Информатизация образования, как составная часть современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:52, курсовая работа

Описание работы

Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе.
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Информатизация образования, как составная часть современного общества 6
1.2 Информационные и коммуникационные технологии: общая характеристика, понятие, средства и методы использования 11
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ 28
2.1 Возможности организации внеклассной работы по информатике 28
2.2 Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся 33
2.3 Внеклассная работа с применением ИКТ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 147.86 Кб (Скачать файл)

2.2 Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся

Формировать мышление лучше  всего в ходе решения задач, когда  учащийся сам наталкивается на проблемы и вопросы, формулирует их и находит  ответы и решения, преодолевая возникающие  трудности. Задача учителя — подготовить  ученика к этому, научить его  приемам умственной деятельности.

Графический редактор предоставляет  неограниченные возможности составления  системы разнообразных заданий.

Каждое задание сопровождается небольшим вступлением (рассказом  или сказкой) и оригинальным рисунком (файлом). Красивые картинки и яркие  образы вызывают дополнительный интерес  к задаче.

Все предлагаемые нами задания  на логику условно можно разделить  на две группы: логические задачи, в  которых используются теоретико-множественные  операции и отношения, и логические задачи более широкого спектра, связанные  с развитием пространственного  воображения, внимания, мышления в целом  и т. д.

С помощью заданий первой группы учащимся можно объяснить  точный смысл логических связок «или», «и», «не» и понятий «хотя бы», «все», «тогда и только тогда, когда ...», «если ..., то ...».

Каждое задание снабжено своей картинкой и имеет четыре варианта карточек разного уровня сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход. В данной работе основной пример проиллюстрирован одной картинкой  и ко всем заданиям дано по одному варианту карточек (см. Приложение 1).

2.3 Внеклассная работа с применением  ИКТ

Внеклассная работа важна  для воспитания учащихся различных  навыков, приобретения знаний. Поэтому  более важно создавать такой  учебный процесс, который позволял бы более эффективно решать задачи и достигать цели внеклассной  работы по информатике. Таким образом, мы сформировали гипотезу, с помощью  которой можно было бы решить данную проблему. Гипотеза заключается в  следующем: показать насколько информационные технологии во внеурочное время влияют на активизацию творческой активности и повышение интереса к предмету. Чтобы проверить данную гипотезу мы провели следующее исследование[278,6].

Данное исследование преследует следующие задачи:

  1. Выявление преимуществ использования информационных технологий во внеурочной работе по информатике;
  2. Выяснить мнение учащихся по поводу внеурочной работы по информатике с применением информационных технологий.

Первоначально нами было проведено  занятие с одной из групп без  применения информационных технологий. На этом уроке учащиеся выполняли  задание по графическому оформлению устройств компьютера, т.е. они рисовали на обычных листках, с помощью  фломастеров, карандашей.

Следующее занятие было проведено  с другой группой с применением  информационных технологий в специально оборудованном кабинете по следующему конспекту:

Тема: «Как устроен Компьютер»

Цели:

  1. Знакомить учащихся с устройством компьютера;
  2. Развивать интерес учащихся к работе с компьютером;
  3. Развивать навыки работы с графическим редактором Paint;
  4. Воспитывать бережное отношение к ЭВМ.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Постановка целей урока;
  3. Изложение нового материала;
  4. Практическая работа;
  5. Физкультминутка для глаз;
  6. Закрепление изученного;
  7. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня  урок информатики у вас проведу  я, меня зовут Екатерина Владимировна.

2. Постановка целей урока

Ребят, на сегодняшнем уроке  мы с вами познакомимся с устройством  ПК, потом выполним небольшое практическое задание.

3. Изложение нового материала

Кот знает, из каких основных устройств состоит ПК? (монитор, системный  блок, клавиатура, мышь)

Посмотрите на слайд и  скажите, что здесь будет являться устройством ввода, вывода, обработки  информации?

А как вы считаете, что  является главным в компьютере?

Системный блок, включающий в себя процессор, память, накопители на гибких и жестких магнитных  дисках, блок питания и т.д.

Процессор предназначен для  вычислений, обработки информации и  управления работой ПК.

Память ПК служит для хранения данных. Существуют 2 вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства из реализующие называются ОЗУ - оперативное запоминающее устройство и ПЗУ - постоянное запоминающее устройство.

В ПЗУ хранятся инструкции, определяющие порядок работы при  включении ПК. Эти инструкции не удаляются даже при выключении ПК.

Все программы и данные, необходимые для работы компьютера, помещаются в ОЗУ (оперативную память). Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существует только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется. Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства. Магнитные диски - это круглые диски из пластика или металла, покрытые магнитным веществом. Данные из ОЗУ записываются на них как намагниченные и ненамагниченные участки. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно находится там. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков - дискет. Дискета вручную вставляется в дисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока. С помощью дискет информацию можно переносить с одного компьютера на другой. В отличие от гибких, жесткие диски нельзя переносить. В последнее время дискеты редко используются, в основном, все пользуются оптическими дисками и USВ носителями(Flash)[8,19].

Скажите мне, для чего используется клавиатура? (для ввода информации в память компьютера)

Для чего используется монитор? (предназначен для вывода информации на экран или, еще говорят, для отображения информации на экране).

Так же, всем вам известно, что к ПК могут подключаться дополнительные устройства:

  • Принтер (для вывода информации на бумагу);
  • Мышь (для управления экранными объектами);
  • Акустические колонки (для вывода звуковой информации);
  • Джойстик (для управления компьютером во время игры);
  • Дисковод СD-ROМ (для чтения данных с лазерных дисков);
  • Сканер (для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно с бумажного оригинала);
  • Графопостроитель (для вывода графической информации, т.е. чертежей и рисунков, на бумагу).

Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера.

Теперь давайте внимательно  рассмотрим школьные компьютеры. Они  связаны друг с другом и подчиняются  самой главной машине - той, которая  стоит на учительском столе. Говорят, что они объединены в локальную  сеть. Компьютерные сети(локальные  и глобальные, объединяющие пользователей  разных стран) получили в настоящее  время широкое распространение, так как позволяют очень быстро передавать информацию на любые расстояния и открывают каждому доступ к  огромным информационным ресурсам.

  1. Практическая работа

Нарисовать устройства ПК с помощью программы Paint.

  1. Физкультминутка для глаз

↓↑ ←→ круговые движения глаз(по 3 раза), глаза зажмурить открыть(Зр).

6. Закрепление изученного

1. Из каких основных  устройств состоит ПК? (системный  блок, монитор, клавиатура, мышь)

Как называется устройство обработки информации? (процессор)

Какие устройства хранения информации вы знаете? (оперативная  память, дискеты, жесткий диск)

Что входит в состав аппаратного  обеспечения ПК? (устройства ввода, вывода, обработки, хранения информации)

7. Подведение итогов

Учащиеся также изображали устройства компьютера с помощью  встроенного в операционную систему  графического редактора Paint. Им было намного легче выполнять это задание, так как перед ними с помощью проектора были предоставлены наглядные примеры. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, какие же положительные результаты дает внеклассная работа? Так, внеклассная работа направлена большей частью на развитие воображения школьников на основе образного материала, который не подается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера. На них реализуется мнемонические способности, мыслительные операции, они функциональны, они могут порой: “объять необъятное”; гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логический способы восприятия – словом, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся. На проблему соотношения чувственного и логического обращал пристальное внимание Н.Г. Дайри: «В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, фактов кипения и замерзания воды, смены времен года и др.) или могут легко познакомится в жизни. Проигрывание роли, внутренне раскрепощая ребенка, создает условия, при которых может развиваться творчество». Результативностью применения внеклассной работы является следующее: внеклассная работа мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение; внеклассная работа повышает интерес к предмету, практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям технологией, внеклассная работа позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Несмотря на высокую степень  эффективности внеклассной работы в процессе обучения, в то же время ее не следует полностью абсолютизировать. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: “Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат”. От традиционных форм уроков не следует отказываться.

Только оптимальное сочетание  всего многообразия форм урока, может  способствовать успешному развитию личности учащихся. Критерием такой  сбалансированности является принцип  оптимизации процесса обучения, хорошо разработанной в дидактике. За основу принимается критерий оптимальности, по словам Ю.К. Бабанского: «признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них». В качестве таких критериев Ю.К. Бабанский выделяет: эффективность (как результаты успешности учения, воспитанности, развитости учащихся); качество решения учебно-воспитательных задач (как степень соответствия результатов обучения целям и задачам учебно-воспитательного процесса); оптимальность расхода времени и усилий учителей и учащихся.

То есть, должно быть гармоничное  сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. Точно также как  нельзя отказываться от традиционного  обучения, точно также нельзя отвергать  нетрадиционное. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации  нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе. Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески  активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном  познании не только можно, но и нужно. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы  уроков.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г., с. 33-37.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2008.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 2008.
  4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2010. - 320 с.
  5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2010.
  6. Босова Л., Босова А. Уроки информатики в 5-7 классах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  7. Внеклассная работа с использованием ИКТ/ ИТО-Марий Эл-2009 / Внедрение ИКТ в практику управления образованием :/публикация. Иванова А. С., Горохова Р. И. http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/III/III-0-11.html
  8. Горуцкий А.И. Внеклассная работа в школе/А.И. Горуцкий // Информатика. Приложение к газете 1 сентября. - 10 от 16-31 мая 2008.
  9. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. - М., 2009.
  10. Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 2011.
  11. Ершов А.П. 3. Проблемы информатизации , 3/4,2008, с.81-88.
  12. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2009г., с. 18-22.
  13. Карпова, Е.В. Дидактические игры/ Е.В.Карпова. - Ярославль, "Академия развития", 2009.
  14. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Издательский центр "Академия", 2012.
  15. Клышев Н.Ю. Креативность: научный конструкт или жизненная необходимость// Праблемы выхавання. - 2011. - 6(41). - С.30.
  16. Коптюг Н.М. "Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся". Иностранные языки в школе, 2008, 3.
  17. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2011. - 244 с.
  18. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2011.- 224с.
  19. Кудинова В.И. Внеклассная работа по информатике/В.И. Кудинова// Информатика и образование. - 1 2011.
  20. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 2010.
  21. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М., 2012г., с. 66.
  22. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. Н.Ю. Синягина Е.Г. Чирковская (методическое пособие) /Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. -М., "Вузовская книга", 2010г. 131с.
  23. Марданова Г. М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы/Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Ижевск - 2009
  24. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2008.
  25. Малева А.А., Малев В.В. Практикум по методике преподавания информатики. - Воронеж: ВГПУ, 2008.
  26. Угринович Н., Морозов В., Нечаев В. Преподавание курса Информатика и информационные технологии: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  27. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Учебное пособие.- М.: Педагогика ПРЕСС, 2011.-144с.
  28. Мескон М. X.. Альберт М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. - М.: Дело,2012.
  29. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2012г., с. 58-60.
  30. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, 1, 2009.
  31. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии/ П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров. -- М.: РПА, 2009.
  32. Савченко Н.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании/научная статья: опубликовано 20.10.2008 г. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt5.html
  33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2008.- 256 с.
  34. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия,2010
  35. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. Последняя редакция 2011 г.
  36. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике. - М.: Высшая школа, 2008 г.
  37. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2009. - 222 c.
  38. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика"/Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2009.
  39. Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. - М., 2010.

Информация о работе Информатизация образования, как составная часть современного общества