Использование информационных технологий при осуществлении банковских операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:09, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию использования информационных технологий при осуществлении банковских операций.
Для достижения поставленной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических основ использования информационных технологий.
Проведение анализа использование информационных технологий.
Проведение анализа существующей практики использование информационных технологий на ООО Банк - «Элита».
Разработка рекомендаций для совершенствования использования информационных технологий на ООО Банк – «Элита»

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 79.10 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Банковская информационная технология — это способ реализации банковской технологии (технологии предметной области) на основе средств вычислительной техники.

   Банковские информационные  технологии обычно реализуются  на основе обеспечивающих ИТ. Например, работа сотрудника кредитного  отдела банка с использованием  ЭВМ обязательно предполагает  применение совокупности банковских  технологий оценки кредитоспособности  ссудозаемщика, формирования кредитного договора и срочных обязательств, расчета графика платежей и других технологий, реализованных в какой-либо информационной технологии: СУБД, текстовом процессоре и т. д.

   К банковским информационным  технологиям относятся:

   1) информационные технологии  управления коммерческого банка,  например, совокупность ИТ банковского бухгалтерского учета; ИТ экономического анализа деятельности банка по показателям Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ); ИТ планирования лимитов кредитования и др.;

   2) информационные технологии  оказания коммерческим банком  услуг клиентам, например, технология  расчетов «клиент—банк», технология  расчетов пластиковыми карточками, интернет-бэнкинг, Wap-бэнкинг, межбанковские переговоры через систему SWIFT, электронные расчеты через расчетно-информационные центры, все виды технологий электронных расчетов в сфере электронной коммерции.

   Банковские ИТ совместно с обеспечивающими образуют банковскую информационную систему. Распределение ИТ между сотрудниками является следствием распределения функциональных обязанностей и полномочий.

   В современной России  одной из важнейших задач, стоящих  перед любым коммерческим банком, является обеспечение устойчивости  его работы. Без четко определенной стратегии развития рассчитывать на выживаемость банка в постоянно изменяющихся условиях не приходится. В свою очередь, выработка стратегии зависит от комплексного учета многих факторов.

      В основе внешних взаимодействий коммерческого банка лежат компьютерные сети, обеспечивающие выполнение коммуникационной функции и доступ к разделяемым ресурсам за счет организации передачи файлов, доступа к удаленным базам данных и удаленного запуска выполнения задач.

   Для любой открытой сложной системы весьма характерна проблема информационных взаимодействий с внешней средой, однако в банковской сфере она создает трудности не только для центрального, но и для коммерческих банков. В качестве внешней среды, с которой взаимодействует банк, выступают:

   • обменные пункты;

   • участники электронных  безналичных расчетов с использованием  пластиковых карточек;

   • клиенты;

   • филиалы банка;

   • банки на территории  России;

   • банки на территории  СНГ;

   • международные банки.

Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию использования  информационных технологий при осуществлении банковских операций.

Для достижения поставленной цели, были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Рассмотрение теоретических основ  использования информационных технологий.
  2. Проведение анализа использование информационных технологий.
  3. Проведение анализа существующей практики использование информационных технологий на ООО Банк - «Элита».
  4. Разработка рекомендаций для совершенствования использования информационных технологий на ООО Банк – «Элита»

Объектом  исследования выпускной квалификационной работы является Общество с ограниченной ответственностью Банк «Элита», расположенное в г .  Калуга.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Использование информационных технологий

 

    1. Сущность, цели, задачи информационных технологий при осуществлении банковских операций

 

В последние годы новые электронные  технологии в банковской системе  нашей страны переживают бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего  деятельность банков, ситуация неуклонно  меняется к лучшему. Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекулятивных операциях с  валютой и мошенничестве. Сегодня  все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников  и новые технологии.

 

Все задачи, которые возникают в ходе работы банка достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из главных задач любой крупной финансовой организации. В соответствии с этим очевидна необходимость обладания вычислительной сетью, позволяющей обрабатывать все возрастающие информационные потоки. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможностями для использования самой современной техники. Однако не следует считать, что средний банк готов тратить огромные суммы на компьютеризацию. Банк является прежде всего финансовой организацией, предназначенной для получения прибыли, поэтому затраты на модернизацию должны быть сопоставимы с предполагаемой пользой от ее проведения. В соответствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию составляют не менее 17% от общей сметы годовых расходов. 

 

Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется не желанием извлечь  сиюминутную выгоду, а, главным образом, стратегическими интересами. Как  показывает практика, инвестиции в  такие проекты начинают приносить  прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.

 

Новые электронные технологии помогают банкам, инвестиционным фирмам и страховым компаниям изменить взаимоотношения с клиентами и найти но­вые средства для извлечения прибыли. Аналитики сходятся во мнении, что новые технологии наиболее активно внедряют инвестиционные фирмы, затем следуют банки, а самыми послед­ними их принимают на вооружение страховые компании.

 

Задача, стоящая перед всеми финансовыми организациями, одинакова: интеграция унаследованных систем в распределенную архитектуру локальных сетей.

Банковские  компьютерные системы на сегодняшний  день являются одной из самых быстро развивающихся областей прикладного  сетевого программного обеспечения. Нужно  отметить, что БС представляют из себя "лакомый кусочек" для любого производителя компьютеров и  ПО. Поэтому почти все крупные компании разработчики компьютерной техники предлагают на этом рынке системы на базе своих платформ.

 

В качестве примеров передовых технологий, используемых в банковской деятельности, можно назвать базы данных на основе модели "клиент-сервер" ; средства межсетевого взаимодействия для межбанковских расчетов; службы расчетов, целиком ориентированных на Internet, или, так называемые, виртуальные банки; банковские экспертно-аналитические системы, использующие принципы искусственного интеллекта и многое другое.

 

В настоящее время БС позволяют  автоматизировать практически все  стороны банковской деятельности. Среди основных возможностей современной БС, основанных на использовании сегодняшних сетевых технологий, следует упомянуть:  системы электронной почты, базы данных на основе модели "клиент-сервер", ПО межсетевого взаимодействия для организации межбанковских расчетов, средства удаленного доступа к сетевым ресурсам для работы с сетями банкоматов и многое другое.

 

    1. Системы использования информационных технологий

    Методами информационных технологий являются методы и приемы

моделирования, разработки и реализации процедур обработки данных. В качестве средств информационных технологий применяются математические методы и модели решения задач, алгоритмы обработки данных, инструментальные средства моделирования бизнес-процессов, данных, проектирования информационных систем, разработки программ, собственно программные продукты, разнообразные информационные ресурсы, технические средства обработки данных.

1.С  точки зрения реализации финансовых услуг для банков система «банк-клиент» не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной сферы деятельности. Система «банк-клиент» позволяет всего лишь исключить из технологической цепочки обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операционистки и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсолютно те же этапы обработки, предусмотренные существующей банковской технологией, что и бумажный документ.

 

Не  следует ожидать немедленной прямой выгоды от внедрения системы за счет сокращения персонала или подобных мер. На первых порах эксплуатация системы потребует денег, выделения техники и обучения сотрудников для ее обслуживания. Возврат вложений происходит позднее и существенно зависит от качества внедренной системы.

 

  1. Преимущества системы «банк-клиент» перед традиционными способами обслуживания

Для клиента банка подключение к  системе «банк-клиент» зачастую коренным образом меняет весь стиль его взаимоотношений с этим финансовым институтом. Перечислим основные преимущества систем «банк-клиент» перед традиционными способами обслуживания :

У банка появляется возможность работать с клиентом практически круглосуточно  и при этом существенно сократить  расходы на содержание своих отделений.

Клиент  может осуществить платеж не выходя из офиса. С учетом транспортных проблем в современных городах это существенно упрощает процесс платежа. Более того, в более широком смысле это приводит к тому, что клиент перестает быть территориально привязанным к обслуживающему его банку. У него появляется возможность выбрать банк, который его устраивает по качеству предоставляемых услуг, а не по степени территориальной близости. В результате усиливается конкуренция между банками, от которой в конечном счете выигрывают все – и банк, и его клиенты.

Вторым  чрезвычайно важным для клиента  следствием использования системы  «банк-клиент» оказывается появление у него строгой и надежной системы реализации и учета его внешнего документооборота. Качественная система «банк-клиент» позволяет автоматизировать практически весь документооборот между банком и его клиентами. Зачастую эта система для предприятия является первым современным инструментом, а для некоторых, и первым средством внутренней автоматизации.

Оказывается, что почти весь спектр банковских услуг может быть автоматизирован  и реализован в виде электронного документооборота банка со своими клиентами. Ограничения обусловлены лишь готовностью банка доверить выполнение финансовых операций автоматизированной системе.

 

2.Способы использования Internet финансовыми организациями

Остановимся на основных возможностях, которые  дает банку применение Internet. Здесь следует отметить, что сеть Internet в принципе применима для самых разных областей работы банка – от взаимодействия с клиентом до обмена информацией с другими банками.

Первым  этапом работы в Internet для любой финансовой организации обычно становится использование World Wide Web для опубликования рекламной и прочей информации. Сегодня примерно 300 финансовых организаций применяют WWW как средство рекламы.

Второй  этап – предоставление клиентам базового доступа в банк. Клиенты получают возможность просмотреть относящуюся к ним финансовую информацию, при этом они ничего не могут с ней сделать.

Интерактивное взаимодействие с клиентом – третий этап. Благодаря такому взаимодействию, клиент получит не только доступ к финансовой информации, но и сможет внести коррективы в информацию и провести различные расчеты. При такой реализации системы на базе Internet могут прийти на смену специализированным системам «банк-клиент» или, по крайней мере, взять на себя часть их функций. На Западе уже есть примеры так называемых «виртуальных» банков, которые вообще не имеют обычных филиалов, и ведут все дела с клиентами через Internet.

Еще одно направление работы – создание межбанковских информационных систем. На стадии разработки находится серьезный проект Ассоциации российских банков по разработке информационной системы для обмена банковской информацией. Разработка этого проекта поручена коллективу банка «Российский Кредит». Система будет предназначена для использования сотрудниками различных банков, которые являются членами Ассоциации российских банков. Это будет мощный Web-сервер на платформе UltraSparc под управлением Oracle Web Server 2.0 и СУБД Oracle 7.3.

И, наконец, важной для банка является возможность получения разнообразной  финансовой информации. Сюда входит самая  различная информация: реклама, новости, информационные архивы.

  1. Международная система SWIFT

В 1968 г. Была начата работа над проектом создания межбанковской системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financical Telecommunication).

Целью ее создания было обеспечение всех участвующих в проекте банков (и других финансовых организаций) защищенной от несанкционированного доступа, надежной, высокоскоростной и круглосуточно работающей системой для передачи банковской информации.

Информация о работе Использование информационных технологий при осуществлении банковских операций