Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:58, реферат
Целью исследования является разработка методики преподавания темы «Система счисления» в школьном курсе информатики.
Основная задача дипломной работы: формирование у учащихся навыков работы организации и проектирования учебного процесса. Разработка методического обеспечения по изучению темы «Система счисления».
ВВЕДЕНИЕ ……...………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЧИСЕЛ ..7
1.1. Исторические предпосылки развития систем счисления в разных странах ………………………..………………………………….………..……7
1.2. Роль систем счисления в истории развития компьютеров……...…....18
1.3. Вклад ученых в развитие теории чисел ………………..……..……23
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»…...……….......32
2.1. Методика преподавания темы «Системы счисления» ...……………32
2.2. Педагогические и методические особенности обучения арифметическим основам ЭВМ в базовом курсе информатики ………………………...………55
2.3. Анализ и результаты исследования ………………………...………...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………...…………………...…61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………….……………...….............63
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 …………………………………………………...….…...65
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 …………………………………………………...….…...72
Алфавит русского языка содержит 33 буквы, немецкого — 26, древнеиндийский язык деванагари имеет 50 букв, а классический греческий — 24 буквы. Самый маленький алфавит — алфавит внутреннего языка ЭВМ: в нем всего две буквы — 0 и 1 [6].
В курсе информатики решается важная образовательная задача — расширяется понятие об алфавите. Школьники должны ясно понимать, что понятие «алфавит» принадлежит не только грамматике, но и человеческой культуре в целом [11].
Можно говорить, например, об алфавите арифметики — тогда в роли «букв» выступят цифры, знаки арифметических действий, скобки и знаки арифметических отношений, а привычные формулы будут словами этого языка. Сегодня школьник и учитель могут встретиться с созданием новых алфавитов и даже новых языков.
Учителю рекомендуется расширить свои личные представления о языках, используемых в общении людей: в частности, целесообразно узнать подробности о создании такого искусственного языка, как эсперанто, и аналогичных ему.
Учителю предстоит вводить в мир своих учеников понятие об алгоритмических языках и о языках программирования. Это языки искусственные. Очень хорошо, если преподаватель сумеет провести сравнение современных искусственных очень сильно целеустремленных языков с языками типа эсперанто. Разве не будет интересно узнать его ученикам, что в эсперанто всего 16 правил и ни одного исключения. Полезно рассказать школьникам и о причинах, вызывавших изобретение искусственных языков человеческого общения, о том, что люди изобрели более 300 таких языков [8].
Несомненно, интересным в глазах учащихся будет такой факт, что язык эсперанто назван так в честь польского врача Л. Заменгофа (1859— 1917), который опубликовал свою лингвистическую систему под псевдонимом доктор Эсперанто, а язык «Ада» — современный язык программирования — назван в честь Ады Лавлейс — дочери поэта Байрона, которая одна из первых научилась писать программы.
Более широкое представление о языках в связи с тем, что общение человека с человеком в наше время дополняется общением человека с машиной, в частности с ЭВМ, становится необходимым элементом культуры, необходимым условием компьютерной грамотности [20].
Язык представления чисел: системы счисления
Подходы к раскрытию темы в учебной литературе
Тема «Системы счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел. Однако в школьном курсе математики она, как правило, не изучается. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы. Это одна из традиционных тем курса информатики или программирования. Являясь смежной с математикой, данная тема вносит вклад также и в фундаментальное математическое образование школьников.
В первом учебнике информатики [24] понятие системы счисления не упоминается совсем. Говорится лишь о том, что вся информация в компьютере представляется в двоичном виде. То же самое можно сказать и про учебник [25]. Среди учебников второго поколения наибольшее внимание системам счисления уделено в книге [14]. Этой теме посвящен отдельный параграф, где дано следующее определение «Система счисления — способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр)». В более позднем учебнике этих же авторов [13] приводится такое определение: «Способ записи чисел называется нумерацией или, по-другому, системой счисления».
Если
рассматривать систему
Среди школьных
учебников самое подробное
Методические рекомендации по изучению темы
Изучаемые вопросы:
С методической
точки зрения бывает очень эффективным
прием, когда учитель подводит учеников
к самостоятельному, пусть маленькому,
открытию. В данном случае желательно,
чтобы ученики сами подошли к
формулировке различия между позиционным
и непозиционным принципом
Первое — римское тридцать, второе — арабское триста тридцать три. И задайте вопрос: «Чем отличается принцип записи многозначных чисел?».
2.3 Анализ и результаты исследования
В рамках дипломного проекта с целью выявления оценки качества усвоения материала был проведен эксперимент.
На базе МОУ СОШ №1 с. Кизляр в 10«Б» классе, численностью в 25 ученика, был проведен урок с использованием презентации, созданной, с помощью программы Microsoft Office PowerPoint 2003, на тему: “История возникновения и развития систем счисления”. План урока дан в приложении. А в 10«В» классе, численностью в 25 ученика, на ту же тему был проведен традиционный урок.
Результаты, полученные после проведения урока, с использованием презентации, созданной, с помощью программы Microsoft Office PowerPoint 2003, в 10«Б» классе можно представить в следующем виде:
Оценку «отлично» получили 12 учеников, оценку «хорошо» - 7 учеников, оценку «удовлетворительно» - 6 учеников, оценку «неудовлетворительно» - ник-то, не получил.
Также после проведения традиционного урока, в 10«В» классе. Были получены следующие данные:
Оценку «отлично» получили 3 ученика, оценку «хорошо» - 9 учеников, оценку «удовлетворительно» - 13 учеников, оценку «неудовлетворительно» не получил никто.
Результаты сравнительного анализа полученных оценок двух классов представлены в следующей диаграмме:
Проведенный урок с использованием презентации, созданной, с помощью программы Microsoft Office PowerPoint 2003.lnk, на тему: “История возникновения и развития систем счисления”, заметно ускоряет темп урока при изучении нового материала. Школьники на уроке овладевают практическими навыками работы с программой Microsoft Office PowerPoint.
Интерес к предмету у учеников класса, в котором проводился урок с использованием презентации, выше, чем у тех, кто посетил традиционный урок.
По результатам
контрольных мероприятий и
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил гипотезу о том, что изучение темы, с использованием презентации способствует более эффективному усвоению информации учащимися, чем при традиционных методах подачи информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной задачей моей работы явилось знакомство учащихся с основными понятиями раздела "Арифметические основы ЭВМ", формирование у учащихся знаний о системах счисления.
Тема «Система счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел. Однако в школьном курсе математики она, как правило, не изучается. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления. А для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы счисления. Это одна из традиционных тем курса информатики или программирования. Являясь смежной с математикой, данная тема вносит вклад также и в фундаментальное математическое образование школьников.
Знание систем счисления в информатике (в частности, двоичной системы счисления) обеспечивает понимание способов кодирования информации, принципов сжатия и шифрования информации.
В ходе теоретического и экспериментального исследования нами получены следующие основные результаты:
Также нами проведена контрольная работа по теме "Системы счисления" и письменный опрос по тестам, которые показали следующие результаты среди двух 10-х классов, где количество учащихся составляет 54 человека: на "хор" и "отл" написали работу 80 % школьников. На основании проведенного тестирования контрольной работы можно заключить, что цель дипломной работы достигнута.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
1.1. Используя Правило Счета, запишите первые 20 целых чисел в десятичной, двоичной, троичной, пятеричной и восьмеричной системах счисления. [ Ответ ]
1.2. Какие целые числа следуют за числами:
а) 12; |
е) 18; |
п) F16; |
б) 1012; |
ж) 78; |
м) 1F16; |
в) 1112; |
з) 378; |
н) FF16; |
г) 11112; |
и) 1778; |
о) 9AF916; |
д) 1010112; |
к) 77778; |
п) CDEF16 ? |
[ Ответ ]
1.3. Какие целые числа предшествуют числам:
а) 102; |
е) 108; |
л) 1016; |
б) 10102; |
ж) 208; |
м)2016; |
в) 10002; |
з) 1008; |
н) 10016; |
г) 100002; |
и) 1108; |
о) A1016; |
д) 101002; |
к) 10008; |
п) 100016? |
[ Ответ ]
1.4. Какой цифрой заканчивается четное двоичное число? Какой цифрой
заканчивается нечетное двоичное число? Какими цифрами может заканчиваться четное троичное число? [ Ответ ]
1.5. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами:
1.6. В какой системе счисления 21+24=100? Решение. Пусть x — искомое основание системы счисления. Тогда 100x=1·x2+0·x1+0·x0, 21x=2·x1+1·x0, 24x=2·x1+4·x0. Таким образом, x2=2x+2x+5 или x2-4x-5=0. Положительным корнем этого квадратного уравнения является x=5.Ответ. Числа записаны в пятеричной системе счисления.
1.7. В какой системе счисления справедливо следующее:
Информация о работе Методика использования систем счисления в базовом курсе информатики