Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:52, курсовая работа
Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе.
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Информатизация образования, как составная часть современного общества 6
1.2 Информационные и коммуникационные технологии: общая характеристика, понятие, средства и методы использования 11
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ 28
2.1 Возможности организации внеклассной работы по информатике 28
2.2 Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся 33
2.3 Внеклассная работа с применением ИКТ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Основные черты современных ИТ:
В широком понимании ИТ охватывает все области передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело. При этом основой ИТ являются технологии обработки, хранения и восприятия информации.
Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе.
Информационные и
Процесс информатизации образования
в настоящее время затронул все
аспекты учебно-
Современные средства информационных
и коммуникационных технологий дают
возможность повышения
Начиная с 2001 года, Правительством
Российской Федерации было принято
несколько программ, призванных изменить
коренным образом ситуацию с оснащением
компьютерами и подключением учебных
заведений к Интернет, сложившуюся
в системе образования за последние
5-10 лет. Практически одновременно с
этими программами, нацеленными
преимущественно на компьютеризацию
и информатизацию российского образования,
была определена новая стратегия
на модернизацию образовательной системы
в целом. Была принята Национальная
доктрина образования до 2025 года и
Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года, утверждены
программы «Дети России на 2001-2002
годы», «Молодежь России (2001 – 2005 годы),
программа «Развитие единой образовательной
информационной среды на 2001 – 2005 гг.»,
и др. Значительный раздел по образованию,
где речь идет о средствах ИКТ,
включен в Федеральную целевую
программу «Электронная Россия на 2002
– 2010 гг.». Практически завершилась
«Программа компьютеризации сельских
школ», «Программа компьютеризации
городских и поселковых школ – 2002»
и т.д. В результате реализации этих
программ российские вузы почти сравнялись
по основным показателям оснащенности
средствами ИКТ с европейскими образовательными
учреждениями, о чем свидетельствуют
данные международных социологических
исследований. При этом на уровне средних
школ все еще наблюдается
Изучение особенностей использования
ИКТ при обучении школьников должно
включать знакомство с разными аспектами
проникновения информационных технологий
в сферу общего среднего образования.
В частности, необходимо детальное
рассмотрение используемых в школьном
образовании технических
Первые из них - технические средства информатизации образования не возникли в одночасье. Появлению средств информатизации, основанных на использовании компьютерной техники, предшествовало бурное развитие различных некомпьютерных устройств, которые принято называть техническими и аудиовизуальными средствами обучения. На протяжении многих лет к техническим средствам обучения относили и саму аппаратуру, такую как различные диапроекторы и фонографы, графопроекторы и электрофоны, кинопроекторы и телевизоры, магнитофоны и CD-плееры, а также специально созданные дидактические материалы и пособия, такие как диафильмы, диапозитивные серии, пластинки, кассеты и компакт диски. Именно эти средства обучения на разных этапах развития системы образования являлись основными инструментами повышения эффективности хранения, обработки, передачи и представления учебной информации. В отсутствие компьютерной техники они играли роль средств информационных и коммуникационных технологий.
Более ста лет назад, известный
американский изобретатель Т.А. Эдисон,
после изобретения первого
В разные годы в школьное
образование проникали
Технические средства, используемые в общем среднем образовании можно классифицировать. В основе этой классификации могут лежать различные критерии. В частности все технические средства могут быть разделены на группы в зависимости от вида информации и принципов, лежащих в основе их функционирования.
Традиционные аналоговые технические средства Аудиосредства (электрофоны, магнитофоны, микрофоны, усилители, акустические системы, диктофоны, радиоприемники, лингафонное оборудование, кассеты, пластинки).
Графические и фотографические средства (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, диафильмы, слайды, изображения на пленках),
Кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки).
Видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты). Цифровые технические средства
Аудиосредства (цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт диски).
Графические и фотографические средства (цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти).
Проекционная техника (мультимедийные проекторы).
Видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти) Компьютерные средства информатизации
Компьютерные мультимедиа-
Телекоммуникационные средства
телекоммуникационного общения
людей; средства доступа к информационным
ресурсам Технические средства позволяют
привнести в образовательную
деятельность возможность оперирования
с информацией разных типов таких,
как звук, текст, фото и видео изображение.
Эти средства, в ряде случаев, оказываются
очень сложными в техническом
и технологическом отношении. Компьютер,
проникнувший в сферу образования,
является универсальным средством
обработки информации. Универсальность
компьютера состоит в том, что, с
одной стороны, он один в состоянии
обрабатывать информацию разных типов,
с другой стороны, один и тот же
компьютер в состоянии
Корректное определение
средств ИКТ и средств
Но, вместе с тем, универсальность
компьютера делает нецелесообразным дальнейшее
проникновение всех отмеченных некомпьютерных
средств в образование, за исключением
книги. Кроме того, большинство перечисленных
выше технических средств
В связи с этим становится
оправданным отнесение к
Основной формой организации
обучения, характерной для современной
школы, является урок. Это необходимо
учитывать при разработке и использовании
средств ИКТ для системы общего
среднего образования. Обучение школьников
большинству учебных предметов
в рамках классно-урочной системы
идет в специальных кабинетах. Поэтому
перспективы повышения
Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с интерактивной доской. Учитель на таком уроке, сохраняя почти весь арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его преумножить возможностями ИКТ. Для этого необходимы, прежде всего, ОЭИ, которые можно легко встраивать в структуру урока.
К сожалению, основные усилия
отечественных разработчиков
На сегодняшний день одним
из перспективных и важных может
стать комплексный подход к использованию
средств ИКТ при изучении некоторого
относительно замкнутого раздела школьной
программы (с достаточно стабильным
содержанием и устоявшимися методиками
обучения) в условиях класса, оснащенного
необходимым оборудованием[39,
Вряд ли можно говорить,
что произошел какой-то существенный
перелом в сознании учителей-предметников
и методистов в отношении перспектив
использования средств ИКТ в
организации учебного процесса. В
обозримом будущем массовая школа
по-прежнему останется классно-урочной,
а подавляющее большинство
Информация о работе Информатизация образования, как составная часть современного общества