Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 23:35, курсовая работа
Описание работы
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4 1.1. Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания……………………………………..4 1.2. Классификация педагогических программных средств…………………14 Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…………………………………………..28 2.1. Технология проблемного обучения………………………………………..34 2.2. Технология развивающих игр Б. П. Никитина……………………………38 ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА…………………………………………………………………………..43 3.1. Информационные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин………………………………………………………………………..47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...51 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….53
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…………………………………………..28
2.1. Технология проблемного
обучения………………………………………..34
2.2. Технология развивающих
игр Б. П. Никитина……………………………38
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА…………………………………………………………………………..43
3.1. Информационные
технологии в преподавании естественнонаучных
дисциплин………………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….53
ВВЕДЕНИЕ
В практике информационными
технологиями обучения называют все технологии,
использующие специальные технические
информационные средства (ЭВМ аудио, кино,
видео).
Когда компьютеры стали широко
использоваться в образовании, появился
термин “новая информационная технология
обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая
технология – это информационная технология,
так как основу технологического процесса
обучения составляет информация и ее движение
(преобразование). На наш взгляд, более
удачным термином для технологий обучения,
использующих компьютер, является компьютерная
технология.
Компьютерные технологии развивают
идеи программированного обучения, открывают
совершенно новые, еще не исследованные
технологические варианты обучения, связанные
с уникальными возможностями современных
компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные
(новые информационные) технологии обучения
– это процессы подготовки и передачи
информации обучаемому, средством осуществления
которых является компьютер.
«Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный
мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский).
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Дидактические
основы использования технических и информационных
средств в процессе обучения и воспитания
Качество проведения занятий
как в школе, так и в детском саду зависит
от наглядности и изложения, от умения
учителя сочетать живое слово с образами,
используя разнообразные технические
средства обучения, которые обладают следующими
дидактическими возможностями:
- являются источником информации;
- рационализируют формы
преподнесения учебной информации;
- повышают степень наглядности,
конкретизируют понятия, явления, события;
- организуют и направляют
восприятие;
- обогащают круг представлений
учащихся, удовлетворяют их любознательность;
- наиболее полно отвечают
научным и культурным интересам
и запросам учащихся;
- создают эмоциональное
отношение учащихся к учебной
информации;
- усиливают интерес учащихся
к учебе путем применения оригинальных,
новых конструкций, технологий, машин,
приборов;
- делают доступным для
учащихся такой материал, который
без технических средств обучения
недоступен;
- активизируют познавательную
деятельность учащихся, способствуют
сознательному усвоению материала,
развитию мышления, пространственного
воображения, наблюдательности;
- являются средством повторения,
обобщения, систематизации и контроля
знаний;
- иллюстрируют связь теории
с практикой;
- создают условия для
использования наиболее эффективных
форм и методов обучения, реализации
основных принципов целостного
педагогического процесса и правил
обучения (от простого к сложному,
от близкого к далекому, от конкретного
к абстрактному);
- экономят учебное время,
энергию преподавателя и учащихся
за счет уплотнения учебной
информации и ускорения темпа.
Сокращение времени, затрачиваемого
на усвоение учебного материала,
идет за счет переложения на
технику тех функций, которые
она выполняет качественнее, чем
учитель. Экспериментально доказано,
что даже простой фильмоскоп
экономит 25 мин двухчасового занятия,
а на технических операциях
по воспроизведению графиков, таблиц,
формул экономится 15-20 учебного времени.
Все это достигается благодаря
определенным дидактическим особенностямтехнических
средств обучения, к которым относятся:
а) информационная насыщенность;
б) возможность преодолевать
существующие временные и пространственные
границы,
в) возможность глубокого проникновения
в сущность изучаемых явлений и процессов;
Психологические особенности
использования технических средств обучения
Технические средства и информационные
технологии обучения повысят продуктивность
учебно-воспитательного процесса только
в том случае, если учитель, воспитатель
хорошо себе представляют и понимают психологические
основы их применения. Известен следующий
случай. Учитель начальных классов была
увлечена использованием графопроектора,
который применялся ею каждый день и почти
на всех уроках, что позволяют возможности
этого технического средства. Администрация
школы, методисты и коллеги поддерживали
ее увлеченность. Однако когда учитель
в процессе написания дипломной работы
об использовании графопроектора в учебном
процессе в начальной школе провела углубленное
исследование этого вопроса, выяснились
интересные обстоятельства.
Учащиеся очень по-разному относились
к использованию этого технического средства
на уроках. Одним это очень нравилось:
у них усилился интерес к обучению и его
положительная мотивация, повысилась
успеваемость по всем или отдельным предметам;
другим детям кодопроекции были интересны
только на первых порах, а потом они относились
к ним нейтрально. В третью группу входили
дети, которым кодопроекции бывали необходимы
только на определенных уроках и в определенных
случаях. Четвертую группу составили дети,
которым использование графопроектора
просто мешало в силу особенностей их
мыслительной деятельности. Всем учащимся
постоянное использование одного и того
же ТС, даже при многообразии и разнообразии
самих транспарантов, к концу четверти,
и особенно учебного года, надоело. Менее
всего пользы такое использование графопроектора
принесло сильным ученикам, которым излишняя
наглядность и детализация изучаемого
не были нужны, а также и слабоуспевающим
детям, которым была необходима дифференцированная
консультация и помощь от самого учителя
в силу очень разных причин возникающих
у них учебных трудностей.
Дидактические возможности
обучающих, так же как и контролирующих
технических средств обучения , определяются
степенью совершенства программ, которые
в них реализуются. Программа и технические
средства обучения органически взаимосвязаны
и дополняют друг друга. Какими бы совершенными
ни были технические средства обучения,
без соответствующей программы, разработанной
на основе принципов теории обучения и
с учётом достижений в области изучаемого
предмета, они утрачивают свою ценность
в дидактическом плане и становятся малоэффективными
при контроле знаний. В то же время любая
совершенная обучающая программа требует
для своей реализации устройства с высокими
техническими данными. Наиболее полно
требованиям, предъявляемым к техническим
средствам обучения, удовлетворяют автоматизированные
обучающие системы.
Автоматизированные обучающие
системы - функционально взаимосвязанный
набор подсистем учебно-методического,
информационного, математического и инженерно-технического
обеспечения на базе средств вычислительной
техники, предназначенный для оптимизации
процессов обучения в различных его формах
и работающий в диалоговом режиме коллективного
пользования. Автоматизированные обучающие
системы дают возможность использовать
быстродействие электронно-вычислительных
машин, её способность хранить большое
количество информации, логической возможности,
дистанционный доступ к информационным
массивам, возможность накапливать и обрабатывать
статистический материал об учебном процессе
с требуемым уровнем обобщения. Применение
автоматизированных обучающих систем
в учебном процессе позволяет решить ряд
фундаментальных проблем педагогики, основные
из которых -- индивидуализация обучения
в условиях массовости образования; развитие
творческой активности и способностей
учащихся к познавательной деятельности;
унификация учебно-методического материала
в связи с открывшейся возможностью «тиражирования»
опыта лучших преподавателей. Оснащение
учебного рабочего места устройством
отображения информации на электроннолучевой
трубке (дисплеем) позволяет организовать
диалог с электронно-вычислительной машиной,
близкий к естественной форме общения
учащихся с преподавателем.
Комплексное использование
технических средств обучения всех видов
создаёт условия для решения основной
задачи обучения -- улучшения качества
подготовки специалистов в соответствии
с требованиями современного научно-технического
прогресса.
Виды технических средств обучения
- акустические системы
- видеокамера
- видеомагнитофон кассетный
- видеомикшер (пульт для монтажа
и озвучивания видеопрограмм, видеофильмов)
- видеоплеер (на магнитных
пленках или лазерных дисках)
- видеопроектор (для воспроизведения
на большой экран)
- графопроектор (для проекции
на экран изображений с прозрачных пленок,
или компьютера)
- камкордер (видеокамера
со встроенным видеоплеером)
- микрофон
- компьютер (персональный
компьютер – ПК)
И т.д.
Как правило, все информационные
технологии обучения связаны с компьютерным
обучением. На современном этапе международные
образовательные учреждения разрабатывают
новые направления деятельности для создания
условий перехода на информационные технологии:
· Совершенствование базовой
подготовки учащихся школ и студентов
ВУЗов и СУЗов по информатике и новым информационным
технологиям;
· Переподготовка преподавателей
в области новых информационных технологий;
· Информатизация процесса
обучения и воспитания;
· Оснащение системы образования
техническими средствами информатизации;
· Создание современной национальной
информационной среды и объединение в
нее учреждений образования;
· Создание на базе новых информационных
технологий единой системы дистанционного
образования в стране
Современные информационные
технологии выполняют различные функции
в обучении учеников школ: средства обучения,
учебного и исследовательского инструментария,
коммуникативной системы, предмета изучения.
В настоящее время становится обычной
практикой широкое использование компьютерного
тестирования для дистанционного обучения,
заочного образования, тренинга, самостоятельной
работы, для проведения текущего, промежуточного
и обобщающего контроля приобретаемых
знаний.
Применение гипертекстовой
технологии в работе с информацией представлено
в виде компьютерных сред и в виде сред
мультимедиа (бурно развивающаяся область
информатики). Продукты мультимедиа применяют
различные разновидности информации:
компьютерные данные, теле- и видеоинформацию,
речь и музыку. Мультимедиа – интерактивные
средства, т.е. зритель и слушатель не остается
пассивным. Трудности использования Интернет
нашими соотечественниками вызваны языковым
барьером, высокой ценой, боязнью нелегального
доступа.
Значение информационных технологий
велико, т.к. они способствуют формированию
единого образовательного пространства
в рамках мирового сообщества.
Преимущества и недостатки
организации педагогического процесса
на основе применения компьютера.
- Расширенные возможности
представления информации с помощью
средств мультимедиа
- Доступ к большим объемам
информации
- Автоматизация рутинных
действий
- Усиление мотиваций учения
- Объективное (непредвзятое)
оценивание
- Систематичность контроля
(возможность пошагового)
Но:
- Возможность неосознанного
навязывания обучаемому своего видения
системы фактов и выводов в данной области
знания
- Неадекватный способ
передачи информации (отсутствие
или изобилие деталей)
- Сложность учета исходного
уровня знаний, способностей, навыков
Несомненно, перечисленные
проблемы оказывают различное влияние
на разных людей в зависимости от их индивидуально-физиологических
и личностных качеств. Учет этих качеств
осложняется тем, что многие аспекты работы
человека с ПК не получили достаточного
научного рассмотрения.
Одной из немаловажных для работы
с ПК психологических проблем является
проблема возрастов. Дело в том, что чаще
всего люди старшего поколения более осторожно
относятся к процессу компьютеризации,
нежели молодежь. Это можно объяснить
тем, что у взрослых людей к определенному
возрасту формируются привычные методы
и формы работы, которые они не захотят,
а часто - и не могут кардинально менять
(что неизбежно случиться при компьютеризации
их работы).