Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

-формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;

Преимущества групповых  проектов:

-в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

-проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

-на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

-в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).

В соответствии с первым признаком  можно наметить следующие типы проектов:

Исследовательские проекты. Эти проекты  требуют хорошо продуманной структуры  проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в  том числе экспериментальных  и опытных работ, методов обработки  результатов.

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной  структуры, она только намечается и  далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и).

Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также  только начинается и остается открытой до окончания проекта. Участники  принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием  проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые  отношения. Осложнённые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

Информационные проекты. Этот тип  проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных  для широкой аудитории. Такие  проекты так же, как и исследовательские  требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции  по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат  обязательно носит четко ориентированный  на социальные интересы, интересы самих  участников результат (газета, документ, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал).

Такой проект требует хорошо продуманной  структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций  каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

По второму признаку – доминирующему  содержательному аспекту проекты  могут быть:

Литературно-творческий проект. Это  наиболее распространенные типы проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религии объединяются в желании  творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий, статью в газету, альманах, стихи т.д.

Естественнонаучные проекты чаще бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую  задачу (например, состояние лесов  в данной местности и мероприятия  по их охране, самый лучший стиральный порошок, дороги зимой и т.д.).

Языковые проекты чрезвычайно  популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных  проектах и поэтому вызывает живейший интерес участников проектов.

Культурологические проекты связаны  с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень  трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как  необходимо хорошо разбираться в  особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом  спорта. Часто они в ходе таких  проектов обсуждают предстоящие  соревнования любимых команд (или  своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают  итоги крупных международных  соревнований.

Исторические проекты позволяют  их участникам исследовать самые  разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты.

Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут  быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно  сочинять какие-то музыкальные произведения и т.д.

Что касается таких признаков, как  характер контактов, продолжительность  проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной  ценности и полностью зависят  от типов проектов, выбранных по названным выше признакам.

В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими  другими, используется исследовательский  метод, и поэтому остановимся  над характеристикой этого метода.

Исследовательский метод или метод  исследовательских проектов основан  на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших  задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода. Определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждения возможного применения полученных результатов.

Реализация метода проектов и исследовательского на практике ведет к изменению  позиции учителя. Из носителя готовых  знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих  учеников. Изменяется и психологический  климат в классной комнате, так как  учителю приходится переориентировать  свою учебно-воспитательную работу и  работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп.

Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

На основе проведенной общедидактической типологии телекомунникационных проектов появляется возможность разработки проектов по конкретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, чисто «математические» или «биологические» проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной степени интегрированные, межпредметные.   Поэтому речь  может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов. Дидактические исследования показывают, что наименование и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке.

А на каких предметах лучше всего  «работает» метод проектов? По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа – это предметы, формирующие систему специальных  и общеучебных знаний и умений учащихся.

Ведущую роль в логике построения образовательного процесса на этих предметах  занимает содержание обучения. Систематическое  построение учебной программы –  условие высокого качества знаний  «на выходе» - диктует жесткий  отбор форм и методов обучения. В обыденном сознании это «серьезные»  предметы, такие как родной язык, литература, география, химия, физика, математика.

На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низкую эффективность, что доказала и мировая, и отечественная  практика.

Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего  происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных  проектах.

Вторая группа предметов ориентирована  на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной, и  других).

Эти предметы не так тесно связаны  со своей научной основой и  носят в значительной степени  интегрированный или прикладной характер. Кроме того, все они  тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или  общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, изо, технология, экология. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать , имеет не меньшую , а нередко  и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание  данных дисциплин  не только допускает, но и требует  введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся [18].

В данной главе были рассмотрены  такие вопросы как метод проектов, их классификация, на каких предметах лучше всего использовать метод проектов.

Таким образом, из выше написанного  можно сделать следующие выводы. В современный учебный процесс  внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной  педагогики прошедшего столетия, которые  построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь  к такому методу относят проектное  обучение. Проектное обучение помогает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности ученика. Но, не смотря на все плюсы данного метода, в современной школе он не достаточно распространен. Метод проектов только еще начинают вводить в учебный  процесс. В основном применяют на факультативных занятиях или в экспериментальных  классах. Ниже рассмотрим основные требования к проекту в начальных классах по предмету информатика.

 

 

    1. Основные требования к проекту в начальных классах по информатике

 

Информатика в начальной школе – это  именно тот предмет, изучение которого способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение самостоятельно мыслить и творчески работать.

Основной  формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам  в начальной школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной  системы обучения, характерными признаками которой являются:

-Постоянный состав учебных групп учащихся.

-Определённое расписание учебных занятий.

-Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся.

-Ведущая роль учителя.

Классно-урочная система организации  учебного процесса, восходящая от выдающегося  чешского педагога Я.А. Коменского, является основной структурной организации  отечественной школы на протяжении почти всей истории её существования. Как показывает весь опыт, который  накопила наша школа после введения курса ОИВТ, преподавание основ информатики, без сомнения, наследует все дидактическое  богатство отечественной школы - урочную систему, лабораторную форму  занятий, контрольные работы. Всё  это приемлемо и на уроках по информатике. Применение информационно-коммуникационных технологий может существенно изменять характер школьного урока, что делает еще более актуальным поиск новых  организационных форм обучения, которые  должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс.

Важный обучающий приём, который  может быть особенно успешно реализован в преподавании - копирование учащимися  действий педагога. Принцип «Делай как я!», известный со времен средневековых ремесленников.

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке

Слово «метод», в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Информация о работе Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене