Информатизация образования, как составная часть современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:52, курсовая работа

Описание работы

Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе.
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Информатизация образования, как составная часть современного общества 6
1.2 Информационные и коммуникационные технологии: общая характеристика, понятие, средства и методы использования 11
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ 28
2.1 Возможности организации внеклассной работы по информатике 28
2.2 Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся 33
2.3 Внеклассная работа с применением ИКТ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 147.86 Кб (Скачать файл)

В последнее время под  информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения  для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения  информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто  называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому  ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных  научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной  организации труда людей, занятых  обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с  людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также  связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и  наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического  обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Основные черты современных  ИТ:

  • компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
  • хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
  • передача информации на значительные расстояния в ограниченное время[126,2].

В широком понимании ИТ охватывает все области передачи, хранения и восприятия информации и  не только компьютерные технологии. При  этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и  это не случайно: появление компьютеров  вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело. При этом основой ИТ являются технологии обработки, хранения и восприятия информации.

Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено  тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в  образовательном процессе.

Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы  и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Процесс информатизации образования  в настоящее время затронул все  аспекты учебно-воспитательного  процесса и деятельности школы как  образовательного учреждения.

Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения эффективности  и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя  существенную роль в формировании новой  системы образования, целей и  содержания, педагогических технологий[84,33].

Начиная с 2001 года, Правительством Российской Федерации было принято  несколько программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных  заведений к Интернет, сложившуюся  в системе образования за последние 5-10 лет. Практически одновременно с  этими программами, нацеленными  преимущественно на компьютеризацию  и информатизацию российского образования, была определена новая стратегия  на модернизацию образовательной системы  в целом. Была принята Национальная доктрина образования до 2025 года и  Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года, утверждены программы «Дети России на 2001-2002 годы», «Молодежь России (2001 – 2005 годы), программа «Развитие единой образовательной  информационной среды на 2001 – 2005 гг.», и др. Значительный раздел по образованию, где речь идет о средствах ИКТ, включен в Федеральную целевую  программу «Электронная Россия на 2002 – 2010 гг.». Практически завершилась  «Программа компьютеризации сельских школ», «Программа компьютеризации  городских и поселковых школ – 2002»  и т.д. В результате реализации этих программ российские вузы почти сравнялись по основным показателям оснащенности средствами ИКТ с европейскими образовательными учреждениями, о чем свидетельствуют  данные международных социологических  исследований. При этом на уровне средних  школ все еще наблюдается значительное отставание России от стран ЕС.

Изучение особенностей использования  ИКТ при обучении школьников должно включать знакомство с разными аспектами  проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное  рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств  информатизации, программных средств, их содержательного наполнения.

Первые из них - технические  средства информатизации образования  не возникли в одночасье. Появлению  средств информатизации, основанных на использовании компьютерной техники, предшествовало бурное развитие различных  некомпьютерных устройств, которые  принято называть техническими и  аудиовизуальными средствами обучения. На протяжении многих лет к техническим  средствам обучения относили и саму аппаратуру, такую как различные  диапроекторы и фонографы, графопроекторы и электрофоны, кинопроекторы и телевизоры, магнитофоны и CD-плееры, а также специально созданные дидактические материалы и пособия, такие как диафильмы, диапозитивные серии, пластинки, кассеты и компакт диски. Именно эти средства обучения на разных этапах развития системы образования являлись основными инструментами повышения эффективности хранения, обработки, передачи и представления учебной информации. В отсутствие компьютерной техники они играли роль средств информационных и коммуникационных технологий.

Более ста лет назад, известный  американский изобретатель Т.А. Эдисон, после изобретения первого звукозаписывающего устройства - фонографа, заявил, что  с появлением возможностей записи, хранения и воспроизведения звука  решены все проблемы образования. Однако и сегодня, очевидно, что не все  подобные проблемы решены полностью[291,11].

В разные годы в школьное образование проникали разнообразные  средства, появление которых поднимало  на качественно новый уровень  информационное обеспечение системы  обучения, что всякий раз положительно сказывалось на эффективности подготовки специалистов. В настоящее время  в школах можно встретить:

  • средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели);
  • системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи);
  • системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели);
  • оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы);
  • полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования);
  • компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители);
  • телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации).

Технические средства, используемые в общем среднем образовании  можно классифицировать. В основе этой классификации могут лежать различные критерии. В частности  все технические средства могут  быть разделены на группы в зависимости  от вида информации и принципов, лежащих  в основе их функционирования.

Традиционные аналоговые технические средства Аудиосредства (электрофоны, магнитофоны, микрофоны, усилители, акустические системы, диктофоны, радиоприемники, лингафонное оборудование, кассеты, пластинки).

Графические и фотографические  средства (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, диафильмы, слайды, изображения на пленках),

Кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки).

Видео и телевизионные  средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты). Цифровые технические средства

Аудиосредства (цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт диски).

Графические и фотографические  средства (цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти).

Проекционная техника (мультимедийные проекторы).

Видео и телевизионные  средства (цифровые видеокамеры, DVD проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти) Компьютерные средства информатизации

Компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения  звука; записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических  объектов; записи, обработки и воспроизведения  видео[159,24].

Телекоммуникационные средства телекоммуникационного общения  людей; средства доступа к информационным ресурсам Технические средства позволяют  привнести в образовательную  деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение. Эти средства, в ряде случаев, оказываются  очень сложными в техническом  и технологическом отношении. Компьютер, проникнувший в сферу образования, является универсальным средством  обработки информации. Универсальность  компьютера состоит в том, что, с  одной стороны, он один в состоянии  обрабатывать информацию разных типов, с другой стороны, один и тот же компьютер в состоянии выполнять  целый спектр операций с информацией  одного типа. Благодаря этому компьютер  в совокупности с соответствующим  набором периферийных устройств  в состоянии обеспечить выполнение всех функций технических средств  обучения.

Корректное определение  средств ИКТ и средств информатизации образования представляет собой  существенную проблему. На первый взгляд, логичнее было бы к средствам информатизации образования отнести любые средства и инструменты, имеющие отношения  к обработке и представлению  информации, используемой в образовании. При таком подходе к средствам  информатизации образования помимо компьютеров и программного обеспечения  будут относиться и обычная книга, и магнитофон, и диапроектор. Такое  определение средств информатизации образования имеет полное право  на существование.

Но, вместе с тем, универсальность  компьютера делает нецелесообразным дальнейшее проникновение всех отмеченных некомпьютерных средств в образование, за исключением  книги. Кроме того, большинство перечисленных  выше технических средств информатизации теряют актуальность. Сегодня по понятным причинам уже практически невозможно найти современный учебный диафильм или пластинку для электрофона.

В связи с этим становится оправданным отнесение к средствам  ИКТ и информатизации образования  только компьютерных средств обработки  и представления информации. Практическое осуществление информатизации образования  в этом случае приведет к расширению использования в образовании  новейших информационных и коммуникационных технологий. Именно поэтому в настоящем  электронном издании под средствами информатизации образования понимается компьютерное аппаратное и программное  обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.

Основной формой организации  обучения, характерной для современной  школы, является урок. Это необходимо учитывать при разработке и использовании  средств ИКТ для системы общего среднего образования. Обучение школьников большинству учебных предметов  в рамках классно-урочной системы  идет в специальных кабинетах. Поэтому  перспективы повышения эффективности  классно-урочной системы связываются  с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов  уроков и их модулей. В этой связи  на информационные и телекоммуникационные технологии возлагаются большие  надежды.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют  говорить о предметном уроке в  компьютерном классе, например, с интерактивной  доской. Учитель на таком уроке, сохраняя почти весь арсенал имеющихся  у него методических приемов, может  многократно его преумножить  возможностями ИКТ. Для этого  необходимы, прежде всего, ОЭИ, которые  можно легко встраивать в структуру  урока.

К сожалению, основные усилия отечественных разработчиков образовательных  программных продуктов направлены на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное обучение. Тактически более целесообразно дать учителю  такие средства ИКТ, которые он мог  бы сам без значительных дополнительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы.

На сегодняшний день одним  из перспективных и важных может  стать комплексный подход к использованию  средств ИКТ при изучении некоторого относительно замкнутого раздела школьной программы (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения) в условиях класса, оснащенного  необходимым оборудованием[39,29].

Вряд ли можно говорить, что произошел какой-то существенный перелом в сознании учителей-предметников и методистов в отношении перспектив использования средств ИКТ в  организации учебного процесса. В  обозримом будущем массовая школа  по-прежнему останется классно-урочной, а подавляющее большинство существующих средств ИКТ рассчитано на индивидуальную работу.

Информация о работе Информатизация образования, как составная часть современного общества