Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения.
Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:
· образовательный процесс нацелен на формирование содержательно-логического мышления учащихся;
· основные идеи курса информатики находят своё отражение в других школьных предметах;
· межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения информатики;
Введение……………………………………………………………………………..2-5
Глава I Теоретические основы пропедевтического курса информатики в начальной школе
1.1.Понятия: пропедевтический курс, пропедевтический курс информатики………………………………………………………………...............6
1.2. Из истории пропедевтического курса……………………………………….7-11
1.3.Цели, задачи пропедевтического курса информатики в начальной школе11-14
1.4. Методические особенности пропедевтического курса в начальной школе……………………………………………………………………………...15-19
1.5. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении………………………………………………………………………….19-20
1.6. Формы организации обучения информатике в начальной школе:……….20-23
1.6.1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
1.6.2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
1.6.3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
1.7. Учебно-методические материалы по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...23-53
Глава II Практическая часть
2.1. Анализ существующих программ по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...54-58
2.2. Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе…………………………….............58-63
Выводы……………………………………………………………………………64-65
Литература………………………………………
Комплексное методическое обеспечение курса включает:
программу учебного курса;
рабочие тетради для учащихся;
подробные поурочные планы для учителя;
четвертные контрольные работы.
Кроме того, мы используем комплекты наглядных пособий, «Информатика».
Курс наполнен игровыми и занимательными заданиями на примерах из окружающей действительности, детской литературы, базовых учебных предметов. Он соответствует компетентностному подходу к содержанию образования, новой концепции курса информатики в начальной школе и задаче развития познавательных и творческих способностей учащихся.
Так как базисным учебным планом предусмотрено введение информатики с 3 класса, а программа рассчитана на 4-хлетнее обучение и детям трудно усваивать материал без азов, то в нашей школе факультативно введено преподавание со 2-го класса. Кроме того по желанию и просьбе родителей учащихся мы проводим занятия с использованием ПК на уроках технологии и во внеурочное время.
Обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть. Таким образом, изучение материала происходит по спирали – ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Занятия проводятся один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой: I четверть – алгоритмы, II – объекты, III – логические рассуждения, IY – модели в информатике. На уроках дети учатся описывать, составлять и анализировать алгоритмы, устанавливать отношения между множествами объектов и графически изображать их; объединять и классифицировать предметы; описывать простейшие графы; строить и находить пути в графах; решать логические задачи и задачи на поиск закономерностей; находить решение по аналогии; строить цепочки логических выводов.
Учителя нашей школы на уроках информатики используют развивающие упражнения: геометрические головоломки, считалки, загадки, кроссворды, стихи, ребусы, логические задачи, кроссворды, стихи, ребусы – всё это направлено на формирование и совершенствование памяти, внимания, мышления. Развивающие упражнения способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, при этом младшие школьники легко с удовольствием овладевают новой терминологией.
Ребятам нравится играть на уроках информатики. Так, например, при изучении «алгоритма» дети любят играть в игру «Робот». Один из учеников становится «роботом». Робот – это машина, которая во всем слушается человека и выполняет только то, что ему говорят. Команды должны быть понятны и расположены в правильном порядке. Робот должен нарисовать солнышко на доске. В результате обсуждения и групповой работы определяется последовательность команд:
а) встать;
б) подойди к доске
в) возьми мел;
г) нарисуй солнышко;
д) положи мел на место;
е) стоп.
Дети делают вывод: алгоритм – это последовательный план действий.
На уроках используются такие задания «Расшифруй слово»:
а) прочитай слова: лопата, панама, лото;
б) раздели их на слоги;
в) возьми из каждого слова один слог;
г) составь новое слово;
д) назови новое слово.
Ученикам очень нравятся подобные задания. С одной стороны, они видят, что человек в своей деятельности весьма часто руководствуется различными алгоритмами, а понимание сути своей собственной алгоритмической деятельности важно для каждого человека.
С другой стороны младшим школьникам кажется, что на уроках информатики, выполняя интересные задания вместе со сказочными героями, они просто играют, соревнуются, поэтому дети не боятся ошибаться, не стесняются говорить, видят доступную образовательную перспективу.
После знакомства с такими структурами, как ветвление и циклы, школьниками были разработаны алгоритмы, которые они применяли на уроках математики и русского языка.
Предмет информатика реализует межпредметные связи. Учителя школы стараются практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Так, на примере частного случая дети выделяют существенные признаки линейных алгоритмов, затем применяют как способ при создании других алгоритмов на других предметах.
На уроках информатики учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает "работать" на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.
На уроках информатики дети учатся решать логические задачи, задачи на поиск закономерности, составлять и исполнять алгоритмы для знакомого задания, получают начальное представление о логических операциях, множествах, графах, приобретают умения обобщать, сравнивать и классифицировать предметы, действия и явления, строить цепочки логического вывода. При этом для учащихся начальной школы организуются упрощенная информациной, интегративной учебной среде и специальные (детские) каналы получения информации.
Следует отметить, что при проведении занятий по информатике учителем начальных классов ему необходима теоретическая и практическая подготовка, так как курс информатики имеет свою специфику. В нашей школе была введена специализация, когда один учитель начальных классов вел эти занятия для всех учащихся. Это позволяло не только воспроизводить методики, положенные в основу УМК "Информатика в играх и задачах", но и применять творческий подход к организации занятий, использовать находки из других программ и пособий, компьютерные программные средства. Хотя "Информатика в играх и задачах" - бескомпьютерный вариант изучения информатики, но по желанию и просьбе родителей своих учащихся мы проводим занятия с использованием ПК. Кроме того, в 3-4 классах ведется кружок, где изучаются основы названного курса.
Вывод:
Суммируя, нужно отметить следующее:
Опыт работы показал, что изучение информатики в младших классах способствует развитию памяти, внимания, мышления учащихся. Материалы проведенного мониторинга свидетельствуют, что уровень овладения учащимися школы основными понятиями и логическими операциями достаточно высок. Учителя информатики при переходе учащихся начальных классов, в которых изучалась информатики, в среднее звено отмечают сформированность необходимых операционных навыков у основной массы учащихся.
Преподавание пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в младшие классы позволило:
Проблемы
В ходе эксперимента мы столкнулись с трудностями, которые связаны прежде всего:
с подготовкой учителей-специалистов для работы с учащимися младшего школьного возраста; с загруженностью кабинетов информатики; с обеспечением программными средствами, сопровождающими курс информатики в начальной школе; с обучением педагогов навыкам работы с современной компьютерной техникой.
В целом же введение предмета «Информатика» в учебный план школы, придало новое качественное содержание и высокий статус.
Подводя итог, отметим, что, в новом Базовом учебном плане 2004г., информатика представлена как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предметов информатика и информационные технологии основной школы. Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.
Благодаря пропедевтическому курсу закладывается прочная основа, позволяющая не тратить в базовой школе время на объяснение прописных истин, а использовать на уроках знания, полученные на других уроках, как материал для обобщения и развития знаний школьника с информационной точки зрения.
Использование компьютера в начальной школе как нельзя лучше реализует деятельностный подход в преподавании, однако изучение компьютера должно быть щадящим здоровье ребенка при работе за монитором, не перегружающим память излишним использованием иностранных терминов, занимательным по сюжету, неутомительным по организации урока.
Литература
1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. "Информатика и ИКТ", 3-4 класс, Издательство: Академкнига/Учебник
2. Бешенков С.А., Давыдов А.Л., Матвеева Н.В., Гуманитарная информатика в начальном обучении. / Информатика и образование. - N3, N4.
3. Босова Л.Л. Пропедевтическая
подготовка школьников в
4. Горячев А.В. "Информатика и ИКТ", 3-4 класс, Издательство:Баласс
5. А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина
«Информатика в играх и задачах
6. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах: Методическое пособие для учителя в четырех частях (1-4). М.: «Баласс», 2003.
7. Горячев А.В., Лесневский А.С., "Информатика", 1 - 6 классы общеобразовательных учреждений. / Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. - М.: Просвещение, 1998г.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
9. Дубинина В.В. Уроки развития, или Пропедевтический курс информатики для малышей. / Информатика и образование. - 1995. - N3
10. Дуванов А., Зайдельман Я., Первин
Ю., Гольцман М. Роботландия - курс
информатики для младших
11. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы). // Информатика и образование. 1995. № 1.
12. Камбурова Л.А., Паутова А.Г. Компьютер
- катализатор творческого
13. Коган Е.Я., Первин Ю.А. Курс "Информационная культура" - региональный компонент школьного образования. / Информатика и образование. 1995. - N1.
14. Концепции модернизации
15. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. "Информатика и ИКТ", 3-4 класс, Издательство:БИНОМ
16. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Челак Е.Н.Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие / – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 287 с.
17. Матвеева Н.В., Конопатова Н.К., Челак Е.Н.. Информатика. Учебник для 2 класса / – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003
18. Первин Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальной школы//Информатика и образование. 2002. № 12.
19. Первин Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике // Информатика и образование 2003. № 3–4.
20. Письмо Министерства
образования Российской Федерац
21. Плаксин М.А. "Информатика для малышей". Модуль 2: Словари. Каталоги. Организация текста. / Информатика и образование. 1998. - Э5
22. Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"
23. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. "Информатика", 3-4 класс, Издательство: Просвещения
24. Семенов А.Л., Рудчненко Т.А., Щеглова О.В. Информатика: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы/ – М.: Просвещение: Институт новых технологий образования, 2001.
18.. – 167 с.
25. Соколова И.В. О формировании концепции раннего обучения информатике: социально-педагогический подход // Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике / Сост. и научн.ред. И.В. Соколова и Ю.А. Первин. – М.: Издательство РГСУ, 2008.
26. Солпитер Д. Дети и компьютеры: Настольная книга родителей. М.: Бином, 1996.
27. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики: Методическое пособие для учителей 1--4 классов. СПб.: «БХВ-Петербург», 2002. 544 с. 23.
27. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом № 1312 Министерства образования РФ от 09.03.2004).
29. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Вестник Образования № 3 2009г.