Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:58, реферат
Целью исследования является разработка методики преподавания темы «Система счисления» в школьном курсе информатики.
Основная задача дипломной работы: формирование у учащихся навыков работы организации и проектирования учебного процесса. Разработка методического обеспечения по изучению темы «Система счисления».
ВВЕДЕНИЕ ……...………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЧИСЕЛ ..7
1.1. Исторические предпосылки развития систем счисления в разных странах ………………………..………………………………….………..……7
1.2. Роль систем счисления в истории развития компьютеров……...…....18
1.3. Вклад ученых в развитие теории чисел ………………..……..……23
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»…...……….......32
2.1. Методика преподавания темы «Системы счисления» ...……………32
2.2. Педагогические и методические особенности обучения арифметическим основам ЭВМ в базовом курсе информатики ………………………...………55
2.3. Анализ и результаты исследования ………………………...………...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………...…………………...…61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………….……………...….............63
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 …………………………………………………...….…...65
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 …………………………………………………...….…...72
«Методика использования систем счисления в базовом курсе информатики»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……...………………………………………………………..……
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЧИСЕЛ ..7
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»…...……….......32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………...…………………...…
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………….……………...….............
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 …………………………………………………...….…...65
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 …………………………………………………...….…...72
Тема «Система счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел. Однако в школьном курсе математики она, как правило, не изучается. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы. Это одна из традиционных тем курса информатики. Являясь смежной с математикой, данная тема вносит вклад также и в фундаментальное математическое образование школьников [11].
При вводе в вычислительную машину десятичных чисел они преобразуются в двоичные, и все дальнейшие арифметические действия производятся в двоичной системе [2].
В процессе развития ЭВМ математиками и инженерами разработаны методы выполнения математических действий, при которых все они, в том числе умножение, деление, вычитание, возведение в степень, извлечение корня и т.д., сводятся к сложению. Таким образом, из многих элементов, составляющих арифметико-логических устройств современных вычислительных машин, одними из самых многочисленных являются сумматоры, осуществляющие сложение чисел в двоичной системе. Существует множество разновидностей сумматоров, различающихся разрядностью, быстродействием, способами управления, функциональными возможностями (например, памятью) и т.п. [28].
Актуальность темы: Знание систем счисления в информатике (в частности, двоичной системы счисления) обеспечивает понимание способов кодирования информации, принципов сжатия и шифрования информации [15].
Теория кодирования и
Целью исследования является разработка методики преподавания темы «Система счисления» в школьном курсе информатики.
Объектом исследования является процесс обучения информатике в средней школе.
Предмет исследования дипломной работы - это творческая деятельность студента и будущего учителя информатики, как условие развития творческой готовности школьников, знания принципов устройства и работы ЭВМ.
Гипотеза дипломной работы предполагает, что применение компьютерной технологии, способствует эффективному усвоению информации учащимися, и позволит сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные подходы в методике обучения информатике.
Основная задача дипломной работы: формирование у учащихся навыков работы организации и проектирования учебного процесса. Разработка методического обеспечения по изучению темы «Система счисления».
Задачами дипломной работы также можно назвать следующие:
Методы исследования:
Новизна исследования заключается в том, что проведен анализ и получены результаты по теме исследования.
Проблема исследования работы заключается в том, что некоторые ученики на бытовом уровне знакомы с новейшим программным обеспечением и техникой, которого нет у школьного учителя [22].
В работе изложен систематизированный материал, в котором использовались такие принципы как:
=> Научность - излагается набор
основных терминов и понятий, н
=> Последовательность
- материал изложен
=> Связь теории с практикой
- излагаемый теоретический
=> Наглядность - материал снабжен схемами и таблицами.
В процессе объяснения темы четко прослеживаются такие этапы как:
=> Изложение тематического
=> Разбор примеров;
Вопросы и задания для самопроверки. Это способствует лучшему усвоению необходимого материала.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Первая глава дипломной работы
посвящена истории
Во второй главе предлагаются для рассмотрения педагогические и методические особенности преподавания темы «Система счисления».
Также во второй главе рассматриваются различные методы арифметических вычислений в различных системах счисления. Приводится сравнительный анализ проведенного урока с использованием презентации, созданной, с помощью программы Microsoft Office PowerPoint 2003, на тему: «История возникновения и развития систем счисления».
В заключении сформулированы основные выводы по работе.
В первой части приложения прилагаются практические задания по теме работы. А приложение №2 содержит разработки уроков, по темам: «Системы счисления» и «История возникновения и развития систем счисления», которые помогут для изучения данной темы.
Таким образом, тема «Система счисления», в частности, знание двоичной системы счисления – в информатике обеспечивает понимание способов кодирования информации, принципов сжатия и шифрования информации, так же является одной из главных тем раздела, арифметические основы компьютера, в базовом курсе информатики [11]. Предлагаемая работа будет полезна в процессе обучения учащимся и студентам.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЧИСЕЛ
1.1 Исторические предпосылки развития систем счисления
в разных странах
Понятие числа является одним из
основных понятий современной
Перемещаясь по странам, мы сможем познакомиться с различными системами счислений народов мира.
Развитие систем счисления в Америке
Исследователи, путешествовавшие в 16 в. по Центральной Америке, обнаружили цивилизации с высокоразвитыми системами счисления, отличными от тех, которые были известны в Европе.
Племя Майя жило в Центральной Америке в течение первого тысячелетия и во время своего расцвета имело одну из наиболее развитых и очаровательных культур этого периода. Хотя они и не знали, что такое колесо и упряжные животные, но зато превосходили других в областях плетения, архитектуры и изготовления глиняной посуды. Но истинно поразительной были их достижения в областях астрономии и математики. Пока Европа тащилась через темное средневековье, жрецы и астрономы племени Майя определили по солнцу, что продолжительность года составляет 365.242 дня (современное измерение: 365.242198), а длина лунного цикла равна 29.5302 дням (современное измерение: 29.53059). Такие удивительно точные результаты были едва возможны без мощной системы записи числа. Жрецы и астрономы племени использовали систему счисления с основанием 20. Необычная, по тому времени, их система включала позиционность и нуль. Оба этих понятия были полностью неизвестны европейцам в это время. Первые девятнадцать чисел системы счисления были представлены точками и черточками, согласно следующей таблице:
Нуль записывался как символ, похожий на раковину (домик улитки). Многозначные числа большие 19, записывались вертикально, начиная с единиц высшего разряда сверху вниз. Числа системы счисления майя носили следующие названия: кин - единицы, виналь - двадцатки, тун - 400, катун - 8000, бактун -160 000. Например, число 79 записывалось так:
Нетрудно заметить, что 79 = 3 x 20 + 19, т.е. цифру второго разряда жрецы определяли, как произведение количества единиц на число 20.Из-за различий с календарной системой племени Майя, цифра третьего разряда определялась не при помощи множителя 400 (20 x 20), как ожидалось, а 360. Со всеми последующими цифрами более высоких разрядов поступали следующим образом: цифра четвертого разряда рассчитывалась при помощи множителя 7200 (360 x 20), пятого - 144000 (7200 x 20), и так далее.
Тогда, число 13495 = (1 x 7200 + 17 x 360 + 8 x 20 + 15) имеет вид:
Числа в системе
счисления древних майя записывались
в столбец, причем верхние символы
были старшими. Самая нижняя позиция
соответствовала разряду
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Система счисления у ацтеков в Мексике была более последовательно двадцатеричной, чем у майя, но в остальном менее тонкой, так как не использовала ни позиционный принцип, ни специальный символ для нуля. Точка означала у ацтеков единицу, а для обозначения степеней числа 20 были введены новые знаки: флаг для 20, дерево для 400 и кошелек для 8000. При необходимости другие числа представлялись с помощью повторения этих символов, а от их чрезмерного повторения они избавлялись, вводя специальные промежуточные коллективные знаки: ромбовидный знак для 10 и фрагменты дерева для 100, 200 или 300 [7].
Информация о работе Методика использования систем счисления в базовом курсе информатики