Информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д.

Содержание работы

1.Основные принципы создания общегосударственной автоматизированной системы

1.1.Информационная система управления
3
1.2 Методические и организационные принципы создания ИС и ИТ
7
1.3 Общая характеристика ОГАС, ОАСУ, АСУП, АСУТП
10
1.4 Принципы создания и функционирования АСУ
Заключение
12
Библиографический список
16
2.План постановки задач на участке учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
17
2.1 Общие указания
17
2.2 Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции
20
2.3 Задачи учета затрат на производство
22
2.4 Основные принципы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
23
2.5 Элементы затрат и статьи калькуляции
23
2.6. Состав себестоимости продукции, работ, услуг
25
2.7 Понятие калькулирования себестоимости продукции
29
2.8 Объекты калькулирования себестоимости
32
2.9 Связь учета затрат с калькулированием
34
2.10 Отраслевые и организационные аспекты учета затрат и калькулирования себестоимости
36
2.11 Система обобщения затрат на производство
37
2.12 Нормативный метод учета затрат
41
2.13 Попередельный метод учета затрат
45
2.14 Позаказный метод учета затрат
50
2.15 Попроцессный метод учета затрат
52
Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

к.р инф сист в экон.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением, таким, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.

По muny пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.

Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет  пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.

Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.

1.2Методические и организационные  принципы создания ИС и ИТ 

 

В проектировании ИС управленческой деятельности используются системотехнические подходы, главными из которых являются:

• кибернетический подход, предполагающий постановку цели функционирования управленческой деятельности объекта, моделирование структуры и динамики развития рыночных процессов, установление наличия прямых и обратных информационных связей, композиции систем и модулей;

• открытость и возможность совершенствования всего комплекса и каждого компонента в отдельности; 

• внутренняя непротиворечивость системы как на уровне данных, так и уровне управляющих процедур;

• минимизация бумажного документооборота;

• обеспечение эффективности функционирования всей системы;

• рационализация технологических цепочек за счет внедрения стандартизированных модулей.

Согласно приведенным  подходам формируются основные принципы создания ИС и ИТ управления.  Первый из них — системность и логичность построения обеспечивающих и функциональных элементов ИС. Выбор операционной системы и программного обеспечения зависит от набора и конкретной постановки реальных экономических задач, решаемых менеджерами предприятия или фирмы. Процесс проектирования ИС подчиняется общей цели, на достижение которой и направлена постановка включенных в нее задач. Поскольку цели предприятия, фирмы, любой организации могут меняться в зависимости от реальной ситуации, то цель проектирования должна носить адагггационный характер и соответствовать стратегическому направлению управленческой деятельности конкретного экономического объекта.

Второй принцип проектирования ИС — широкое применение экономико-математических методов и стандартных программ прогнозностатистического характера. Задачи управления производственной, финансовой деятельностью организации в большинстве своем ставятся как аналитические, оптимизационные или как задачи планирования. Поэтому и методы их решения относятся к соответствующим разделам математики.

Третий принцип предполагает декомпозицию системы на ряд комплексов (модулей) задач, каждый из которых моделирует определенную сферу управленческой деятельности.

Четвертый принцип — использование новых методов и включение вновь созданных программных модулей в систему автоматизации управленческих работ. Проектирование ИС должно изначально базироваться на модульных принципах, а компьютерная реализация — до- пускать расширение за счет совершенствования структуры программного обеспечения.

Пятый — это принцип адаптации всех элементов и системы в целом. Он должен полностью пронизывать идеологию построения ИС управления — от анализа задач, технико-экономических показателей и их группировок в модули до формулирования целей. Наиболее важной причиной такой направленности реализации ИС управления является необходимость отражения в ее моделях реальных производственно-хозяйственных и финансовых ситуаций, а также возможной переориентации на производство новых изделий, выпуск новых товаров, расширение предоставляемых услуг, переход на новые принципы ведения управленческой деятельности. Однако имеются и технологические причины, связанные с возможной сменой методик расчетов экономических показателей, расположением реквизитов в первичных и результатных документах, изменением регламента представления данных.

Концепция, лежащая в основе разработки ИТ управления, также не должна противоречить указанным пяти принципам. Вместе с тем к ним добавляются объективные и субъективные требования пользователей. Прежде всего нужно отметить выбор технического обеспечения, который зависит не столько от применяемого системного программного комплекса, сколько от нужд практики. Например, создавая ИС управления логистическими операциями для использования на уровне складского хозяйства предприятия, разработчики должны позаботиться о совместимости компьютерного обеспечения с применяемыми техническими средствами для измерения и взвешивания поступающих материальных ресурсов, регистрации их поступления и перемещения (электронные весы и измерительная аппаратура, мерная тара, устройства для считывания штрих-кодов, устройства регистрации и т. п.). В информационном плане должны обеспечиваться обмен сведениями между этими устройствами, а также посредством системы передачи данных их связь с базой данных для последующей возможности решения функциональных задач. На этапе проектирования необходимо максимально использовать полученную с их помощью информацию для выработки результатных сведений, формирования необходимой документации и принятия управленческих решений.

Кроме того, разработчик  должен беспокоиться об удобстве работы пользователя в процессе эксплуатации создаваемой системы.

Главным условием, выдвигаемым  обычно заказчиком, является полное отсутствие или хотя бы приемлемый небольшой  объем ручного ввода данных. Важно  также правильно организовать человеко-машинный диалог в процессе выполнения программ, а в результате их работы желательно получить ответ в удобной и понятной для пользователя форме. Реализация такого рода требований обеспечивается как раз на этапе проектирования ИС и ИТ. Немаловажным требованием является предоставление заказчику полного проекта нового варианта ИТ, который представляет собой документально оформленное описание технологических решений по разработке и эксплуатации системы.

Наконец, необходимо затронуть  организационные вопросы построения ИС и ИТ в управленческой деятельности. Наиболее приемлемый вариант структуризации подобной системы базируется на применении АРМ и сетевых принципов функционирования. Система АРМ (автоматизированных рабочих мест), основу которых составляет комплекс персональных ЭВМ, построенный по иерархическому принципу, должна охватывать все уровни управления и функционировать как единая вычислительная сеть. Соответственно принятой архитектуре должен быть организован процесс управления предприятием, фирмой, любой организацией, базирующейся на новой информационной системе и технологии. На нижнем уровне системы управления должны располагаться рабочие места исполнителей конкретных производственных и хозяйственных операций, которые обеспечивают в режиме реального времени сбор и регистрацию информации, на среднем уровне — АРМ менеджеров и специалистов, обеспечивающих оперативное руководство и решение необходимых функциональных задач текущего контроля и планирования, на высшем— АРМ руководителей. Проектируется аналогичный путь прохождения информационных потоков в процессе функционирования всей системы: по нисходящей линии — информация директивного характера, по восходящей — учетно-отчетные и аналитические данные.

Использование распределенной технологии обработки и хранения данных позволяет реализовать также территориальный принцип управления, причем расстояние между подразделениями не имеет значения, поэтому такая организация может служить основой для создания не только крупных холдингов, корпораций, но и транснациональных компаний (ТНК). Децентрализация процесса обработки данных дает возможность оптимизировать портфельную структуру ресурсов и вложений, финансовые потоки и управление в целом. В итоге будут повышены гибкость, адаптивность и эффективность функционирования всей сложной многоуровневой структуры opгaнизации, всей совокупности ее элементов и их взаимосвязей.

Организационно-технический  комплекс составляет вторую часть проектируемой  системы и непосредственно связан с созданием автоматизированной информационной технологии. В ее обязанности входят не только информационно-накопительные функции, но и передаточные, интерфейсные, а также функции представления данных на этапе вывода результатов. Основа реализации автоматизированной ИТ — архитектура системы управления базами данных. В настоящее время традиционно насчитываются три типа моделей представления данных: сетевая, иерархическая и реляционная. Однако сравнительно недавно появились постреляционные СУБД, которые считаются перспективой на ближайшее будущее. Примером может служить СУБД Universe, разработанная в среде ОС Unix фирмой V Mark Software Inc. Таким образом, можно сказать, что ИТ играет роль ядра автоматизированной информационной системы управления в любом экономическом объекте.

 

1.3 Общая характеристика ОГАС, ОАСУ, АСУП, АСУТП

 Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации (ОГАС) предназначена для сбора и обработки информации и решения задач управления на уровне общегосударственных органов.

.  
 
Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации представляет собой информационно-вычислительную систему, увязывающую на единой методологической, информационной, организационной и технической основе отраслевые, ведомственные и республиканские АСУ для решения задач планирования и управления народным хозяйством. Она включает следующие функциональные системы: 
 
автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР); 
 
автоматизированную систему государственной статистики(АС ГС); 
 
автоматизированную систему финансовых расчетов (АСФР); 
 
автоматизированную систему управления наукой и техникой (АСУНТ);  
 
автоматизированную систему управления материально-техническим снабжением (АСУМТС); 
 
автоматизированную систему труда и заработной платы (АСТЗ); 
 
автоматизированную систему управления строительством (АСУС); 
 
автоматизированную систему обработки информации по ценам (АСОИЦ); 
 
автоматизированную информационно-управляющую систему стандартизации (АИУС); 
 
отраслевые автоматизированные системы управления министерств и ведомств (ОАСУ). 
 
Структура ОГАС отражает особенности отраслевого и территориального принципов управления, характерных для народного хозяйства страны. 
 
Цель ОАСУ — организация управления предприятиями отрасли административными и экономико-математическими методами. 
 
Отраслевая система управления осуществляет вычислительную и логическую обработку поступающей от предприятий информации и своевременно обеспечивает работников отраслевого аппарата управления информацией, необходимой для принятия решений по увеличению выпуска продукции и улучшению ее качества. 
 
Функциональная структура ОАСУ отражает функциональную и организационную структуры системы управления отраслью. Общим для всех ОАСУ являются экономические принципы народного хозяйства: полный хозрасчет, использование нормативов длительного действия, совершенствование планирования и управления, наилучшее использование ресурсов, экономическая эффективность производства. 
 
Первичным звеном ОАСУ является АСУП — комплексная система управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и объединения экономико-математическими методами с использованием ЭВМ. На ее основе реализуется системный подход к управлению предприятием (объединением), достигается высокий уровень интеграции основных видов его деятельности и, как следствие, повышаются технический и организационный уровни производства. 
 
Основные задачи АСУП сводятся к сбору, обработке и анализу информации о деятельности предприятия (объединения). Обработанная информация в необходимом объеме представляется потребителям, т. е. руководству предприятия (директору, заместителям директора), руководителям централизованных подразделений (начальникам отделов), руководителям линейных подразделений (начальникам участков, цехов, служб). 
 
В составе АСУП различают организационный, функциональный, эксплуатационный персоналы, ЭВМ и производственную систему.

1.4. Принципы создания и функционирования АСУ 
 
Автоматизация управления — это качественно новый уровень решения всех задач управления, переход к которому возможен и эффективен при соблюдении ряда принципов, определившихся практикой создания и эксплуатации АСУ. 
 
^ Принцип комплексного (системного) подхода заключается в том, что любая АСУ, представляющая собой совокупность большого числа взаимодействующих элементов, должна рассматриваться с позиций системного анализа как самого объекта, так и системы управления им. 
 
Системный подход, как правило, предполагает изменения, причем существенные, в организационной структуре органов управления, формах документов, видах контроля и ответственности на различных уровнях выработки и принятия решений. 
 
Системность подхода к созданию АСУ проявляется в выделении функциональных и обеспечивающих подсистем, каждая из которых, в свою очередь, является сложной системой. 
 
Весьма важная составная часть системного подхода—организация единой информационной подсистемы, которая создается во взаимосвязи с другими подсистемами и должна быть с ними совместима. Это означает, что создаются некоторые общие информационные массивы, используемые всеми подсистемами. Обновление общих массивов осуществляется только частью подсистем, а не всеми. Наконец, должен быть обеспечен обмен данными между подсистемами посредством использования некоторых связных массивов. 
 
Системный подход проявляется также в формировании технических средств АСУ. Здесь основные положения сводятся к соответствию структуры технических средств структуре и условиям функционирования управляемого объекта, совместимости технических средств с учетом развития системы и расширения её возможностей, к высокому уровню надежности функционирования АСУ, проявляющемуся, в частности, в том, что существенное снижение надежности отдельных составных элементов технических средств не приводит к заметному изменению надежности функционирования всей системы. 
 
При создании математического и программного обеспечения АСУ системный подход означает, что предполагается возможность применения программ во взаимодействии с другими программами в различных системах алгоритмов. При этом используется иерархическая структура с несколькими уровнями группирования и подчиненности программ. 
 
Системный метод заключается также в типизации систем и подсистем управления в целях использования типовых или базовых решений при создании новых АСУ. Для систем управления предприятиями уровень типовых задач достигает 50%, а использование типовых решений позволяет сократить затраты и сроки на создание АСУ. 
 
^ Принцип новых задач заключается в том, что АСУ создаются для решения не столько существовавших ранее, сколько новых задач как по содержанию, так и по методам их решения. Такие задачи не могут быть решены без использования вычислительной техники. В основном они включают задачи оптимизации (планирования, использования ресурсов, принятия решений и др.), массового обслуживания, имитационные задачи, задачи поиска и проектирования. Принцип новых задач не исключает решений в достаточно большом объеме тех задач, которые решались и ранее в управлении производством, например, задач бухгалтерского и финансового учета, материально-технического снабжения, контроля. Однако наибольшая эффективность АСУ достигается именно в применении новых методов решений задач более высокого класса. Весьма часто использование таких решений фактически сводит к новым традиционные задачи управления производством. 
 
^ Принцип первого руководителя определяется как условие обязательного участия руководителя и всего аппарата управления предприятием в создании АСУ. Практикой управления предприятиями, организациями, коллективами людей выработано множество приемов и методов принятия решений. Опыт руководителей представляет собой не просто набор интуитивных удачных решений, но результат весьма глубокого анализа функционирования предприятия часто при ограниченном информационном материале. Методы принятия решений опытным руководителем невозможно просто заменить системой автоматизированной обработки и анализа большого объема информации и формальным нахождением наилучшего решения, поскольку само определение конечной цели и эффективности функционирования всех звеньев системы предприятия является часто творческой задачей, не поддающейся строгой формализации. Участие руководителя в разработке АСУ предопределяет возможности правильного сочетания выработанных практикой методов анализа ситуаций и принятия решений с современными экономико-математическими методами, реализуемыми с помощью ЭВМ. Назначение АСУ, таким образом, заключается не в замене творческого опыта и потенциала руководителя, а в существенном расширении его возможностей анализировать большее количество информации и вариантов возможных решений. 
 
^ Рациональное распределение функций между человеком и ЭВМ, между уровнями и узлами системы приводит к построению рациональной структуры системы. При этом функции управления и соответствующие информационные потоки распределяются таким образом, что на низших уровнях управления решается наибольшее число задач локального характера, а на более высоких уровнях—задачи, имеющие общий, стратегический характер. Такое распределение функций упрощает проблемы обеспечения «живучести» системы, замены отдельных устройств другими того же или более высокого уровня. 
 
В соответствии с принципом непрерывного развития системы, эволюции АСУ планируется заранее, в процессе разработки при определении очередности ввода в действие функциональных подсистем. Развитие АСУ заключается в постепенном добавлении новых функций в соответствии с намеченным планом. При разработке и вводе в эксплуатацию первых очередей системы следует тщательно продумывать их сопряжение с задачами последующих очередей. 
 
Если под общей целью управления понимать достижение оптимального значения критерия экономической эффективности функционирования предприятия, объединения, отрасли, то очевидно, что достижение такой сложной по совокупности решаемых задач цели возможно путем разложения задач управления на задачи меньшей размерности и децентрализованного решения каждой задачи. 
 
Такое разделение АСУ на менее сложные части называется декомпозицией системы управления, которая сама по себе представляет сложную задачу. 
 
Основной проблемой декомпозиции системы управления является принцип разделения. Система делится на подсистемы, под которыми понимают совокупность элементов, объединенных процессом функционирования для достижения цели, поставленной перед системой в целом.

Информация о работе Информационные системы в экономике