Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации  методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.

В 20-е годы XX века предпринимались  также попытки насаждения в школе  так называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма, и который был заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому «проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной подготовки учащихся. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы.

    Использование метода проектов в преподавании информатики.

Метод проектов – это комплексный  обучающий метод, который позволяет  индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей  деятельности, проявить творчество при  выполнении учебных заданий. Метод  проектов в его сегодняшней реализации учителем информатики, нельзя считать  технологией, так как он применяется  для достижения определенных целей  в комбинации с другими методами и приемами.

Проект начинается с планирования. Традиционно все проекты делятся  на межпредметные. Телекоммуникационные проекты чаще всего относятся  к надпредметным. Общая тема проекта  выбирается исходя из учебных и других задач педагога. Конкретная тема, данная учащемуся или группе, должна быть. По меньшей мере, с ним согласованной, а не просто дана как приказ. Проект может быть рассчитан на один урок или на длительный срок. В первом случае в проекте могут участвовать  только несколько учащихся, в случае длительного проекта каждый учащийся или небольшая группа учащихся получают отдельную группу в рамках общего проекта. Группы более трех человек  делать нецелесообразно – организация  работы больших групп сталкивается с проблемами.

При работе над проектом педагог  выступает в роли консультанта, в  чем ему помогают более подготовленные ученики. Лучше всего, если утончение  постановки задачи учащиеся выполняют, для этого педагогу бывает достаточно ознакомить учащихся с ранее выполненными проектами. Результаты работы над проектом обязательно должны быть объявлены  в классе. Публичная защита является очень важной частью метода проектов, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы.

Метод проектов сочетается с групповыми формами обучения, этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Метод проектов в информатике  характеризуется формированием  навыков системного подхода к  решению задач, появлением самостоятельности  в процессе работы и установлением  стиля общения между учеником как равноправного партнерства.

На предмете информатика проектный  метод позволяет использовать все  воспитательные дидактические возможности. Он разворачивается для нас, во-первых, как один из методов проблемного  обучения активизирующий и углубляющий  познания, во-вторых, как метод позволяющий  обучать самостоятельному мышлению и деятельности, в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для  социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.

В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие учителя  с учеником на принципах равного  партнерства, общение старшего по опыту  товарища с одновременным отсутствием  диктата со стороны учителя и  достаточной степенью самостоятельности  для ученика. Метод проектов вовлекает  ученика в деятельность, где целью  является получение интересного  для обучаемого результата – результата работы над проектом - что является сильным мотиватором.

С помощью метода проектов осуществляется «деятельностный» подход к воспитанию и обучению. На предмете информатика, с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют  обучать предметной деятельности в  процессе учебной деятельности. Под  предметной деятельностью мы понимаем деятельность в пределах одной предметной деятельности. Для школьного предмета информатика область очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расширениями и углублениями при профилированном преподавании. Целью предмета учитель может  ставить практический результат, получаемый с помощью компьютера, программных  средств, программных пакетов, оболочек, которые каждый ученик может освоить сам в процессе обучения на предмете. Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для участника форме, целенаправленной на значимый для них результат – продукт коллективный, познавательной, творческой работы.

Практические знания превращаются в увлекательные, целенаправленные действия.

Освоение программных средств  и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, прагматически  и познавательно мотивированной.

В то же время метод проектов на предмете информатика – это метод  организации группового обучения.

В процессе творческой проектной деятельности учащихся групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, позволяет воспитать и  развить важные социальные качества личности. Это способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, работать на одну цель. Совместно  планировать работу и оценивать  вклад и результаты работы каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Теоретическое исследование позволило сделать  следующие выводы:

1. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. 

2. «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план». Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…

3. Актуальность применения метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления начиная развивать это с младших классов. В учебной деятельности учащихся начальных классов сочетаются нормативные (действия на основе педагогической нормы, стандарта) и исследовательские (создаваемые в ходе собственного поиска) элементы. Потребность в учебном проектировании возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от теоретических знаний к необходимости применения их на практике. При этом всякий раз возникает проблема разработки проекта. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

В современный  учебный процесс внедряются новые  методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены  на принципе саморазвития, активности личности. Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся нужно начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное  обучение помогает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал  личности ученика. Но, не смотря на все  плюсы данного метода, в современной  школе он не достаточно распространен. Метод проектов только еще начинают вводить в учебный процесс.

В то же время метод проектов на предмете информатика – это метод  организации группового обучения.

В процессе творческой проектной деятельности  учащихся групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, на уроках информатики  позволяет  воспитать и развить важные социальные качества личности. Это способность самостоятельно работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, работать на одну цель. Совместно планируя работу и оценивая  вклад и результаты работы каждого.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая организация учебной деятельности по информатике младших школьников

 

    1. .Этапы организации проектной деятельности учащихся при изучении информатики

 

Ход работы над проектом может  быть определен в общем виде через  следующие этапы:

  1. Подготовка к работе над проектом:

     - определение темы и целей  проекта;

     - формирование групп для работы  над проектом;

     - планирование этапов работы.

2. Работа над  проектом в группах:

      - планирование работы;

      - исследование;

      - оформление выводов и результатов.

3. Представление  – защита проекта.

4. Оценка проекта  (несколько уровней оценки):

      - самооценка;

      - оценка других групп;

      - оценка учителя;

      - оценка специально созданной  группы экспертов.

5. Рефлексия  – анализ меры своего участия  в общем деле:

      - Что мы  делали?

      - Как мы делали?

      - Каковы результаты?

      - Каков мой личный вклад в  решение проблемы?

  Данная последовательность работы над разными типами и видами проектов является универсально-схематичной. Более широко можно развернуть  эту схему можно следующим образом:

 

1. Подготовительный или  вводный этап (погружение в проект).

1.1. Выбор темы и ее  конкретизация (определение жанра  проекта).

1.2. Определение цели, формулирование  задач.

1.3. Формирование проектных  групп, распределение в них  обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций  участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и  т.д.).

1.5. Утверждение тематики  проекта и индивидуальных планов  участников группы.

1.6. Установление процедур  и критериев проекта и формы  его представления.

 

2. Поисково-исследовательский  этап.

2.1. Определение источников  информации.

2.2. Планирование способов  сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию  и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов  в соответствии с целями и  жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные  занятия. Промежуточные отчеты  учащихся, обсуждение альтернатив,  возникших в ходе реализации  проекта.

 

  1. Трансляционно-оформительский этап.

3.1. «Предзащита» проекта.

3.2. Доработка проекта с  учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной  защите проекта:

3.3.1. определение даты и  места;

3.3.2. определение программы  и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри  группы (медиаподдержка, подготовка  аудитории, видео- и фотосъемка  и т.д.);

3.3.3. стендовая информация  проекта.

 

  1. Заключительный  этап.

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный  анализ выполненной работы.

Немаловажную  роль для успешной реализации проекта  играет грамотная и квалифицированная  организация работы руководителя проекта. Можно предложить следующие рекомендации, которые помогут обдумать подготовительный этап работы, осуществлять постоянный мониторинг его реализации и спрогнозировать  ожидаемый результат.

Рекомендации руководителю (организатору) проекта:

  1. Проанализируйте и подберите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, творческий, информационный, проектно-ориентировочный, игровой и т.д.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.
  2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников).
  3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
  4. Продумайте практическую (теоретическую) значимость проекта.
  5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
  6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
  7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
  8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
  9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
  10. Предложите критерии оценки успешности проекта.
  11. Подумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию его дальнейшей учебной деятельности.
  12. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

Информация о работе Использование метода проектов на уроке информатики в младшем звене