Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
1.1. Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания……………………………………..4
1.2. Классификация педагогических программных средств…………………14
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…………………………………………..28
2.1. Технология проблемного обучения………………………………………..34
2.2. Технология развивающих игр Б. П. Никитина……………………………38
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА…………………………………………………………………………..43
3.1. Информационные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин………………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….53

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 86.24 Кб (Скачать файл)

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию средств новых информационных технологий (СНИТ) для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Вот эти возможности:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ;
  • компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";
  • архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
  • автоматизация процессов вычислительной информационно—поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Из всего многообразия педагогических применений СНИТ особо следует выделить использование программных средств (ПС) в связи с их широкой популярностью в практике образовательного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов ПС в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является как не разработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность создания и применения ПС в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.

Использование возможностей компьютерного моделирования, включение средств наглядности, разнообразных средств ведения диалога намного повысило бы эффективность использования ПС, предназначенных для организации и проведения лабораторных или практических работ, расширило бы сферу их применения за счет возможности осуществления с их помощью экспериментально-исследовательской деятельности.

Анализ возможностей использования программных средств показывает следующее:

  • программные средства, используемые в учебных целях, в основном ориентированы на формирование компьютерной грамотности; на развитие умений принимать оптимальное решение в сложных реальных условиях; на привитие умений и навыков самостоятельной работы, в частности по обработке информации; на осуществление самоконтроля, самокоррекции результатов учебной деятельности; на выработку умений и навыков работы с информацией;
  • усиление дидактической значимости программных средств достигается в результате реализации возможностей: средств современной компьютерной графики, обеспечивающих усиление наглядности, создание моделей изучаемых объектов, процессов; баз данных, обеспечивающих осуществление разнообразных видов и форм самостоятельной работы с учебной информацией; пользовательских пакетов, обеспечивающих формирование умений использовать в учебной работе систему подготовки текстов, графические редакторы;
  • значительное внимание авторами программных средств и систем уделяется организации различных видов "экранного творчества", способствующего эстетическому воспитанию обучаемого, повышению мотивации обучения;
  • подавляющее большинство программных средств, используемых в целях обучения, ориентировано на выполнение игровой деятельности, которая чаще всего стимулирует процессы усвоения учебного материала;
  • характерной особенностью проанализированных программных средств является предоставление обучаемому разнообразия организационных форм учебной деятельности и возможности свободного выбора режима работы за компьютером;
  • использование большинство программных средств не "привязано" к определенной методике их применения и не предполагает использование дополнительных или других средств обучения.

Реализация вариативных методик в условиях функционирования информационно - предметной среды со встроенными элементами технологии обучения при вышеописанных дидактических подходах обеспечивает психолого-педагогическое воздействие, которое обусловливает интенсификацию процесса развития личности обучаемого - основу образовательного процесса

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.
  • Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и другими, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.
  • Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
  • Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные идеи, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.
  • Например, при подготовке к уроку, каждый учитель применяет свою технологию переработки первичной информации (материала, необходимого для изучения конкретной темы). Информационный продукт (непосредственно тип урока) зависит от того, как учитель "видит" данный урок.
  • Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. К сожалению, пока зачастую роль компьютера сводится только к возможностям неоправданно дорогой пишущей машинки. Но на это есть объективные причины: не все учителя в достаточной степени владеют навыками работы с компьютером. И все-таки компьютер должен стать такой же неотъемлемой частью любого кабинета, как доска и мел. Последние, кстати, в ряде кабинетов должны быть вытеснены современными средствами экранной видеопроекции. Легко представить себе урок, во время которого учитель, используя специальные компьютерные указательные устройства (от простейшей "мышки" до компьютеризированной лазерной указки), демонстрирует учащимся специально подобранный ряд учебных видеофрагментов, трехмерные модели, компьютерные эксперименты и прочее. Фантастикой это давно уже не кажется, просто для внедрения таких технологий в обычный школьный урок требуется большая работа учителя – энтузиаста, организационная помощь администрации и материальная поддержка государства.
  • Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
  • Наверное, поэтому, к учителям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно, такое движение дает свои плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

  1. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М., 1970.

  1. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 1971.

  1. Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. – М., 1988.

  1. Гейн Л.Г. Основы информатики и вычислительной техники. – М: Просвещение, 1991.

  1. Дидактические основы компьютерного обучения – Л., 1989.

  1. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. – М., 1988.

  1. Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М: РПА, 1996.

  1. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М., 1987.

  1. Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. -1991. – № З.

  1. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование 1996.-№ 5.

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.

  1. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика 1989. -№ 3.

  1. Талызина Я Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. – 1898. № 3.

  1. Управление, информация, интеллект / Под ред. А.И.Берга и др. – М., 1976.

  1. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. – 1992 - № 11.

start="17"

     Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) – М., 1974     

  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения – М.,1955     
  2. Леви В.Л. Искусство быть собой – М., 1977     
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1993     
  4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой – М., 1986     
  5. Макаренко А.С. Педагогические сочинения – М., 1986     
  6. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения – М., 1984     
  7. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) – М.,1996     
  8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М., 1992  
  9. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997
  10. Кукушкин В.С. Педагогические технологии.- Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. - 320с.
  11. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.- Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004.- 384 с.
  12. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву.- М.: издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
  13. Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». - М.: Педагогика, 1989г.- 342с.
  14. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М.: Педагогика, 1978г.- 456с.
  15. Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8, 2000г., с. 134 - 137.

 

 

 


Информация о работе Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания