Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:12, курсовая работа
Цель работы – изучение электронных справочников по математике, которые способствуют улучшению качества знаний учащихся и скорости их получения.
Для достижения поставленной цели в процессе выполнения курсовой работы необходимо было решить следующие задачи:
1. Дать определение справочной литературы;
2. Охарактеризовать основные виды справочной литературы;
Введение…………………………………………………………………….
§1. Что такое справочная литература.…………………….……………....
§2. Виды справочной литературы…………………………………………
§3. Понятие электронного справочного пособия………………….……..
§4. Виды электронных справочных изданий……………………………..
§5. Рекомендации по созданию электронных справочных пособий........
§6. Основные преимущества электронных справочных изданию....……
§7. Справочная и научно-популярная литература по математике……...
§8. Электронные учебники-справочники по алгебре и геометрии.……..
§9. Справочник-репетитор «Математика абитуриенту Версия 2.0»……
§10. Примеры практических заданий с использованием электронного справочника по математике……………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
Кафедра информатики, теории и методики обучения информатике
Курсовая работа по теории и методике обучения информатике
Т.А.Русских
студентка 5 курса факультета информатики, физики и математики
специальность 050201.65 – «Математика» с дополнительной
специальностью «Информатика»
Электронные справочники по математике
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор А.С. Казаринов
Работа защищена
«____»__________________2012 г.
с оценкой ___________________
Глазов 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
§1. Что такое справочная литература.…………………….……………....
§2. Виды справочной литературы…………………………………………
§3. Понятие электронного справочного пособия………………….……..
§4. Виды электронных справочных изданий……………………………..
§5. Рекомендации по созданию электронных справочных пособий........
§6. Основные преимущества электронных справочных изданию....……
§7. Справочная и научно-популярная литература по математике……...
§8. Электронные учебники-справочники по алгебре и геометрии.……..
§9. Справочник-репетитор «Математика абитуриенту Версия 2.0»……
§10. Примеры практических заданий с использованием электронного справочника по математике……………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Стр.
3
6
7
8
10
11
16
17
18
25
27
32
33
Введение
В течение последних десяти лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменение роли учителя в современной системе образования. Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов учителя способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на уроках, повысить уровень мотивации школьников к изучению нового материала.
Уже с введением курса информатики неоднократно производились попытки внедрения компьютера в процесс обучения другим предметам.
В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках математики, химии, биологии, русского языка, литературы, изобразительного искусства, иностранного языка. В настоящее время существует огромное количество электронных справочных пособий по различным предметам
Тема курсовой работы особенно актуальна, так как постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость разработки и внедрения нетрадиционных технологий, а использование справочных пособий способствует структурированию учебной информации на разных стадиях образовательного процесса. Существенным преимуществом перед традиционными учебниками и справочниками является наличие ссылок в текстах доказательств теорем и в указаниях к задачам. Это особенно важно в курсе математики, который изобилует ссылками к ранее изученному материалу. Кроме того электронные справочники имеют лаконичную форму изложения, характерную для всех компьютерных пособий.
Цель работы – изучение электронных справочников по математике, которые способствуют улучшению качества знаний учащихся и скорости их получения.
Для достижения поставленной цели в процессе выполнения курсовой работы необходимо было решить следующие задачи:
Объектом исследования являются электронные справочные пособия как мощный вспомогательный инструмент учителя, предмет исследования –электронные справочники по математике.
Значимость результатов, полученных в работе, состоит в том, что:
Структура данной работы включает в себя теорию, практическую часть, заключение, список литературы.
Основное содержание курсовой работы изложено в десяти параграфах.
В первом параграфе дается определение справочной литературы. Во втором параграфе рассматриваются виды справочной литературы, и дается их краткая характеристика. В третьем параграфе вводится понятие электронного справочного пособия, выявляются причины его появления. Четвертый параграф посвящен изучению видов электронных справочных изданий. Пятый параграф содержит рекомендации по созданию электронных справочных пособий. В шестом параграфе рассматриваются преимущества электронных справочных изданий. В седьмом параграфе рассматриваются виды справочной и научно-популярной литературы по математике. Восьмой и девятый параграфы содержат описание электронных учебников-справочников по математике («Планиметрия», «Стереометрия», «Алгебра») и описание электронного справочника-репетитора «Математика абитуриенту Версия 2.0». В десятом параграфе рассмотрены примеры практических заданий с использованием электронного справочника по математике.
Все выводы по проделанной работе сформулированы в «Заключении».
§ 1. Что такое справочная литература
У школьников часто возникают вопросы из разных областей науки, техники и искусства, на которые учебник либо совсем не отвечает, либо дает неполный ответ. Оказать учащимся помощь в овладении знаний призвана справочная литература.
Справочная литература содержит немало статей, которые могут пригодиться как учителям, так и школьникам. Некоторые статьи могут помочь подготовиться к практической деятельности и к выбору профессии по окончании школы.
Справочные издания, благодаря своей основной функции – собирать и закреплять современные им знания в форме возможно более точных и кратких данных - всегда отражали уровень культуры народа. Главная задача справочных изданий - дать необходимые или интересные читателю сведения в максимально сжатом изложении. Материалы, включаемые в справочное издание, могут быть самыми разными и по тематике, и по форме: просто текст, цифры и факты, формулы и графики, параметры и характеристики объектов и т.д.
Текст справочного издания имеет свои особенности: язык текста лаконичен и прост, изложение данных схематично и сопровождается большим объемом специальных терминов и условных сокращений, характерно свертывание информации при помощи таблиц и формул. Основным структурным элементом справочного издания является справочная статья, которая представляет собой краткий и исчерпывающий ответ на какой-либо вопрос. Справочные статьи собираются в определенном порядке. Структура справочного издания такова, что читатель получает возможность быстро найти нужную ему справку.
Статьи располагаются по преимуществу в алфавитном порядке, в справочниках, как правило, используется какая-либо логическая система, в основу которой положен тематический, хронологический или иной принцип.
Необходимый компонент любого справочного издания – его справочный аппарат, каждый элемент которого - оглавление, предисловие, перечень условных сокращений и обозначений, библиографический список – по-своему способствует поисковой ориентации читателя.
Таким образом, справочное издание – это издание с краткими сведениями научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания и выборочного чтения.
§2. Виды справочной литературы
К справочной литературе
относятся различные
Выделяют три основных вида справочной литературы: словари, справочники, энциклопедии.
Словарь – издание, в котором вся информация расположена по алфавиту. Словари делятся на две большие группы: языковые (лингвистические) и энциклопедические.
Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей.
По целевому назначению различают научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники. Кроме того, можно выделить еще подвиды справочников: биографический справочник, биобиблиографический справочник, путеводитель, календарь, адресный справочник.
Еще одним видом справочной литературы является энциклопедия. Слово «энциклопедия» взято из греческого языка, означает «круг знаний». Энциклопедиями называются книги, содержащие отобранные в определенной системе научные сведения о явлениях природы и общественной жизни. В них кратко излагается то, что известно людям о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре и искусстве.
Этих сведений набирается столько, что они не умещаются в одну книгу, и энциклопедии обычно состоят из многих томов.
В создании энциклопедий принимают участие ученые, опытные педагоги, писатели, художники. Авторы должны писать статьи как можно проще и интереснее.
Энциклопедия – справочное издание, содержание научные сведения по одной или нескольким отраслям знаний.
Энциклопедии, рассказывающие о нескольких или многих отраслях знания, называются общие или многоотраслевые. Энциклопедии, содержащие материал по одной теме (науке) – отраслевые.
Структура энциклопедий может быть систематической или алфавитной. Чаще всего статьи (слова) расположены в энциклопедии в алфавитном порядке.
§ 3. Понятие электронного справочного пособия
Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения – одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.
Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий. Что обеспечит структурирование учебной информации на разных уровнях, систематизацию процесса предъявления информации, специальную организацию интерактивного общения.
В 80-х гг. XX века справочные издания приобретают новую форму - электронный формат. В начале 1980-х "Академическая Американская энциклопедия" становится доступной пользователям, которые с помощью компьютеров через телефонные линии подключались к Американской Академической базе данных. С середины 80-х начинают издаваться энциклопедии на лазерных компакт-дисках. В 1989 г. была выпущена "Мультимедийная энциклопедия Комптона", которая включала в себя звуковые файлы, картинки, анимацию и текст. Такого рода издания получили название мультимедийные CD-ROM. Кроме энциклопедий, на компакт-дисках для персональных компьютеров издаются различные словари и справочники. В России за последние 10 лет также изданы различные электронные энциклопедии, справочники и словари. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия; Семейство электронных словарей (двуязычных) Мультилекс, Лингво; базы данных, содержащие справочную юридическую информацию "Консультант Плюс" и др.).