Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

Необходимо  добавить, что реализация метода проекта  на практике ведет к радикальному изменению привычной для нас  позиции учителя. Из носителя готовых  знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих  учеников. Также в значительной степени  меняется психологический климат во взаимоотношениях учителя и учащихся, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу своих учеников на разнообразные виды самостоятельной  деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Из авторитетного  источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого  процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной  деятельности учащихся. Данный метод  предоставляет неограниченные возможности  для подлинного сотрудничества учителя  и учащихся.

«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению  позиции учителя. Из носителя готовых  знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской  деятельности своих учеников.  Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать  свою учебно-воспитательную работу и  работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Самое сложное для учителя  в ходе проектирования это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что  учащиеся “идут не туда”». [9].

«Учитель при этом выполняет  следующие (задачи) функции:

-помогает ученикам в поисках источников информации;

-сам является источником информации;

-поддерживает и поощряет учеников;

-поддерживает непрерывную обратную связь».

Учитель может  подсказать источники информации, а  может просто направить мысль  учеников в нужном направлении для  самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и  в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания  из разных областей, получить реальный и  ощутимый результат. Вся работа над  проблемой, таким образом, приобретает  контуры проектной деятельности»  [4].

«У учащихся при выполнении проекта возникают  свои специфические сложности, но они  носят объективный характер, а  их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в  сфере неопределенности, и его  нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные  при наличии альтернатив» [7 стр. 56].

Оценивание  результатов проектной деятельности:

-активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

-коллективный характер принимаемых решений;

-характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

-умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;

-рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

-значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

-корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

-необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

-доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

-эстетика оформления результатов выполненного проекта.

Но, не смотря на все плюсы метода проекта, он имеет и свои трудности в использовании.

 Метод  проектов используется в том  случае, когда в учебном процессе  возникает какая-либо исследовательская,  творческая задача, для решения  которой требуются интегрированные  знания из различных областей, а также применение исследовательских  методик. 

«Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности  сопряжения проектных заданий с  требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы  можно было использовать стандартные  знания, умения, навыки (точнее – чтобы  в них возникла необходимость) при  выполнении учениками этих заданий» [4].

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования  и самоконтроля;

+ моделируется реальная  технологическая цепочка – «задача-результат»;

+ навыки групповой деятельности;

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной  деятельности.

Минусы проектной деятельности:

– возрастает нагрузка на учителя;

– ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

– психологические коммуникативные  проблемы;

– проблема субъективной оценки.

Одним из важнейших  критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя. 

 Известно, что основной критерий для ученика  выражается словами «интересно»— «неинтересно». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить  творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.

    Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Цель творческих заданий - выработка у учащихся определенных навыков:

-проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя;

-подбора литературы по данной тематике;

-планирования своей работы с определением сроков выполнения;

-проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания;

-грамотного оформления работы;

-защиты работы.

     Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

Достижение  высокого уровня развития творческих способностей обучающихся при выполнении творческих проектов во многом определяется правильным выбором объекта проектирования. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные  интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Руководителю важно отследить, что выбор был обоснованным, не случайным, а продуманным.

Окончательный выбор темы проекта должен оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные  возможности своих учеников, он может  максимально точно подобрать  тему и определить уровень сложности  проекта для каждого ученика  или группы, учесть наличие учебно-методических материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия других консультантов, сроки работы и т.п. 

В работе над  проектами руководствуюсь следующими принципами:

1. В творческую и исследовательскую   работу вовлекаю только тех учащихся, которые:

-проявляют любознательность и постоянно допытываются «почему?», «а что если?»;

-проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации (творческие люди никогда не отклоняют идею на том основании, что «мы это уже пробовали - не получается»);

-способны увидеть проблему там, где другие её не видят, и отчетливо её сформулировать;

-проявляют высокую чувствительность к нуждам и потребностям людей, замечая их раньше, чем другие;

-способны связать и объединить различную информацию самым неожиданным образом;

-настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления;

2. При составлении плана работы над проектом учитываю все индивидуальные способности учащихся. В полной мере давать возможность реализоваться каждому по максимуму.

3. Стараюсь отказываться от авторитарного метода руководства при работе над проектом. Уметь слушать и слышать ученика. Учитывая его предложения, доводить мысль до  логического завершения.

4. Научить видеть реальное  применение знаний и умений, получаемых  во время проектной деятельности, в своей собственной жизни.

 

 

 

 

 

Заключение

В нашей работе мы поставили цель исследовать и обосновать важность использования метода проектов в начальном звене общеобразовательной школы при изучении информатики, мы опирались на теоретические подходы и методы ученых и педагогов: В. Архипова, Ф.С. Ахтарьянов, Ю. К. Бабанский, Б. В. Всесвятский, М. А. Данилов, А. Дистервег, Дж. Дьюи, Б. П. Есипов, Коллингс, У. Х. Килпатрик, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В. Попов, Е.С. Полат, Г. Сатарова, А. И. Сенокосов, И. С. Сергеев, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и многих других.

Цель достигнута и доказана в результате работы. В ходе своей работы мы исследовали  основные пути, это: овладение педагогом методикой планирования и организации метода  проектов;  использование возможностей проектной методики для развития самостоятельности и активности младших школьников;  соблюдение ряда педагогических условий (связь с жизнью, с трудом, опора на индивидуальный опыт учащегося, формирование  у учащихся исследовательских, презентационных, оценочных умений); внедрение в подготовку по информатике младших школьников персональных и групповых проектов.

В первой главе мы рассмотрели историю  развития метода проектов  в различных  странах. При изучении и анализе  методической  литературы мы выявили суть метода проекта в обучении. Подробно рассмотрели типологию проектов, опираясь на схему (схема 1). Рассмотрели понятие и сущность метода проектов в начальных классах, представили основные требования к проекту в начальных классах на уроках информатики.

Во второй главе мы рассмотрели методику организации проектной деятельности учащихся при изучении информатики. Разработали основные принципы организации проектной деятельности на уроках информатики, выявили плюсы и минусы метода проектов с помощью анкетирования учителей по предмету информатики в начальных классах.

 

 

Литература

  1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика// Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - № 9. – С.29-35.
  2. Бычков А.В.Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Веселова В.В.Американская школа: ценности образования. – М., 1999.
  4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. – 1999. - № 6.
  5. Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.,2000.
  6. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л.,1998.
  7. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – СПб.2001.
  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.
  9. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.
  10. Попова Н.И. Метод проектов и школа жизни. – М., 1996.
  11. Проекты как способ организации детской жизни. – Ханты-Мансийск, 2002.
  12. Развитие детского творчества через технологические проекты. Сб.проектов для 3,4 кл. – Н.Новгород, 2000.
  13. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 2005.
  14. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 2007.
  15. Информатика 3 - 4 классы. “Проектная деятельность учащихся» Э.С.Ларина. Издательство «Учитель» Волгоград. 2009г.
  16. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
  17. Кальней В.А. и др. «Структура и содержание проектной деятельно 
    сти». – ж. Стандарты и мониторинг в образовании №4, 2004г.с.21-26.
  18. Новые педагогические и информационные технологии в системе об 
    разования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и  
    системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под ре 
    дакцией Е.С.Полат . – М.: Издательский центр Академия, 1999г.
  19. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44. 
  20. Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68. 
  21. Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа мотивации обучения учащихся// Начальная школа. № 9.- 2008 –С.34.. №1. -2008.-С. 94. 
  22. И.Ю.Кулагина, Возрастная психология. Учебное пособие 5-е изд. – М.: Изд. УРАО, 1999. – 176 с.
  23. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред.П24 Б.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А. Болотова, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 365 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ

(ВЫЯВЛЕНИЕ  СКЛОННОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

  1. Какая область знаний вам наиболее интересна?
  2. Какой школьный предмет (цикл предметов) вызывает у вас наибольший интерес?
  3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
  4. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
  5. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
  6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
  7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
  8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, района, города?
  9. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?
  10. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/Нет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Расположите следующие источники учебной информации по уменьшению их значимости для вас:

учителя, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет.

  1. Напишите названия пяти ваших любимых газет и журналов по уменьшению их значимости для вас.
  2. Как часто вы пользуетесь школьным учебником для выполнения домашних заданий по. . . ?

                      Часто          Иногда              Никогда

  1. Оцените по пятибалльной шкале ваши школьные учебники по …
  2. При несовпадении информации, полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариант вызывает у вас больше доверия?

                  Учебник        Учитель           Другой источник

  1. У вас есть дома компьютер?
  2. Где вы можете пользоваться компьютером?

                        Дом               Школа               Другое

Информация о работе Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене