Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ…………………………………………………………………4
1.1. Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания……………………………………..4
1.2. Классификация педагогических программных средств…………………14
Глава 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ…………………………………………..28
2.1. Технология проблемного обучения………………………………………..34
2.2. Технология развивающих игр Б. П. Никитина……………………………38
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА…………………………………………………………………………..43
3.1. Информационные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин………………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….53

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 86.24 Кб (Скачать файл)

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа логической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается соединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

По мнению Б. П. Никитина, этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; занимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

К современным педагогическим технологиям относятся:

1.      Личностно-ориентированные технологии обучения

а.       Технология педагогических мастерских

б.      Технология обучения как учебного исследования

в.      Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

г.       Технология эвристического обучения

д.      Метод проектов

е.       Вероятностное образование (А. Лобок)

ж.     Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

з.       "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),

и.      Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),

к.       Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),

л.      Дизайн-педагогика.

2.      Предметно-ориентированные технологии обучения

а.       Технология постановки цели

б.      Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

в.      Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

г.       Технология концентрированного обучения

д.      Модульное обучение.

3.      Информационные технологии.

а.       ИКТ

б.      Технологии дистанционного обучения

4.      Технологии оценивания  достижений учащихся

а.       Технология "Портфолио"

б.      Безотметочное обучение

в.      Рейтинговые технологии

5.      Интерактивные технологии

а.       Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

б.      Технология проведения дискуссий

в.      Технология «Дебаты»

г.       Тренинговые технологии

Информативное речевое и демонстрационное воздействие имеет свои закономерности, учет которых обеспечивает педагогу возможность более тонкого прикосновения в работе с детьми.

Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях - "наглядный" и "демонстрационный" материал.

Ø Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком.

Ø Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, как доступность, убедительность, понятность. Принцип наглядности, как основной принцип дидактики ввел Я. Коменский, большую роль в учебном процессе отводил К.Д. Ушинский.

Таким образом, выявленные закономерности в этой области, дают совокупность технологических правил информативного демонстрационного воздействия:

1) Предлагаемый детям  наглядный материал должен быть  доступен, прост и понятен.

2) Следует стремиться  к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально  возможное количество органов  чувств.

3) Обязательное подкрепление  демонстрации речью. Речевое пояснение  в сочетании с наглядностью  углубляет постижение и осмысление  предмета объяснения

4) Доска, таблица, экран должны  иметь горизонтальное расположение  с соотношением 3:4, а округленные  углы повышают информационную  емкость. Наиболее значимую информацию  рекомендуется располагать в  правой верхней половине формы.

5) Педагогу, производя записи на доске следует выделять выводы прямоугольником, овалом.

6) Размеры букв на доске  должны быть не менее 1/3 лица, чтобы  производимая запись легко прочитывалась  с любой парты. Увеличение букв  повышает убедительность.

7) Использование цветного  изображения (цветные мелки, маркеры) облегчает восприятие, т.к. цвет распознается  легче и быстрее.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

· Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

· Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефония и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

· Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

· Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.

· Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: детского сада, школы, семьи, микро- и макросоциума.

· Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

Сегодня мы живём в современном мире, воспитываем и развиваем наших детей. Всем успехов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА

Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных технологий на различных стадиях учебного процесса, в частности компьютерных, проектных, ТРИЗ технологии, технологии ТОГИС и многих других.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На уроках, факультативах и во внеурочное время нами используются электронные учебники, энциклопедии, и др. Они помогают решать следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера,

  • сформировать навыки самоконтроля,

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к отдельным предметам в частности,

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  • подготовить учащегося к экзамену, попутно развив, а иногда и сформировав у него ряд компетентностей.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Использование ИКТ на уроках естественных дисциплин позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по естественно-научным в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. И здесь на передний план выдвигается технология ТОГИС (В.В. Гузеев), которая позволяет самообразовываться ученику в едином информационном пространстве в различных направлениях.

Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач, инженерных задач, а под час и интегральных задач. В любом случае использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.

Использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса

  • многоаспектное развитие различных компететностей у обучающихся

  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества

  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Информационные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Информатизация общества обеспечивает:

  • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,
  • интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
  • высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Информация о работе Дидактические основы использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания