Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах [17].

Во всем мире   система    образования России   признается уникальной  из-за     ее      фундаментальности     и     научности.     Но     сравнительные          исследования Российских   общеобразовательных    школ   зафиксировало, что российские школьники показывают высокие результаты   по критериям              «знание»,  «понимание» и очень низкие баллы по критериям  «применение на практике», «оценивание», «синтез», «анализ». Действительно, в настоящее время   возросла роль   некоторых   качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми разных профессий, культур.  
         Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать  проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть  набором  теоретических знаний, но испытывают   значительные трудности в деятельности,  требующей использования этих знаний для решения    конкретных     жизненных задач    или   проблемных    ситуаций.  Решающим звеном внедрения проектной деятельности является учитель. Меняется   роль учителя и не только в проектном обучении. Из носителя знаний и информации учитель превращается   в   организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи. Какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию   «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной   личности, обладающей  ключевыми    компетенциями,   способной к  адекватному самоопределению в будущей профессиональной сфере». На наш взгляд, важна информационная компетентность учителя. Составляющими информационной компетентности являются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать   необходимую   информацию,   организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, используя как традиционные средства, так и новые информационные технологии. Умеющий «управлять» информацией учитель сумеет   научить   этому и детей. Поэтому основываясь на своих взглядах, профессиональном    опыте   и   мастерстве,   на   своих   оценках   программ, учебников, возможностей школы, на возможностях и потребностях младших школьников. Учитель выбирает тот метод преподавания, который ему наиболее приемлем, наиболее  интересен,  но и который   будет формировать набор ключевых   компетенций   в     интеллектуальной,   гражданско -  правовой, коммуникативной,      информационной      и    других     сферах,     развивать самостоятельность и исследовательские умения.  Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной     педагогической   практики,    принадлежит сегодня   методу проектов, в основе, которого находятся методики по развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно   конструировать   свои знания, ориентироваться  в информационном пространстве.

Актуальность применения метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления начиная развивать это с младших классов.

Проблемы формирования новых педагогических практик, разработки технологического обеспечения новых педагогических идей, концепций, теорий в истории образования и педагогической мысли, вопросы педагогического проектирования занимали одно из приоритетных мест. На творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности учителя обращали внимание педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Современная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции, как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, активное преобразование педагогических условий в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Становление указанной тенденции во многом зависит от способности учителя проектировать собственную профессиональную деятельность на основе новых, гуманистических принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания.

Необходимость подготовки школьника к проектной и инновационной деятельности возрастает, с одной стороны, в связи с появлением все большего количества  педагогических инициатив со стороны учителя, осознающего современные проблемы образования и стремящегося к его развитию. С другой стороны, младшие школьники недостаточно качественно подготовлены к осуществлению проектной деятельности, поскольку они слабо осознают свои собственные образовательные потребности.  Джон Дьюи писал : "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе" [5 стр. 28].

В учебной деятельности учащихся начальных классов сочетаются нормативные (действия на основе педагогической нормы, стандарта) и исследовательские (создаваемые в ходе собственного поиска) элементы. Потребность в учебном проектировании возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от теоретических знаний к необходимости применения их на практике. При этом всякий раз возникает проблема разработки проекта. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна. 
        Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становиться использование методов и методических приемов, которые формируют, начиная с младших  школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. К таким методам могут быть отнесены проектные технологии, которые могут быть использованы учителями и обучающимися - как на уроке, так и во внеурочной, внеклассной работе.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев.[4 cтр. 43]

Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы всегда предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемы»: теоретическая проблема – ее решение; практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.                  

Таким образом, актуальность темы обусловила проблему: Каковы особенности применения метода проектов на уроках информатики в младших классах?

Цель. Теоретически исследовать и обосновать важность использования метода проектов в начальном звене общеобразовательной школы при изучении информатики.

Объект исследования – процесс обучения информатике младших школьников.

Предмет исследования – педагогические условия использования метода проектов в начальных классах при изучении информатики.

Гипотеза исследования. Процесс обучения информатике будет успешным при учёте следующих обстоятельств:

1.При владении педагогом методикой планирования и организации метода  проектов;

2.При использовании возможностей проектной методики для развития самостоятельности и активности младших школьников;

3.При соблюдении ряда педагогических условий  (связь с жизнью, с трудом, опора на индивидуальный опыт учащегося, формирование  у учащихся исследовательских, презентационных, оценочных умений);

4.При внедрении в подготовку по информатике младших школьников персональных и групповых проектов.

На основе теоретического исследования можно  выделить следующие задачи:

1)На основе анализа психолого – педагогической литературы выяснить суть и сущность понятий  «учебный проект», «метод проекта», «возрастные особенности младших школьников».

2)Охарактеризовать метод проекта как эффективный способ организации учебной деятельности школьников.

3)Исследовать специфику организации процесса обучения информатике в младших классах на основе проектной методики.

4)Уточнить педагогические условия применения метода проекта в начальном звене.

5)Разработать методические рекомендации по использованию метода проектов для учителей информатики и студентов.

Методы исследования

1.Теоретические: анализ основных идей по теме исследования;синтез и обобщение теоретических выкладок ученых по проблеме применения метода проектов и развития самостоятельной работы.

2.Эмпирические: наблюдение на уроках информатики метода проектов в (4 классе школы № 18); беседа, анкетирование с учителями и учащимися по проблеме умений школьников самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Теоретическая основа исследования опиралась на теоретические концепции характеристики метода проектов таких ученых и педагогов  как (Б.В. Всесвятский, Дж. Дьюи, Коллингс, У. Х. Килпатрик, Е. Г. Сатарова), возрастные особенности младших школьников (А. Дистервег, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий) метода проектов на уроках информатики и развитие самостоятельности (Н.В. Архипова, Ф.С. Ахтарьянов, К. М. Кантор, А. И. Кишман, М. В. Кларин, М. Н.Кононович, В. Попов, М. В. Никитаева, А. И. Сенокосов, И. С. Сергеев), классификации метода проектов (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Е.С. Полат ).

Новизна исследования: учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Разработаны методика работы над проектом и её  конкретные условия, мы выдвигаем главную задачу своей работы – рассмотрение особенностей и вариантов организации метода проектов младших школьников на уроках информатики, так же новизна исследования состоит в обосновании собственного подхода к проблеме повышения качества знаний по информатике на основе проектной методики; раскрыты понятия метода проекта на уроках информатики младшего звена; изложены подходы ко всем основным вопросам организации проектной деятельности учащихся в начальной школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроках, каковы основные проблемы и трудности метода проектов.         

Практическая значимость: содержащиеся теоретические положения, выводы и рекомендации помогут учителям по информатике, планирующим и организующим проектную деятельность в школе; учителям-предметникам, руководителям школьных методических объединений. Данная работа может быть использована в качестве методического материала для учителей и студентов педагогических учреждений.

Структура исследования: структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность избранной  проблемы,  ее практическая значимость, рассмотрены теоретические вопросы темы, изложены цель и задачи. К основной части курсовой работы относится теоретическая и практическая главы. В первой главе курсовой работы дается определение основных понятий темы, их характеристика, история развития анализируемых процессов, формулируются их современные проблемы. Вторая глава носит более практическую направленность, поскольку в ней предлагаются возможные варианты решения названных в первой главе проблем. В заключение курсовой работы выделены наиболее важные положения рассмотренной проблемы. Список использованной литературы содержит весь перечень источников, использованных для написания курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  использования метода проектов в  начальных классаx

 

    1. История метода проектов

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком[5]. 
         Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.  Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.  
          Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден,   а его использование в  школе – запрещено. Описание метода и причину запрещения можно найти в романе В.Катаева «Два капитана»:  «Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский… Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе… …по мнению Наробраза, наш детский дом был чем-то вроде питомника юных дарований. Наробраз полагал, что мы отличаемся дарованиями в области музыки, живописи и литературы. Поэтому после уроков мы могли делать что угодно. Считалось, что мы свободно развиваем свои дарования. И мы их действительно развивали. Кто убегал на Москву-реку помогать пожарникам ловить в прорубях рыбу, кто толкался на Сухаревке, присматривая, что плохо лежит… …Но так как на уроки можно было не ходить, то весь школьный день состоял из одной большой перемены… …Из четвертой школы-коммуны вышли впоследствии известные и уважаемые люди. Я сам обязан ей очень многим. Но тогда, в двадцатом году, что это была за каша!» Если цитата из художественного произведения кажется недостаточно «педагогической», обратимся к книге проф. Е.Г. Сатарова «Метод проектов в трудовой школе»:  
«Возьмем для примера опыт построения комплекса «Пути сообщения». Обычно в этом случае рекомендуются «практические» работы, не имеющие практической целевой установки: изготовление из картона или глины паровоза, составление диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсии и измерения, рассказы о крушении поездов и гибели пароходов, опыт с паром и т. д. Применяя же проектный метод, мы должны будем весь учебный материал и все формы его проработки подчинить основной проблеме – проекту улучшения дорог в нашем районе. К осуществлению этого проекта привлекаются родители. В классе вырабатывается план работ, составляется смета на улучшение окрестных дорог, в мастерских ручного труда изготавливаются необходимые инструменты, близ школы закладываются цементные стоки для воды и так далее. И уже в рамках осуществления этого проекта дети знакомятся с различными фактами из области информатики, географии, физики (паровая машина, электричество, законы плавания тел и др.), социологии (рабочие, их объединения, борьба с капиталом), истории культуры (эволюция путей сообщения), литературы («Шоссе и проселок» Некрасова, «Железная дорога» его же, «Стрелочник» Серафимовича, «Сигнал» Гаршина, морские рассказы Станюковича и т.д.). Основная разница в том, что при методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают ученики, а не педагог... Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага, а, следовательно, и необходимых при постройке новых начал коммунистического общества».  
       Представленные факты и цитаты из художественных произведений позволяют выделить несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя: 

Информация о работе Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене