Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:58, реферат
Целью исследования является разработка методики преподавания темы «Система счисления» в школьном курсе информатики.
Основная задача дипломной работы: формирование у учащихся навыков работы организации и проектирования учебного процесса. Разработка методического обеспечения по изучению темы «Система счисления».
ВВЕДЕНИЕ ……...………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЧИСЕЛ ..7
1.1. Исторические предпосылки развития систем счисления в разных странах ………………………..………………………………….………..……7
1.2. Роль систем счисления в истории развития компьютеров……...…....18
1.3. Вклад ученых в развитие теории чисел ………………..……..……23
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»…...……….......32
2.1. Методика преподавания темы «Системы счисления» ...……………32
2.2. Педагогические и методические особенности обучения арифметическим основам ЭВМ в базовом курсе информатики ………………………...………55
2.3. Анализ и результаты исследования ………………………...………...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………...…………………...…61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………….……………...….............63
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 …………………………………………………...….…...65
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 …………………………………………………...….…...72
Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для технической реализации в компьютерах двоичная система счисления.
Люди предпочитают десятичную систему, вероятно, потому, что с древних времен считали по пальцам, а пальцев у людей по десять на руках и ногах. Не всегда и не везде люди пользуются десятичной системой счисления. В Китае, например, долгое время пользовались пятеричной системой счисления.
А компьютеры используют двоичную систему потому, что она имеет ряд преимуществ перед другими системами:
Недостаток двоичной системы — быстрый рост числа разрядов, необходимых для записи чисел [19].
Двоичная система, удобная для компьютеров, для человека неудобна из-за ее громоздкости и непривычной записи [17].
Перевод чисел из десятичной системы в двоичную и наоборот выполняет машина. Однако чтобы профессионально использовать компьютер, следует научиться понимать слово машины. Для этого и разработаны восьмеричная и шестнадцатеричная системы. Числа в этих системах читаются почти так же легко, как десятичные, требуют соответственно в три (восьмеричная) и в четыре (шестнадцатеричная) раза меньше разрядов, чем в двоичной системе (ведь числа 8 и 16 — соответственно, третья и четвертая степени числа 2). Перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в двоичную систему очень прост: достаточно каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой (тройкой цифр) или тетрадой (четверкой цифр).
Например:
Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную или шестнадцатеричную, его нужно разбить влево и вправо от запятой на триады (для восьмеричной) или тетрады (для шестнадцатеричной) и каждую такую группу заменить соответствующей восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой [25].
Например:
Пример: Переведем число 75 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:
Ответ: 7510 = 1 001 0112 = 1138 = 4B16 [28]
Пример. Переведем число 0,36 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:
Для чисел, имеющих как целую, так и дробную части, перевод из десятичной системы счисления в другую осуществляется отдельно для целой и дробной частей по правилам, указанным выше [19].
Перевод
в десятичную систему числа x,
записанного в q-ичной системе счисления
(q = 2, 8 или 16) в виде xq = (anan-1...a0,a-1a-2...a-m)q
сводится к вычислению значения многочлена
x10=anqn+an-1qn-1+...+a0q0+a-1
Рассмотрим только те системы счисления,
которые применяются в
На этом рисунке использованы следующие обозначения:
Например: означает перевод из двоичной системы в шестнадцатеричную, имеющий в таблице порядковый номер 6.
Сводная
таблица переводов целых чисел
Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны — это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления. Только таблицами сложения и умножения надо пользоваться особыми для каждой системы [3].
Таблицы сложения легко составить, используя Правило Счета.
Сложение в двоичной системе Сложение в восьмеричной системе
Сложение в шестнадцатеричной системе
При сложении цифры суммируются по разрядам, и если при этом возникает избыток, то он переносится влево.
Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления.
Шестнадцатеричная: F16+616 Ответ: 15+6=2110=101012=258=1516
Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду:
101012=24+22+20=16+4+1=21,
258=2.81+5.80=16+5=21, 1516=1.161+5.160=16+5=21.
Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3.
Шестнадцатеричная: F16+716+316 Ответ: 5+7+3=2510=110012=318=1916
Проверка: 110012=24+23+20=16+8+1=25,
318=3.81+1.80=24+1=25, 1916=1.161+9.160=16+9=25
Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75.
Ответ: 141,5+59,75=201,2510=11001001,
Проверка. Преобразуем полученные суммы
к десятичному виду: 11001001,012=27+26+23+20+2-2=
C9,416=12.161+9.160+4.16-1=
Пример 4. Вычтем единицу из чисел 102, 108 и 1016
Пример 5. Вычтем единицу из чисел 1002, 1008 и 10016
Пример 6. Вычтем число 59,75 из числа 201,25.
Ответ: 201,2510-59,7510=141,510=
Проверка. Преобразуем полученные разности к десятичному виду:
10001101,12=27+23+22+20+2-1=
8D,816= 8.161+D.160+8.16-1=141,5.
Выполняя умножение
Умножение в двоичной системе Умножение в восьмеричной системе
Ввиду чрезвычайной простоты таблицы умножения в двоичной системе, умножение сводится лишь к сдвигам множимого и сложениям. Пример 7. Перемножим числа 5 и 6.
Ответ: 5.6=3010=111102=368. Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду: 111102=24+23+22+21=30;368=3 81+680=30. Пример 8. Перемножим числа 115 и 51.
Ответ: 115.51=586510=10110111010012=
Проверка. Преобразуем полученные произведения
к десятичному виду: 10110111010012=212+210+29+27+2
133518=1.84+3.83+3.82+5.81+1.8
Деление в любой позиционной системе счисления производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе. В двоичной системе деление выполняется особенно просто, ведь очередная цифра частного может быть только нулем или единицей.
Пример 9. Разделим число 30 на число 6.
Ответ: 30:6=510=1012=58.
Пример 10. Разделим число 5865 на число 115.
Восьмеричная: 133518:1638
Ответ: 5865:115=5110=1100112=638
Проверка. Преобразуем полученные частные к десятичному виду: 1100112=25+24+21+20=51;
638=6.81+3.80=51.
Пример 11. Разделим число 35 на число 14.
Восьмеричная: 438:168
Ответ: 35:14=2,510=10,12=2,48
Проверка. Преобразуем полученные частные к десятичному виду: 10,12=21+2-1=2,5; 2,48=2.80+4.8-1=2,5 [23].
Целые числа могут представляться в компьютере со знаком или без знака. Целые числа без знака обычно занимают в памяти компьютера один или два байта. В однобайтовом формате принимают значения от 000000002 до 111111112. В двухбайтовом формате - от 00000000 000000002 до 11111111 111111112.
Диапазоны значений целых чисел без знака
Формат числа в байтах |
Диапазон | |
Запись с порядком |
Обычная запись | |
1 |
0 ... 28-1 |
0 ... 255 |
2 |
0 ... 216-1 |
0 ... 65535 |
Примеры:
а) число 7210=10010002 в однобайтовом формате:
б) это же число в двухбайтовом формате:
в) число 65535 в двухбайтовом формате:
Целые числа со знаком
Обычно занимают в памяти компьютера один, два или четыре байта, при этом самый левый (старший) разряд содержит информацию о знаке числа [19].
Диапазоны значений целых чисел со знаком
Формат числа в байтах |
Диапазон | |
Запись с порядком |
Обычная запись | |
1 |
-27 ... 27-1 |
-128 ... 127 |
2 |
-215 ... 215-1 |
-32768 ... 32767 |
4 |
-231 ... 231-1 |
-2147483648 ... 2147483647 |
Рассмотрим особенности записи целых чисел со знаком на примере однобайтового формата, при котором для знака отводится один разряд, а для цифр абсолютной величины - семь разрядов. В компьютерной технике применяются три формы записи (кодирования) целых чисел со знаком: прямой код, обратный код, дополнительный код.
Последние две формы применяются
особенно широко, так как позволяют
упростить конструкцию
Информация о работе Методика использования систем счисления в базовом курсе информатики