Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах
Необходимо
добавить, что реализация метода проекта
на практике ведет к радикальному
изменению привычной для нас
позиции учителя. Из носителя готовых
знаний он превращается в организатора
познавательной деятельности своих
учеников. Также в значительной степени
меняется психологический климат во
взаимоотношениях учителя и учащихся,
так как преподавателю
«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”». [9].
«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции:
-помогает ученикам в поисках источников информации;
-сам является источником информации;
-поддерживает и поощряет учеников;
-поддерживает непрерывную обратную связь».
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности» [4].
«У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив» [7 стр. 56].
Оценивание
результатов проектной
-активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
-коллективный характер принимаемых решений;
-характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
-умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
-рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
-значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
-корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
-необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
-доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
-эстетика оформления результатов выполненного проекта.
Но, не смотря на все плюсы метода проекта, он имеет и свои трудности в использовании.
Метод
проектов используется в том
случае, когда в учебном процессе
возникает какая-либо
«Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий» [4].
Плюсы проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная
технологическая цепочка – «
+ навыки групповой деятельности;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности.
Минусы проектной деятельности:
– возрастает нагрузка на учителя;
– ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
– психологические
– проблема субъективной оценки.
Одним из важнейших
критериев педагогического
Известно, что основной критерий для ученика выражается словами «интересно»— «неинтересно». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.
Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Цель творческих заданий - выработка у учащихся определенных навыков:
-проявления творческой активности при выборе темы в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя;
-подбора литературы по данной тематике;
-планирования своей работы с определением сроков выполнения;
-проявления фантазии и выдумки при разработке результата задания;
-грамотного оформления работы;
-защиты работы.
Вовлеченность ученика в деятельность, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Достижение
высокого уровня развития творческих
способностей обучающихся при выполнении
творческих проектов во многом определяется
правильным выбором объекта
Окончательный выбор темы проекта должен оставаться за руководителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, он может максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого ученика или группы, учесть наличие учебно-методических материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия других консультантов, сроки работы и т.п.
В работе над проектами руководствуюсь следующими принципами:
1. В творческую и
-проявляют любознательность и постоянно допытываются «почему?», «а что если?»;
-проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации (творческие люди никогда не отклоняют идею на том основании, что «мы это уже пробовали - не получается»);
-способны увидеть проблему там, где другие её не видят, и отчетливо её сформулировать;
-проявляют высокую чувствительность к нуждам и потребностям людей, замечая их раньше, чем другие;
-способны связать и объединить различную информацию самым неожиданным образом;
-настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления;
2. При составлении плана работы над проектом учитываю все индивидуальные способности учащихся. В полной мере давать возможность реализоваться каждому по максимуму.
3. Стараюсь отказываться от авторитарного метода руководства при работе над проектом. Уметь слушать и слышать ученика. Учитывая его предложения, доводить мысль до логического завершения.
4. Научить видеть реальное
применение знаний и умений, получаемых
во время проектной
Заключение
В нашей работе мы поставили цель исследовать и обосновать важность использования метода проектов в начальном звене общеобразовательной школы при изучении информатики, мы опирались на теоретические подходы и методы ученых и педагогов: В. Архипова, Ф.С. Ахтарьянов, Ю. К. Бабанский, Б. В. Всесвятский, М. А. Данилов, А. Дистервег, Дж. Дьюи, Б. П. Есипов, Коллингс, У. Х. Килпатрик, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В. Попов, Е.С. Полат, Г. Сатарова, А. И. Сенокосов, И. С. Сергеев, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и многих других.
Цель достигнута и доказана в результате работы. В ходе своей работы мы исследовали основные пути, это: овладение педагогом методикой планирования и организации метода проектов; использование возможностей проектной методики для развития самостоятельности и активности младших школьников; соблюдение ряда педагогических условий (связь с жизнью, с трудом, опора на индивидуальный опыт учащегося, формирование у учащихся исследовательских, презентационных, оценочных умений); внедрение в подготовку по информатике младших школьников персональных и групповых проектов.
В первой главе мы рассмотрели историю развития метода проектов в различных странах. При изучении и анализе методической литературы мы выявили суть метода проекта в обучении. Подробно рассмотрели типологию проектов, опираясь на схему (схема 1). Рассмотрели понятие и сущность метода проектов в начальных классах, представили основные требования к проекту в начальных классах на уроках информатики.
Во второй главе мы рассмотрели методику организации проектной деятельности учащихся при изучении информатики. Разработали основные принципы организации проектной деятельности на уроках информатики, выявили плюсы и минусы метода проектов с помощью анкетирования учителей по предмету информатики в начальных классах.
Литература
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
ДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ
(ВЫЯВЛЕНИЕ
СКЛОННОСТИ К
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
учителя, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет.
Часто Иногда Никогда
Учебник Учитель Другой источник
Дом Школа Другое
Информация о работе Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене