Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:52, курсовая работа
Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе.
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Информатизация образования, как составная часть современного общества 6
1.2 Информационные и коммуникационные технологии: общая характеристика, понятие, средства и методы использования 11
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ 28
2.1 Возможности организации внеклассной работы по информатике 28
2.2 Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся 33
2.3 Внеклассная работа с применением ИКТ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
В настоящее время для школ наиболее доступными образовательными средствами ИКТ являются имеющие сетевые версии мультимедийные CD-диски. Правда, за редкими исключениями эти материалы пока мало отличаются от обычных печатных изданий. По-прежнему основной теоретический материал представляется в знаково-символьной форме и сопровождается привычными готовыми статичными чертежами и рисунками. Учителей, в первую очередь, не устраивает то, что использование этих учебных материалов на уроке весьма проблематично. Такие средства ИКТ, как правило, рассчитаны на внеурочную индивидуальную самостоятельную работу.
Необходимо переосмыслить и всесторонне использовать большой методический опыт, накопленный методикой обучения в области использования традиционных технических средств обучения. До недавнего времени все такие средства было принято подразделять на аудитивные (грамзаписи, магнитофонные записи), визуальные ("немые" кинофильмы и киноконцовки, диафильмы, серии диапозитивов, транспаранты - пленки с нанесенным на них рисунком - для графопроектора, наборы материалов для эпипроекции) и аудиовизуальные (звуковые кино- и видеофильмы, материалы телепередач, озвученные диафильмы).
Имеется многочисленная методическая
литература, посвященная использованию
на уроке как отдельных
Несмотря на все сказанное,
перечисленные технические
Специальный монтаж материала,
записанного на разных носителях, позволяет
реализовать достоинства
ИКТ позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки.
Информационные и
Существует несколько относительно новых методов обучения, появление которых связано с появлением и использованием современных средств ИКТ.
Метод проектов. В мировой
практике ведутся поиски способов организации
самостоятельной деятельности учащихся,
предусматривающие вовлечение каждого
учащегося в активную познавательную
деятельность. Одним из способов такой
самостоятельной работы является обучение
в сотрудничестве. На смену фронтальным
работам все больше приходят индивидуальные,
парные, групповые. Парная или групповая
работа обучаемых с использованием
средств ИКТ оказывается
Школьники, работая в группах,
разрабатывают план совместных действий,
находят источники информации, способы
достижения целей, распределяют роли,
выдвигают и обсуждают идеи. Все
учащиеся оказываются вовлеченными
в познавательную деятельность. Обучение
в сотрудничестве позволяет овладеть
элементами культуры общения в коллективе
и элементами управления (умение распределять
обязанности для выполнения общего
задания, полностью осознавая
Основой учебного процесса
следует считать деятельность ученика,
мобилизацию его
В педагогической практике
особо значимыми являются методы
организации познавательной деятельности
обучаемых, обеспечивающие усвоение определенных
знаний, формирование умений и навыков,
в том числе и таких, которые
позволяют обучающимся
Основными требованиями к использованию метода проектов в обучении школьников с использованием средств ИКТ являются:
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия.
Выполнение проектного задания способствует:
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Действительно, в процессе реализации метода проектов в обучении школьников могут проявляться такие дополнительные преимущества и особенности учебной деятельности как:
Кроме того, использование подобных педагогических технологий способствует организации совместной работы нескольких учителей, объединению учебных и внеучебных форм работы, изменению содержания общего среднего образования, связанному с качественно новым доступом обучаемых к мировым информационным ресурсам, использованию средств ИКТ в качестве инструмента практически во всех школьных учебных дисциплинах.
К образовательному проекту
школьник может подключиться самостоятельно,
если он уже обучен работе с телекоммуникационными
системами и обладает умениями использования
соответствующих средств ИКТ. При
реализации метода проектов вся проектная
деятельность направлена на обучаемого,
и не столь важно, пересекается он
с ней в школе или дома. Самостоятельность
в выборе учебной траектории позволяет
школьнику выйти на новый, более
высокий уровень работы с информационными
и коммуникационными
Существующий опыт применения
подобных методов в общем среднем
образовании свидетельствует о
наличии новых форм организации
учебного процесса, попытках интеграции
мультимедиа-материала, представленного
в телекоммуникационных сетях, с
существующим учебным материалом многих
учебных предметов системы
Следует также отметить,
что целесообразность практического
применения таких проектов доказывает
существенный дидактический потенциал
современных
Метод информационного ресурса.
Работа учащихся с книгой, учебником,
справочной, научно-популярной и учебной
литературой в дидактике
Метод работы с учебной литературой и ОЭИ эффективно применяется в школе. Однако в условиях информационного взрыва ценность учебной литературы приходится все время пересматривать.
Для стремительно развивающихся информационных технологий сети Интернет данная проблема становится чрезвычайно актуальной. Кроме того, коммерциализация Интернет способствует "выбрасыванию" на рынок печатной продукции низкого качества. Это положение ставит учителя перед большой проблемой: на какие информационные ресурсы опираться при изложении учебного материала, что порекомендовать ученикам для самостоятельного изучения и закрепления знаний.
Еще одним немаловажным фактором
выступает то, что современные
гипермедиа-технологии, реализованные
в сети Интернет, позволяют связывать
между собой разрозненную мультимедиа-информацию,
находящуюся на различных серверах,
производить ее структуризацию, создавая
тем самым целостный
Таким образом, задача учителя,
использующего метод
Основные отличия данного
метода от стандартных методов
Основная цель использования
метода информационного ресурса -закрепление
и расширение теоретических знаний
путем ориентации школьника в
огромном количестве самой разнообразной
информации, которая ему необходима
и удовлетворяет его
Деятельностью ученика при
использовании метода информационного
ресурса управляет учитель - это
сообщение конкретных знаний, подборка
и систематизация информационных ресурсов
с целью закрепления и
Информация о работе Информатизация образования, как составная часть современного общества