и  задачах»   компьютер  не  используется,  но  присутствует  неявно – в  виде  правил  составления  описаний  предметов  (объектов),  их  поведения  и  логических  рассуждений  о  них,  в  виде  требований  к  строгости  и  логической  аккуратности  составления  таких  отношений.

Для обеспечения целостности восприятия курса все темы изучаются в каждом учебном году, причем обучение организовано как бы по спирали: основные направления обучения закреплены за учебными четвертями, и в каждой четверти из года в год ученики изучают одну и ту же тему с постепенным усложнением:

   I четверть - алгоритмы и  процессы;

   II четверть - объекты и системы;

   III четверть - формальные теории;

   IV четверть - эвристические  методы.

Информация о работе Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе