Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

-не было учителей, способных работать с проектами; 

-не было разработанной методики проектной деятельности; 

-чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;  
        -«метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;  
        -отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

Метод проектов получает все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин этому несколько, корни лежат не только в сфере педагогики, а главным образом, в сфере социальной:

- необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями самостоятельно для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;                                                                                                                             - актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными  точками зрения на одну проблему;

- значимость для развития у ребенка умения пользоваться   исследовательскими методами: сбор необходимой информации, фактов,  умения их анализировать; выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

 В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы [3].

       Таким образом, история проекта выявила необходимость его проведения в современной школе. Ниже представим характеристики метода проектов.

 

 

    1.  Метод проектов и его характеристика

 

В процессе «обучения  –учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и ученика. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно не хочет учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный  характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель  вносит в содержание и свою эмоциональную  окраску. Независимо от желания учителя  в процессе передачи знаний участвуют  и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.

Учитель предстает  всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия эти истин часто остается за рамками  учения. Вот тут-то и возникает  проблема необходимости развития творческого  мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике – устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.                                                                                                       

Введение  в педагогические технологии элементов  исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его  познавательную деятельность. Одним  из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьника в процессе учения сегодня является метод проектов. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, но почему все они называются одинаково? Что же такое проект?  Обратимся к словарю и раскроем понятия метода проектов  «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел»[23 стр. 125]. Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план»[23 стр.126].Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. То всегда творческая деятельность.

Проектный метод  в школьном образовании рассматривается  как некая альтернатива классно-урочной  системе. Современный проект учащегося  – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная  не интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, активное включение школьника  в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать  новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел  свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленных представленным американским педагогом Дж. Дьюи (1859-1952) который утверждал следующее: детство ребенка не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни [4].

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной  задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что  ребята делают, они должны делать сами. Один, с группой, с учителем, с  другими людьми. Спланировать, выполнить, проаналировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали: выделение внутреннего учебного материала; организация целесообразной деятельности; обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа методов  проектов строится как серия взаимосвязанных  моментов, вытекающих из тех или  иных задач. Ребята должны научиться  строить свою деятельность совместно  с другими ребятами, найти, добыть знания, свои жизненные задачи, строя  отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом жизненном материале, учась разбираться путем проб в реальной жизни.

Преимущества  этой технологии – это энтузиазм  в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление  лидирующих позиций ребят, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться  в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающий, с одной  стороны, использование разных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание  какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла  и гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей, т.е. заданий  для каждого участника при  условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

При овладении учителем методом проектов, необходимо, прежде  всего, понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов, предложенная Е.С. Полат, может быть условно определена по следующим признакам, представим виды проектов в виде схемы [18]:

 

Схема 1

 

Типологические  признаки проекта

 

Рассмотрим  классификацию проектов таких ученых как Е.С. Полат, И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин опираясь на данную схему 1.

Многие ученые выделяли три группы методов: словесные, наглядные и  практические. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали  методы обучения, исходя из характера  учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

1) Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино и диафильмов.

2) Репродуктивный, воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование.

3) Проблемное изложение изучаемого материала.

4) Частично-поисковый, или эвристический метод.

5) Исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

а) Методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности.

б) Методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности.

в) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет  определенное основание и позволяет  с различных сторон осмысливать  сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

1.Методы приобретения новых знаний.

2.Методы формирования умений и навыков по применению знаний на   практике.

3.Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Указанная классификация хорошо согласуется  с основными задачами обучения и  помогает лучшему пониманию их функционального  назначения. Если в указанную классификацию  внести некоторые уточнения, то все  разнообразие методов обучения можно  разделить на пять следующих групп:

а)Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.

б)Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.

в)Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.

г)Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.

д)Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

Знание типологии проектов поможет  учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам можно отнести:

Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий  и т.д.

Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно  – научные исследования, экологические, языковые, культурологические, географические, исторические, музыкальные.

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые). Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом - индивидуально или в группе, не существует. Система «Международный бакалавриат» допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С. Полат (г. Москва), считает, что метод проектов эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».

Преимущества персональных проектов:

-план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

-у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

-учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

Информация о работе Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене