Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий, при которых раннее обучение информатике способствовало бы повышению эффективности учебной деятельности школьников, а также разгрузке учебного процесса на последующих ступенях обучения.
Гипотеза исследования: Перенос начала изучения информатики в начальную школу приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся в том случае, если:
· образовательный процесс нацелен на формирование содержательно-логического мышления учащихся;
· основные идеи курса информатики находят своё отражение в других школьных предметах;
· межпредметная проектная деятельность в целостной, наглядной, интегративной учебной среде становится одним из методов изучения информатики;
Введение……………………………………………………………………………..2-5
Глава I Теоретические основы пропедевтического курса информатики в начальной школе
1.1.Понятия: пропедевтический курс, пропедевтический курс информатики………………………………………………………………...............6
1.2. Из истории пропедевтического курса……………………………………….7-11
1.3.Цели, задачи пропедевтического курса информатики в начальной школе11-14
1.4. Методические особенности пропедевтического курса в начальной школе……………………………………………………………………………...15-19
1.5. Примерное содержание курса информатики в начальном обучении………………………………………………………………………….19-20
1.6. Формы организации обучения информатике в начальной школе:……….20-23
1.6.1. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с предметами.
1.6.2. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы
1.6.3. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока
1.7. Учебно-методические материалы по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...23-53
Глава II Практическая часть
2.1. Анализ существующих программ по информатике в начальной школе……………………………………………………………………………...54-58
2.2. Анализ работы школы по внедрению пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе…………………………….............58-63
Выводы……………………………………………………………………………64-65
Литература………………………………………
Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.
При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.
Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.
При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура -19-21° С, относительная влажность - 55-62%.
Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.
Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.
С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании информации и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.
Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях
Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.
Информация в жизни общества и человека
Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.
Предмет "Информатика" реализует межпредметные связи, т.е. при его изучении целесообразно практические задания по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например А.В. Горячевым (интеграция со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семеновым (проекты).
Для начальной школы рекомендуется использовать следующие учебники-тетради и рабочие тетради по информатике:
Практическая составляющая содержания предмета "Информатика" формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.
Предлагается несколько вариантов обучения информатике. Обучение осуществляется учителями начальной школы.
1.6.1. Вариант 1. Бескомпьютерное
изучение информатики в рамках одного
урока в интеграции с предметами
Обучение информатике, совместное с такими
предметами, как математика, риторика,
рисование, труд, музыка, "Окружающий
мир", в бескомпьютерном варианте обучения
возможно реализовать по схеме: один урок
информатики и использование практических
заданий в содержании других предметных
уроков. Обучение проводит учитель начальных
классов без деления класса на группы.
Рекомендуется в расписании помещать
урок информатики вслед или перед уроками,
рекомендованными для интеграции авторами
пособий (см. приложение).
1.6.2. Вариант 2. Организация
компьютерной поддержки предмета "Информатика"
в рамках одного урока без деления на группы
В этом случае необходимо учитывать наличие
компьютеров в начальной школе (например,
компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров
в классе), электронных средств обучения
и готовность учителей начальной школы
к использованию компьютерной поддержки
на уроках информатики.
При обучении информатике с компьютерной поддержкой также возможно использовать интегрированный подход по схеме варианта 1 с использованием 15-минутного компьютерного практикума. В этом случае практические занятия возможно провести несколько раз: на уроке информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других предметов - с другими группами с привлечением компьютерных программ из перечня электронных средств обучения, рекомендованных для начального обучения.
Компьютерный практикум может быть индивидуальным (один ученик за одним компьютером) и демонстрационным. При этом один компьютер учителя в классе может быть использован как "электронная доска".
1.6.3. Вариант 3. Урок
информатики с делением на группы в кабинете
информатики школы в рамках одного урока
При выборе школой формы обучения информатике
с компьютерной поддержкой с использованием
компьютерного кабинета школы (12 мест)
рекомендуется привлекать к проведению
урока информатики (1 час) учителя информатики
школы для совместного параллельного
проведения занятий двумя учителями: учителем
начальной школы и учителем информатики
блоками по 15 мин. Теоретическая часть
урока проводится в первой группе, компьютерная
- во второй, затем группы меняются местами.
При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо соблюдать требования к оборудованию кабинета вычислительной техникой (см.: Роберт И. В. и др. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования //Информатика и образование. 2000. № 4, 5, 7; 2001. № 1; 2002. № 1, 2), санитарные нормы организации труда детей за компьютерами (см. Сан ПиН 2.2.2.542-96). Работу за компьютерами следует заканчивать профилактическими упражнениями для зрения (1 мин) и осанки (1 - 2 мин).
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в Соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как:
1.7. Учебно-методические материалы по информатике в начальной школе
Рекомендованные на 2009-2010 учебный год
1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. "Информатика и ИКТ", 3-4 класс, Издательство: Академкнига/Учебник
2. Горячев А.В. "Информатика и ИКТ", 3-4 класс, Издательство:Баласс
3. Горячев А.В., Суворова Н.И. "Информатика,3-4 класс", Издательство:Баласс
4. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. "Информатика и ИКТ", 3-4 класс, Издательство:БИНОМ
5. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. "Информатика", 3-4 класс, Издательство: Просвещение
Данный курс является частью комплексной программы обучения. Он осуществляется при поддержке программно-методической системы раннего обучения информатике – “Роботландия”. Программно-методическая система “Роботландия” отличается простотой и доступностью для детей младшего школьного возраста. Имеется 2 точки входа в предложенный курс. 1-я точка – 2 класс. Обучение длится два года. На первом этапе знакомятся с программами системы Классификаторы и простейшими Исполнителями. На этом этапе у детей формируются навыки работы с клавиатурой, развивается логическое мышление.
Вторая точка входа в данный курс – 3 класс. На этом этапе дети знакомятся с черными ящиками, конструкторами и исполнителем Кукарачей. Формируется понятие “алгоритм”, ”команды”, ”системы команд”.
Вторая точка входа в данный курс – 4 класс. На этом этапе дети знакомятся с редакторами: текстовым, графическим, музыкальным
Режим занятий: 1 часа в неделю
Цель курса: формирование информационной культуры у учащихся 2 - 4 классов
В настоящее время информатика как предмет начинает внедряться в российских школах со второго класса. Творение (а именно, ПМК "Роботландия") многоуважаемого Юрия Абрамовича Первина, Александра Александровича Дуванова и его коллег уникально по своей природе.
"Роботландия" - это программно-методическая система раннего обучения информатике.
Программно-методический комплекс (ПМК)
ориентирован на работу детей под руководством учителя и состоит из:
В пакет входят программые продукты:
- "Буквоед" ("черный ящик") уникальный (не побоюсь повторения) инструмент развития мышления школьников;
- "Плюсик" - калькулятор, на примере которого уже в 3-4 классе учащиеся знакомятся
с понятием "стек" и учатся писать
программы
для выполнения их на стековом калькуляторе
(основой служат выражения и задачи из
школьной математики);
- "Умножай-ка" - тренажер с различными режимами умножения по методу аль-Хорезми (А Вы умеете это делать? Детям нравится!!!);