Методика использования систем счисления в базовом курсе информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Целью исследования является разработка методики преподавания темы «Система счисления» в школьном курсе информатики.
Основная задача дипломной работы: формирование у учащихся навыков работы организации и проектирования учебного процесса. Разработка методического обеспечения по изучению темы «Система счисления».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……...………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЧИСЕЛ ..7
1.1. Исторические предпосылки развития систем счисления в разных странах ………………………..………………………………….………..……7
1.2. Роль систем счисления в истории развития компьютеров……...…....18
1.3. Вклад ученых в развитие теории чисел ………………..……..……23
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»…...……….......32
2.1. Методика преподавания темы «Системы счисления» ...……………32
2.2. Педагогические и методические особенности обучения арифметическим основам ЭВМ в базовом курсе информатики ………………………...………55
2.3. Анализ и результаты исследования ………………………...………...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………...…………………...…61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………….……………...….............63
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 …………………………………………………...….…...65
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 …………………………………………………...….…...72

Файлы: 1 файл

Методика использования систем счисления в базовом курсе информат.docx

— 385.88 Кб (Скачать файл)

Из всех систем счисления особенно проста и поэтому интересна для технической реализации в компьютерах двоичная система счисления.

Почему люди пользуются десятичной системой, а компьютеры — двоичной?

Люди предпочитают десятичную систему, вероятно, потому, что с древних  времен считали по пальцам, а пальцев у людей по десять на руках и ногах. Не всегда и не везде люди пользуются десятичной системой счисления. В Китае, например, долгое время пользовались пятеричной системой счисления.

А компьютеры используют двоичную систему  потому, что она имеет ряд преимуществ  перед другими системами:

  • для ее реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми состояниями (есть ток — нет тока, намагничен — не намагничен и т.п.), а не, например, с десятью, — как в десятичной;
  • представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво;
  • возможно применение аппарата булевой алгебры для выполнения логических преобразований информации;
  • двоичная арифметика намного проще десятичной.

Недостаток  двоичной системы — быстрый рост числа разрядов, необходимых для записи чисел [19].

Почему в компьютерах  используются также восьмеричная и  шестнадцатеричная системы счисления?

Двоичная система, удобная для  компьютеров, для человека неудобна из-за ее громоздкости и непривычной  записи [17].

Перевод чисел из десятичной системы  в двоичную и наоборот выполняет машина. Однако чтобы профессионально использовать компьютер, следует научиться понимать слово машины. Для этого и разработаны восьмеричная и шестнадцатеричная системы. Числа в этих системах читаются почти так же легко, как десятичные, требуют соответственно в три (восьмеричная) и в четыре (шестнадцатеричная) раза меньше разрядов, чем в двоичной системе (ведь числа 8 и 16 — соответственно, третья и четвертая степени числа 2). Перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в двоичную систему очень прост: достаточно каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой (тройкой цифр) или тетрадой (четверкой цифр).

Например:

Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную или шестнадцатеричную, его нужно разбить влево и вправо от запятой на триады (для восьмеричной) или тетрады (для шестнадцатеричной) и каждую такую группу заменить соответствующей восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой [25].

Например:


Как перевести целое число из десятичной системы в любую другую позиционную систему счисления?

Для перевода целого десятичного  числа N в систему счисления с основанием q необходимо N разделить с остатком ("нацело") на q, записанное в той же десятичной системе. Затем неполное частное, полученное от такого деления, нужно снова разделить с остатком на q, и т.д., пока последнее полученное неполное частное не станет равным нулю. Представлением числа N в новой системе счисления будет последовательность остатков деления, изображенных одной q-ичной цифрой и записанных в порядке, обратном порядку их получения [27].

Пример: Переведем число 75 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:

Ответ: 7510 = 1 001 0112 = 1138 = 4B16 [28]

Как перевести правильную десятичную дробь в любую другую позиционную  систему счисления?

Для перевода правильной десятичной дроби F в систему счисления с основанием q необходимо F умножить на q, записанное в той же десятичной системе, затем дробную часть полученного произведения снова умножить на q, и т. д., до тех пор, пока дробная часть очередного произведения не станет равной нулю, либо не будет достигнута требуемая точность изображения числа F в q-ичной системе. Представлением дробной части числа F в новой системе счисления будет последовательность целых частей полученных произведений, записанных в порядке их получения и изображенных одной q-ичной цифрой. Если требуемая точность перевода числа F составляет k знаков после запятой, то предельная абсолютная погрешность при этом равняется q -(k+1) / 2 [27].

Пример. Переведем число 0,36 из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:

Для чисел, имеющих как целую, так и дробную части, перевод из десятичной системы счисления в другую осуществляется отдельно для целой и дробной частей по правилам, указанным выше [19].

Как перевести число из двоичной (восьмеричной, шестнадцатеричной) системы  в десятичную?

Перевод в десятичную систему числа x, записанного в q-ичной системе счисления (q = 2, 8 или 16) в виде xq = (anan-1...a0,a-1a-2...a-m)q сводится к вычислению значения многочлена x10=anqn+an-1qn-1+...+a0q0+a-1q-1+a-2q-2+...+a-mq-m средствами десятичной арифметики. Примеры:

Рассмотрим только те системы счисления, которые применяются в компьютерах  — десятичную, двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную. Для определенности возьмем произвольное десятичное число, например 46, и для него выполним все  возможные последовательные переводы из одной системы счисления в  другую. Порядок переводов определим  в соответствии с рисунком:

На этом рисунке использованы следующие  обозначения:

  • в кружках записаны основания систем счисления;
  • стрелки указывают направление перевода;
  • номер рядом со стрелкой означает порядковый номер соответствующего примера в сводной таблице 4.1.

Например: означает перевод из двоичной системы в шестнадцатеричную, имеющий в таблице порядковый номер 6.

Сводная таблица переводов целых чисел                                 Таблица 4.1

Как производятся арифметические операции в позиционных системах счисления?

Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны — это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом. Эти правила применимы и ко всем другим позиционным системам счисления. Только таблицами сложения и умножения надо пользоваться особыми для каждой системы [3].

Сложение

Таблицы сложения легко составить, используя Правило Счета.

Сложение  в двоичной системе                     Сложение в восьмеричной системе

 

Сложение в шестнадцатеричной  системе

 

При сложении цифры суммируются  по разрядам, и если при этом возникает  избыток, то он переносится влево.

Пример 1. Сложим числа 15 и 6 в различных системах счисления.

Шестнадцатеричная: F16+616 Ответ: 15+6=2110=101012=258=1516

Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду:

101012=24+22+20=16+4+1=21,

258=2.81+5.80=16+5=21, 1516=1.161+5.160=16+5=21.

Пример 2. Сложим числа 15, 7 и 3.

Шестнадцатеричная: F16+716+316        Ответ: 5+7+3=2510=110012=318=1916

Проверка: 110012=24+23+20=16+8+1=25,

318=3.81+1.80=24+1=25, 1916=1.161+9.160=16+9=25

 

Пример 3. Сложим числа 141,5 и 59,75.


 

 

 

Ответ: 141,5+59,75=201,2510=11001001,012=311,28=C9,416

Проверка. Преобразуем полученные суммы к десятичному виду: 11001001,012=27+26+23+20+2-2=201,25   311,28=3.82+1.81+1.80+2.8-1=201,25

C9,416=12.161+9.160+4.16-1=201,25.

Вычитание

Пример 4. Вычтем единицу из чисел 102, 108 и 1016

Пример 5. Вычтем единицу из чисел 1002, 1008 и 10016

 


 

 

Пример 6. Вычтем число 59,75 из числа 201,25.


 

 

 

Ответ: 201,2510-59,7510=141,510=10001101,12=215,48=8D,816

Проверка. Преобразуем полученные разности к десятичному виду:

10001101,12=27+23+22+20+2-1=141,5;    215,48=2.82+1.81+5.80+4.8-1=141,5;

8D,816= 8.161+D.160+8.16-1=141,5.

Умножение

Выполняя умножение многозначных чисел в различных позиционных  системах счисления, можно использовать обычный алгоритм перемножения чисел  в столбик, но при этом результаты перемножения и сложения однозначных  чисел необходимо заимствовать из соответствующих  рассматриваемой системе таблиц умножения и сложения.

Умножение в двоичной системе         Умножение в восьмеричной системе


Ввиду чрезвычайной простоты таблицы  умножения в двоичной системе, умножение  сводится лишь к сдвигам множимого  и сложениям. Пример 7. Перемножим числа 5 и 6.

Ответ: 5.6=3010=111102=368. Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду: 111102=24+23+22+21=30;368=3 81+680=30. Пример 8. Перемножим числа 115 и 51.

Ответ: 115.51=586510=10110111010012=133518.

Проверка. Преобразуем полученные произведения к десятичному виду: 10110111010012=212+210+29+27+26+25+23+20=5865;

133518=1.84+3.83+3.82+5.81+1.80=5865.

Деление

Деление в любой позиционной системе  счисления производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе. В двоичной системе деление выполняется особенно просто, ведь очередная цифра частного может быть только нулем или единицей.

Пример 9. Разделим число 30 на число 6.

Ответ: 30:6=510=1012=58.

Пример 10. Разделим число 5865 на число 115.

Восьмеричная: 133518:1638

Ответ: 5865:115=5110=1100112=638

Проверка. Преобразуем полученные частные к десятичному виду: 1100112=25+24+21+20=51;

638=6.81+3.80=51.

Пример 11. Разделим число 35 на число 14.

Восьмеричная: 438:168

Ответ: 35:14=2,510=10,12=2,48

Проверка. Преобразуем полученные частные к десятичному виду: 10,12=21+2-1=2,5; 2,48=2.80+4.8-1=2,5 [23].

Как представляются в компьютере целые  числа?

Целые числа могут представляться в компьютере со знаком или без  знака. Целые числа без знака обычно занимают в памяти компьютера один или два байта. В однобайтовом формате принимают значения от 000000002 до 111111112. В двухбайтовом формате - от 00000000 000000002 до 11111111 111111112.

 

 

Диапазоны значений целых чисел без знака

Формат числа в байтах

Диапазон

Запись с порядком

Обычная запись

1

0 ... 28-1

0 ... 255

2

0 ... 216-1

0 ... 65535


Примеры:

а) число 7210=10010002 в однобайтовом формате:

б) это же число в двухбайтовом формате:

в) число 65535 в двухбайтовом формате:

Целые числа  со знаком

Обычно занимают в памяти компьютера один, два или четыре байта, при  этом самый левый (старший) разряд содержит информацию о знаке числа [19].

Диапазоны значений целых чисел со знаком

Формат числа в байтах

Диапазон

Запись с порядком

Обычная запись

1

-27 ... 27-1

-128 ... 127

2

-215 ... 215-1

-32768 ... 32767

4

-231 ... 231-1

-2147483648 ... 2147483647


Рассмотрим особенности записи целых чисел со знаком на примере  однобайтового формата, при котором для знака отводится один разряд, а для цифр абсолютной величины - семь разрядов. В компьютерной технике применяются три формы записи (кодирования) целых чисел со знаком: прямой код, обратный код, дополнительный код.

Последние две формы применяются  особенно широко, так как позволяют  упростить конструкцию арифметико-логического  устройства компьютера путем замены разнообразных арифметических операций операцией сложения.

Информация о работе Методика использования систем счисления в базовом курсе информатики