Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
1.1. Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания……………………………………..4
1.2. Классификация педагогических программных средств…………………14
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…………………………………………..28
2.1. Технология проблемного обучения………………………………………..34
2.2. Технология развивающих игр Б. П. Никитина……………………………38
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА…………………………………………………………………………..43
3.1. Информационные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин………………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….53

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 86.24 Кб (Скачать файл)

- однотомное электронное  издание - электронное издание, выпущенное  на одном машиночитаемом носителе;

- многотомное электронное  издание - электронное издание, состоящее  из двух или более пронумерованных  частей, каждая из которых представлена  на отдельном машиночитаемом  носителе, представляющее собой  единое целое по содержанию  и оформлению;

электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

3) Виды образовательных электронных изданий по организации текста

Учебные электронные издания. Программно-методические и учебно-методические материалы могут быть выпущены как моноиздания и как сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы.

Ясно, что учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Хотя в отдельных случаях более предпочтительны были бы сборники. Так, можно сформировать сборник из произведений одного жанра, включив в него все учебные программы по данному направлению, специальности, или сборник заданий для самостоятельной работы учащихся по всем предметам курса, входящим в учебный план. С методической точки зрения такое объединение материалов дает возможность учащемуся заранее представить весь процесс овладения специальностью, заблаговременно готовиться к тем или иным занятиям, выполняемым на разных курсах, самостоятельно выявлять связь между ними, накапливать постепенно библиографические материалы, создавая собственную информационную базу.

Можно использовать другой принцип формирования такого сборника - включать в него материалы различных жанров по одному предмету: учебную программу, методические указания по изучению дисциплины, тематику контрольных работ и методические указания по их выполнению. Такие сборники целесообразно издавать прежде всего для учащихся заочной формы обучения. Ознакомление с программой и методическими указаниями по изучению дисциплины позволит учащимся осознанно, обоснованно выбирать темы контрольных работ и выполнять их с учетом общих представлений о предмете.

Предисловие к сборникам должно отражать методическую направленность, содержать общую характеристику издания в целом, отмечать цели, задачи, особенности его создания и применения, включать данные об утверждении составляющих сборник материалов и принципах их отбора. Содержание сборника должно включать полный перечень названий входящих в сборник документов.

Подобные издания усиливают активность учащихся, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией.

По критерию организации текста может быть выделена еще одна группа образовательных электронных изданий - учебно-методические комплекты (УМК). УМК содержит как моноиздания, так и сборники, так как представляет собой комплект различных видов учебных изданий. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.

4) Виды образовательных электронных изданий по характеру представляемой информации

По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды образовательных электронных изданий:

- Учебный план

- Учебная программа

- Методические указания

- Методические руководства

- Программы практик

- Задания для практических  занятий

- Учебник

- Учебное пособие

- Конспект лекций

- Курс лекций

- Практикум

- Хрестоматия

- Книга для чтения

Данная классификация целесообразна для высшей школы, нежели для средних школ.

5 ) Виды образовательных электронных изданий по форме изложения

По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

- конвекционные учебные  издания,

- программированные учебные  издания,

- проблемные учебные издания,

- комбинированные, или универсальные  учебные издания.

Конвекционное учебное издание соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Реализует информационную функцию обучения.

Программированное учебное издание основано на обучении по системе "стимул-реакция". Имеет форму разветвленной или линейной программы. Такой учебник ориентирован прежде всего на самостоятельную работу учащихся, раскрывает основы и методы получения знаний и их взаимодействие с профессиональными навыками.

Проблемное учебное издание базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.

Комбинированное , или универсальное учебное издание содержит отдельные элементы перечисленных моделей.

6) Виды образовательных электронных изданий по целевому назначению

По целевому назначению электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

- образовательные электронные  издания для школьников;

- образовательные электронные  издания для бакалавров;

- образовательные электронные  издания для дипломированных  специалистов;

- образовательные электронные  издания для магистров;

- образовательные электронные  издания для взрослых.

Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня. Так, подготовка бакалавров требует.

7) Виды образовательных электронных изданий по наличию печатного эквивалента

По наличию печатного эквивалента электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

- электронный аналог печатного  учебного издания - образовательные  электронные издания, в основном  воспроизводящее соответствующее  печатное издание;

- самостоятельные образовательные  электронные издания - электронное  издание, не имеющее печатных  аналогов.

8 ) Виды образовательных электронных изданий по природе основной информации

По природе основной информации электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

- текстовое (символьное) электронное  издание - образовательные электронные  издания, содержащее преимущественно  текстовую информацию, представленную  в форме, допускающей посимвольное  обработку;

- изобразительное электронное  издание - образовательные электронные  издания, содержащее преимущественно  электронные образцы объектов, рассматриваемых  как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей  просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной  обработки;

- звуковое электронное  издание - образовательные электронные  издания, содержащее цифровое представление  звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но  не предназначенной для печатного  воспроизведения;

- программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее  собой публикацию текста программы  или программ на языке программирования  или в виде исполняемого кода;

- мультимедийное электронное  издание - электронное издание, в  котором присутствует информация  различных форматов.

9 ) Виды образовательных электронных изданий по технологии распространения

По технологии распространения образовательные электронные издания подразделяются на следующие виды:

- локальное образовательное  электронное издание - электронное  издание, предназначенное для локального  использования и выпускающееся  в виде определенного количества  идентичных экземпляров (тиража) на  переносимых машиночитаемых носителях;

- сетевое электронное  издание - электронное издание, доступное  потенциально неограниченному кругу  пользователей через телекоммуникационные  сети;

- электронное издание  комбинированного распространения - электронное издание, которое может  использоваться как в качестве  локального, так и в качестве  сетевого.

10) Виды образовательных  электронных изданий по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания

По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

- детерминированное электронное  издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия  с которым определены издателем  и не могут быть изменяемы  пользователем;

- недетерминированное электронное  издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия  с которым прямо или косвенно  устанавливаются пользователем  в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с  помощью алгоритмов, определенных  издателем.

То есть в зависимости от многих аспектов (характер взаимодействия с пользователем, природа основной информации, целевое назначение и т.д.) мы имеем возможность выбрать конкретные электронные издания в соответствии поставленным требованиям к результату обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании:

  • научные исследования;

 социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;

 творческая вариативность педагогов;

 заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

По мнению Г. К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

  • Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

 Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

 Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

 Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

 Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Нижеприведённые принципы, описанные голландским психологом Карлом Ван Парререном, более всего, на наш взгляд, отражают идеологию и практику современных технологий:

Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся.

Принцип 2: учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз».

Принцип 3: учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае необходимости.

Принцип 4: разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи. Этот подход должен быть вариативным для различных категорий учащихся, чтобы обеспечить возможно полную ориентировочную основу для разнородных категорий учащихся и для переформирования структуры их учебной мотивации (или познавательный интерес).

Принцип 5: обеспечивать учебное содержание (действие — обучающая модель: предметно ориентированная; личностно-ориентированная — Авт.) на разнородных уровнях (материальный, перцептивный, умственный, ср. Гальперина). Это нужно для того, чтобы процесс интериоризации шёл как можно более эффективно.

Информация о работе Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания