Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 01:52, курсовая работа
Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день являются наиболее актуальными. Это обусловлено тем, что информационные технологии находят все большее применение на практике, в том числе и в образовательном процессе.
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Информатизация образования, как составная часть современного общества 6
1.2 Информационные и коммуникационные технологии: общая характеристика, понятие, средства и методы использования 11
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ 28
2.1 Возможности организации внеклассной работы по информатике 28
2.2 Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся 33
2.3 Внеклассная работа с применением ИКТ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
К недостаткам метода информационного
ресурса можно отнести
Достаточно эффективным методом обучения, реализация которого целесообразна с использованием средств ИКТ, является дидактическая игра. Существует несколько достаточно важных особенностей, которые необходимо учитывать при использовании метода игр в информатизированном обучении школьников. При организации игры на уроке с использованием средств ИКТ важно продумать, в каком темпе она будет проводиться. Игра должна быть динамичной, поэтому недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка. Необходимо хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя школьникам относительно большую самостоятельность.
Дидактические игры, проводимые с использованием средств ИКТ, могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников с разным уровнем знаний.
Через игру учащийся познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с используемыми средств ИКТ, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.
Игра стимулирует формирование,
наряду с партнерскими отношениями,
чувства внутренней свободы, ощущения
дружеской поддержки и
Игра позволяет смягчить
проявление авторитарной позиции педагога,
уравнивает в правах всех участников.
Это очень важно для получения
социального опыта, в том числе
взаимоотношений с взрослыми
людьми. Наличие определенных игровых
ограничений развивает
У школьника, начиная с
младшей школы, четко обозначен
игровой дефицит - при желании
играть, ребенок не находит возможности
для удовлетворения этого стремления
на уроках. Поэтому, давая школьнику
возможность участвовать в
В старших классах школы игра с применением информационных и коммуникационных технологий рассматривается как возможность учащихся проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы. Наибольшую возможность для этого предоставляют деловые игры. Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет участникам "делать ошибки" и, анализируя их, видеть причины и последствия таких действий. Это в полной мере отвечает потребностям школьников "быть взрослыми".
За последние годы в информатике возникли новые направления, имеющие практическое значение и большой познавательный интерес – компьютерные технологии обработки информации, в частности, мультимедиа, гипертекст, Интернет. Эти вопросы уже нашли свое отражение в программе по информатике, однако практика показывает, что количество отведенных часов явно недостаточно, и поэтому внеклассная работа может стать серьезным подспорьем в повышения качества подготовки учащихся по информатике.
Происходящее обновление содержания курса информатики привело к возникновению тенденции обновления содержания внеклассных занятий по информатике, однако это не означает, что следует отказаться от тех или иных традиционных вопросов, которые составляли до сих пор содержание внеклассных занятий и вызывают у учащихся неизменный интерес.
Вечер информатики – это своеобразная форма подведения итогов работы класса или кружка за год. Совместно с учителем учащиеся подробно продумывают программу вечера, виды занятий и развлечений, подбирают материал для вечера: задачи-шутки, задачи на сообразительность, исторические сведения, ребусы, софизмы, шарады, кроссворды, вопросы для викторин; готовят необходимые модели, плакаты, лозунги, оформляют класс. Мероприятие имеет важное воспитательное значение: во-первых, учащиеся вместе борются за честь своего класса; во-вторых, это соревнование вырабатывает у школьников выдержку, спокойствие и упорство в достижении победы[97,18].
Викторина по информатике – это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка, или в виде соревнования между отдельными классами (во внеурочное время). Задания для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, неинтересны для викторины. Помимо задач в викторину можно включить также различного рода вопросы по информатике. В викторину включают также задачи-шутки. Викторины могут быть посвящены целиком какой-нибудь одной теме, но лучше всего предлагать комбинированные викторины.
Встречи с интересными людьми являются важным средством формирования подрастающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь самостоятельный характер или входить в другие формы внеклассной работы. Встречи могут быть организованы с представителями «компьютерных» профессий; с представителями других профессий, использующими компьютеры; с выпускниками школы, выбравшими соответствующие профессии и т.д.
Во вступительном слове учителю надо рассказать учащимся о жизни и деятельности гостей, вызвать у них интерес к происходящему, а в заключительном – обобщить все выступления и поблагодарить присутствующих.
Деловые игры – активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемых объекта или ситуации для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения. Они направлены на решение так называемых инструментальных задач: построение реальной деятельности, достижение конкретных целей, структурирование системы деловых отношений участников. Деловые игры с детьми обычно имеют несложный сюжет, могут проходить в виде организационного семинара.
Деловые игры достаточно сложны для школьников, так как в них нет четкой сюжетной линии, нет заданного извне эмоционального фона отношений. Для участников необходимо создавать мотивацию и поддерживать ее в процессе мероприятия. Во-первых, участникам интересно заниматься настоящим, серьезным, взрослым делом. Во-вторых, работа должна быть организована в творческих группах, созданных по интересам. В-третьих, они должны видеть реальные результаты своей работы: алгоритм решения задачи, план мероприятия и т.д.
Деловые игры во внеклассной работе – перспективное направление. Такие игры учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игры школьников и взрослых – педагогов, родителей.
Деловые игры должны разрабатываться специально для определенного возраста, учитывающего психофизиологические особенности учащихся. Можно выделить четыре типа деловых игр, которые могут найти применение во внеклассной работе:
Диспут по информатике – это своеобразная игра между классами в вопросы и ответы. Во время диспута задаются сначала более трудные вопросы. Весьма важен вопрос о материале диспута. Этот вопрос решается в зависимости от тех целей, которые могут быть поставлены перед диспутом. Важнейшая среди таких целей – это повторение учебного материала за прошлые годы обучения. В этом случае перед учащимися ставится задача повторить материал по информатике за определенный промежуток времени, с тем чтобы знать определения, свойства, правила, уметь решать задачи и выполнять определенные действия по этому материалу. Минимальным требованием, которое предъявляется к каждому диспуту, является хорошее, полное и точное знание учащимися прямо указанного в учебниках материала, знание и понимание формулировок. Только после этого и на базе этого может строиться творческая работа учащихся над учебным материалом.
Диспуты лучше проводить между параллельными классами. Диспуты по информатике выявляют недостатки в знаниях учащихся, корректируют работу учителя. В диспуте ценно то, что для такого важнейшего педагогического момента, как повторение, используется внеклассная форма работы с учащимися. Диспуты между классами для повторения дают то, что не может дать никакая другая классная форма повторения информатики[112,4].
Классный час. Зачастую учитель информатики является классным руководителем, что накладывает отпечаток на всю воспитательную работу в классе. Практика проведения классных часов очень разнообразна. Опыт показывает, что их можно использовать для решения учебных и организационных вопросов (классное собрание, обсуждение текущих дел коллектива, подведение итогов работы, устные журналы, доклады, лекции). Здесь учащимся предоставляется возможность общаться с учителем информатики – классным руководителем – и друг с другом в свободной, непринужденной обстановке.
Клубная деятельность направлена на привлечение к активной творческой деятельности учащихся всех возрастных групп, на развитие надпредметных знаний и умений, освоение культурных ценностей. Основная деятельность клуба, как правило, направлена на организацию работы по различным проектам, связанным с профессиональными, научными или личными интересами его руководителя.
Так, компьютерный клуб может заниматься выпуском классной (школьной) газеты, представленной в печатном или электронном виде, поддержкой школьной страницы в Интернет, участием в сетевых проектах, конкурсах и олимпиадах по информатике.
Конкурс – это соревнование коллективов или соревнование на личное первенство, имеющее целью повысить интерес учащихся к той или иной области науки, искусства, спорта и выделить лучших. Он может быть самостоятельной формой работы или составной частью школьного праздника, вечера, занятия кружка, быть тематическими и отчетными. В связи с конкурсами могут устраиваться выставки компьютерного творчества школьников (рисунки, анимация, программы и т.п.).
Кружковые занятия по информатике. Участие в занятиях кружка, где учащимся наглядно демонстрируется связь информатики с жизнью, непосредственно с их будущей профессией, создает предпосылки для активной работы на уроках: у них появляется интерес к информатике, а у некоторых – стремление к поисковой деятельности.
Кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе кружка и нередко весьма успешно занимаются. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к информатике, проследить за тем, чтобы работа в кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное – сохранить массовый характер кружковых занятий по информатике, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими[36,37].
Кроссворды. Практика показывает, что воплощение идей сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся, самообразования и самоконтроля пробуждает познавательную активность ребят, ведет к результативному обучению. Одна из нестандартных форм как внеклассной работы, так и проверки знаний на уроке – составление и отгадывание кроссвордов. Применение кроссвордов, их составление и решение способствуют развитию мышления, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Работа над составлением кроссвордов очень развивает ребят: нужно многое вспомнить, воспользоваться справочником, учебником, проявить фантазию, сообразительность. Работу можно организовать индивидуально, по парам, группам. Если внести в нее дух соревнования, то это тем более никого не оставит равнодушным.
Кроссворды хорошо использовать
как вариант тестовых заданий
для отработки научной
Олимпиады. С целью выявить наиболее способных учащихся, выработать у них настойчивость в достижении поставленной цели, привычку к самостоятельному труду проводятся олимпиады. Олимпиады по информатике приносят пользу тогда, когда они являются заключительным этапом целого комплекса внеклассных мероприятий (лекции, вечера, кружковая работа и т.п.). Олимпиада не только итог внеклассной работы за год, но и прекрасный стимул для развертывания внеклассной работы. Олимпиада – соревнование, которое, несомненно, стимулирует рост учащихся в смысле их образования, воспитывает у них интерес к информатике, настойчивость[228,19].
Информация о работе Информатизация образования, как составная часть современного общества