Использование информационных технологий при осуществлении банковских операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:09, дипломная работа

Описание работы

Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию использования информационных технологий при осуществлении банковских операций.
Для достижения поставленной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических основ использования информационных технологий.
Проведение анализа использование информационных технологий.
Проведение анализа существующей практики использование информационных технологий на ООО Банк - «Элита».
Разработка рекомендаций для совершенствования использования информационных технологий на ООО Банк – «Элита»

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 79.10 Кб (Скачать файл)

В начале 70-х гг. система начала функционировать. В 1987 г. Был преодолен барьер в 1 млн. межбанковских операций в день. Сейчас быстрыми темпами происходит внедрение новой модернизированной системы SWIFT-2.

Стоимость передачи одного сообщения в системе SWIFT оказывается меньше, чем стоимость  его передачи по телексу.

Стандартизация  типов сообщений передаваемых по сети SWIFT была выполнена Международным  комитетом по стандартизации. В 1974-80 гг. разработка типовых сообщений  была завершена. В конце 1993 г. Была добавлена группа новых финансовых стандартов SWIFT Alliance, где определяются интерфейсы для связи с национальными глобальными сетями компьютеров по телексу и факсу.

Применение  стандартных форматов сообщений  в рамках системы SWIFT дает следующие преимущества:

исключается возможность различной интерпретации  сообщений отправителем и получателем;

возможен  полный контроль за передачей информации на основе постоянной фиксации транзакций в системе;

банк-пользователь системы может автоматически  генерировать ежедневный отчет по проведенным операциям.

В целом система SWIFT представляет собой  ГВС на основе компьютерных центров, соединенных различными каналами связи. Основные обрабатывающие компьютерные центры расположены в США и  Голландии. Эти центры связаны с региональными хост-компьютерами, которые устанавливаются в странах, вступивших в сообщество SWIFT. Сообщение от банка-отправителя поступает через модем по соответствующим каналам (например коммутируемым или выделенным телефонным линиям) в региональный хост-компьютер. Ответственность за передачу сообщения до регионального хост-компьютера несет банк-отправитель. В региональном центре системы SWIFT сообщения проверяются на соответствие стандартам, накапливаются, шифруются и передаются по назначению.

В системе SWIFT применяется многоуровневая система защиты информации, которая  обеспечивает гарантии сохранности  и конфиденциальности передаваемых данных. Широко используются криптографические  методы, соответствующие стандартам ISO.

Говоря  о программно-аппаратной реализации системы SWIFT следует отметить тот факт, что все возможные варианты такой реализации тоже четко стандартизованы. В качестве интерфейсов различных уровней для подключения к сети SWIFT используются интерфейсы ST200, ST400 и ST500. Которые обладают различной производительностью и могут быть реализованы на основе различных компьютерных платформ.

    1. Механизм использования информационных технологий

 

В банковской деятельности информационные технологии выполняют, прежде всего, поддерживающую и развивающую функции — начиная  с автоматизации простейших банковских операций (транзакций) до моделирования  самого банка и его бизнес-процессов  с последующим их совершенствованием или реинжинирингом. Специфика банковской деятельности приводит к появлению  ряда особенностей, характерных для  систем, создаваемых в этой сфере. В зависимости от выполняемых  операций банковские информационные технологии подразделяются на три уровня.

   Верхний уровень — модули и  подсистемы, выполняющие ввод и  первичную обработку информации, а также обеспечивающие взаимодействие  банка с клиентами.

   Средний уровень — функциональные  модули внутрибанковской деятельности.

   Нижний уровень — так называемое  бухгалтерское ядро, т. е. модули  и подсистемы, выполняющие, прежде  всего, основные функции бухгалтерского  учета. В свою очередь внутри  каждого из этих уровней (по  аналогии с информационной технологией  вообще) выделяются обеспечивающие  и функциональные подсистемы. Обеспечивающие  подсистемы организуют связь  и коммуникации, защиту информации  и т. п. Функциональные подсистемы  отвечают непосредственно за  бизнес-процессы банка и задачи, непосредственно касающиеся банковской  деятельности.

   Следующая область экономической  сферы деятельности человека, в  которой активно внедряются и  применяются информационные технологии, — страхование.

   В данной сфере автоматизации,  прежде всего, подвергаются процессы  непосредственного взаимодействия  страхователя с клиентом (заключение  и расторжение договора страхования,  расчет тарифных и резервных  ставок и т. п.). В последнее  время широкое распространение  в страховой деятельности получили  системы поддержки принятия решений  и подобные им программные  комплексы. С помощью таких  программ страхователь может  выявить потенциальные риски  по каждой сделке (например, с  достаточно высокой достоверностью  выявить потенциального мошенника).

   Еще один весьма интенсивно  развивающийся сектор приложения  ИТ — маркетинговая деятельность. Автоматизация информационных процессов в сфере маркетинга является крайне важным конкурентным преимуществом. Автоматизированная система маркетинга, как правило, включает в себя ряд подсистем, предназначенных для обеспечения принятия маркетинговых решений высшим руководством фирмы и проведения маркетинговых исследований .

   Примером систем, автоматизирующих  и оптимизирующих маркетинговую  деятельность на предприятии,  являются CRM-системы (Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами). Системы такого класса позволяют собирать, хранить и анализировать весь комплекс информации о клиентах для наиболее полного удовлетворения их потребностей, что, в свою очередь, ведет к повышению лояльности клиентов и увеличению числа повторных продаж. В программе обычно хранится полная история взаимоотношений с каждым клиентом (история заказов, переговоров, встреч и т. п.). При ее использовании автоматизируются рутинные операции работы менеджеров (электронная рассылка, генерация стандартных документов, подготовка отчетов); кроме того, CRM-системы позволяют фиксировать источник появления клиента и причины выбора им поставщика — на основе этих данных можно анализировать эффективность маркетинговой политики фирмы. С помощью программы такого класса менеджер может эффективно управлять ведомыми им проектами. Каждый проект делится на ряд стадий, для каждой из которых в свою очередь определяются задачи, отображаемые на различных видах сетевых графиков.

   CRM-системы позволяют оперативно  генерировать отчет с любым  срезом данных, в том числе  и плановые объемы продаж по  каждому менеджеру. Для каждого  клиента в системе фиксируются  планы по закупкам на будущие  месяцы. С помощью системы руководитель  предприятия может давать задания  подчиненным и контролировать  ход их выполнения.

   В сфере управления инвестициями  разработаны и применяются специальные  программные комплексы, позволяющие  рассчитывать инвестиционный проект  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия и разрабатывать  финансовый раздел бизнес-плана  предприятия.

   Традиционная коммерция в современных  условиях также немыслима без  активного использования ИТ. В  первую очередь автоматизации  подвергается сфера обращения  — в отношениях между торговыми  организациями и покупателями  широко используются средства  сети Интернет, с их помощью  автоматизируется управление товародвижением,  проводится мониторинг рынка.  Предпринимательские структуры,  использующие средства Интернет, получают прямой выход на новые  рынки сбыта, возможность наращивания  сбытовых сетей.

   Одной из наиболее изученных  и легко поддающихся автоматизации  сфер деятельности является делопроизводство  и документооборот на предприятии.  Современная система автоматизации  документооборота и делопроизводства  позволяет интегрировать технологии  делопроизводства организации в  единый процесс, обеспечить совместное  скоординированное использование  автоматизированных методов сбора,  обработки, хранения и передачи  информации, представленной в любом  виде (текстовом, графическом, аудио,  видео).

   В настоящее время в организациях  используются следующие виды  систем, ориентированных на делопроизводство:

   • система обработки изображений  документов, предназначенная для  ввода, обработки, хранения и  поиска графических образов документов;

   • система оптического распознавания  символов, переводящая бумажные  документы в электронную форму  в виде текстового файла;

   • система управления документами,  выполняющая функции автоматического  индексирования, поиска, организацией  доступа, контроля версий и  защиты документов;

   • система автоматизации коллективной  работы с документами, включающая  в себя рассылку, маршрутизацию,  репликацию и совместное использование  документов;

   • система автоматизации деловых  процедур, предназначенная для создания  сложных прикладных подсистем  коллективной обработки документов  в процессе осуществления конкретных  бизнес-процессов организации.

   Любая современная система автоматизации  документооборота и делопроизводства  может включать в себя набор  перечисленных функций, но большинство  представленных на рынке программных  комплексов ориентировано на  выполнение задач одной определенной  области .

   Достаточно близко к делопроизводству  лежит область кадрового учета.  В данной сфере наиболее распространены  системы, представляющие собой  базы данных со встроенными  средствами поиска. С помощью  таких программ специалист отдела  кадров может вести полный  учет всех сотрудников предприятия,  анализировать эффективность деятельности  каждого из них и выбирать  наиболее подходящих кандидатов  для собеседования или приема  на вакантную должность на  основе присланных резюме.

   В последние годы весьма популярным  направлением, возникшим на стыке  управления и информатики, является  так называемый реинжиниринг  бизнес-процессов, т. е. радикальное  переосмысление и перепроектирование  бизнес-процессов организации с  целью значительного улучшения  наиболее важных показателей  его деятельности . Подобное мероприятие немыслимо без широкого использования современных информационных и компьютерных технологий. Системы, ориентированные на проведение реинжиниринга, должны охватывать все его этапы:

   • стратегическое планирование, т. е. выяснение предназначения  предприятия, его целей и задач,  показателей эффективности;

   • описание бизнес-архитектуры организации (выявление основных деловых процессов, взаимосвязей, возникающих между структурными подразделениями и сотрудниками в процессе их выполнения);

   • функциональное моделирование  деловых процессов. Модульный принцип

Модульный принцип построения предусматривает  разделение информационной банковской системы на ряд элементов по функциональному  или объектному принципу. Эти элементы принято называть блоками или  модулями, каждый из которых представляет собой программно-информационный модуль. Например, по функциональному принципу можно выделить следующие модули: операционный день банка (банковский учет), расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, депозитарий и т.д.; по объектному принципу - модуль головного банка, филиала, отделения, представительства. Как правило, на практике чаще всего используется функциональное разделение, что позволяет пользователю связать отдельные модули в единую информационную систему, максимально отражающую специфику и потребности каждого банка. Однако набор модулей может варьироваться в зависимости от специфики банка, его направленности, масштаба деятельности, от перечня и характера операций, реально выполняемых банком.

В современных банковских системах модульность  сохраняется прежде всего на лицензионном уровне и уровне группировки интерфейсов взаимодействия с пользователем, внутри системы модули достаточно тесно связаны через единое информационное пространство.

Деление на функциональные модули может отличаться в системах разных производителей (фирм-разработчиков), однако в целом находится в  тесной зависимости от основных видов  банковской продукции.

 

Ядро  системы - базовый модуль

Центральным модулем (ядром) ИБС является «базовый»  модуль (модуль ядра или финансового  ядра), который обеспечивает проведение аналитического и синтетического учета, составление аналитических таблиц по требованию пользователя, архивацию  учетно-аналитических данных, т.е. подготовку и взаимодействие в информационной базе для решения всех остальных задач банка. Все модули системы связаны между собой через ядро системы.

С использованием функций базового модуля выполняются операции аналитического и синтетического учета, формируется  обязательная отчетность банка. Для  решения задач автоматизации  банковского бизнеса ИБС  предоставляет  следующие модули.

Модуль  расчетно-кассового обслуживания (РКО)

Решаемые  задачи:

учет  данных о клиентах банка, включенных договорах банковского счета, открытие и ведение расчетных и валютных счетов клиентов;

  обработка банковских документов  различных видов, в том числе  платежных поручений в рублях  и иностранной валюте, кассовых, конверсионных, мемориальных, внебалансовых и срочных документов;

проведение  рублевых расчетов через расчетную  сеть Банка России, валютных расчетов через сеть S.W.I.F.T., а также расчетов с использованием корреспондентских  счетов, открытых в других банках;

  автоматизированное ведение картотек  документов, в том числе внебалансовых картотек и картотек документов, поступивших на счета невыясненных сумм;

  автоматический расчет и взимание  комиссии с клиентов за проведение  операций;

  формирование бухгалтерской отчетности  в соответствии с требованиями  Банка России.

Модуль  учета кассовых операций

Решаемые  задачи:

  наличные и валютно-обменные операции  в кассах банка;

автоматический  учет бланков строгой отчетности (формы 0406007 и др.);

  взаимодействие касс и хранилища  банка и учет наличных средств в разрезе рабочих мест кассиров (кассовых окон), подведение итогов по кассам.

Модуль  учета клиентских конверсионных  операций

Решаемые  задачи:

  регистрация заявок клиентов  на покупку/продажу валюты;

операции  «обязательная продажа», «покупка/продажа  за

Информация о работе Использование информационных технологий при осуществлении банковских операций