Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:58, реферат
Целью исследования является разработка методики преподавания темы «Система счисления» в школьном курсе информатики.
Основная задача дипломной работы: формирование у учащихся навыков работы организации и проектирования учебного процесса. Разработка методического обеспечения по изучению темы «Система счисления».
ВВЕДЕНИЕ ……...………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЧИСЕЛ ..7
1.1. Исторические предпосылки развития систем счисления в разных странах ………………………..………………………………….………..……7
1.2. Роль систем счисления в истории развития компьютеров……...…....18
1.3. Вклад ученых в развитие теории чисел ………………..……..……23
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»…...……….......32
2.1. Методика преподавания темы «Системы счисления» ...……………32
2.2. Педагогические и методические особенности обучения арифметическим основам ЭВМ в базовом курсе информатики ………………………...………55
2.3. Анализ и результаты исследования ………………………...………...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………...…………………...…61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………….……………...….............63
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 …………………………………………………...….…...65
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 …………………………………………………...….…...72
Положительные числа в прямом, обратном и дополнительном кодах изображаются одинаково - двоичными кодами с цифрой 0 в знаковом разряде. Например:
Отрицательные числа в прямом, обратном и дополнительном кодах имеют разное изображение.
1. Прямой код. В знаковый разряд помещается цифра 1, а в разряды цифровой части числа — двоичный код его абсолютной величины. Например:
2. Обратный код. Получается инвертированием всех цифр двоичного кода абсолютной величины числа, включая разряд знака: нули заменяются единицами, а единицы — нулями. Например:
3. Дополнительный код. Получается образованием обратного кода с последующим прибавлением единицы к его младшему разряду. Например:
Обычно отрицательные десятичные числа при вводе в машину автоматически преобразуются в обратный или дополнительный двоичный код и в таком виде хранятся, перемещаются и участвуют в операциях. При выводе таких чисел из машины происходит обратное преобразование в отрицательные десятичные числа [1].
Сложение и вычитание
В большинстве компьютеров
Сложение обратных кодов. Здесь при сложении чисел А и В имеют место четыре основных и два особых случая:
Например:
Получен правильный результат.
Например:
Получен правильный результат в обратном коде. При переводе в прямой код биты цифровой части результата инвертируются: 1 0000111=-710.
Например:
Компьютер исправляет полученный первоначально неправильный результат (6 вместо 7) переносом единицы из знакового разряда в младший разряд суммы.
Например:
Полученный первоначально
При сложении может возникнуть ситуация,
когда старшие разряды
Например:
Семи разрядов цифровой части числового формата недостаточно для размещения восьмиразрядной суммы (16210 = 101000102), поэтому старший разряд суммы оказывается в знаковом разряде. Это вызывает несовпадение знака суммы и знаков слагаемых, что является свидетельством переполнения разрядной сетки.
6. А и В отрицательные, сумма абсолютных величин А и В больше, либо равна 2n-1. Например:
Здесь знак суммы тоже не совпадает со знаками слагаемых, что свидетельствует о переполнении разрядной сетки [20].
Сложение дополнительных кодов. Здесь также имеют место рассмотренные выше шесть случаев:
1. А и В положительные. Здесь нет отличий от случая 1, рассмотренного для обратного кода.
2. А положительное, B отрицательное и по абсолютной величине больше, чем А.
Например:
Получен правильный результат в дополнительном коде. При переводе в прямой код биты цифровой части результата инвертируются, и к младшему разряду прибавляется единица: 1 0000110+1=1 0000111=-710.
3. А положительное, B отрицательное и по абсолютной величине меньше, чем А.
Например:
Получен правильный результат. Единицу переноса из знакового разряда компьютер отбрасывает.
Например:
Получен правильный результат в дополнительном коде. Единицу переноса из знакового разряда компьютер отбрасывает.
Случаи переполнения для дополнительных кодов рассматриваются по аналогии со случаями 5 и 6 для обратных кодов.
Сравнение рассмотренных форм кодирования целых чисел со знаком показывает:
Умножение и деление
Во многих компьютерах умножение производится как последовательность сложений и сдвигов. Для этого в АЛУ имеется регистр, называемый накапливающим сумматором, который до начала выполнения операции содержит число ноль. В процессе выполнения операции в нем поочередно размещаются множимое и результаты промежуточных сложений, а по завершении операции — окончательный результат. Другой регистр АЛУ, участвующий в выполнении этой операции, вначале содержит множитель. Затем по мере выполнения сложений содержащееся в нем число уменьшается, пока не достигнет нулевого значения.
Для иллюстрации умножим 1100112 на 1011012.
Деление для компьютера является трудной операцией. Обычно оно реализуется путем многократного прибавления к делимому дополнительного кода делителя [12].
Система вещественных чисел в математических вычислениях предполагается непрерывной и бесконечной, т.е. не имеющей ограничений на диапазон и точность представления чисел. Однако в компьютерах числа хранятся в регистрах и ячейках памяти с ограниченным количеством разрядов. Вследствие этого система вещественных чисел, представимых в машине, является дискретной (прерывной) и конечной.
При написании вещественных чисел
в программах вместо привычной запятой
принято ставить точку. Для отображения
вещественных чисел, которые могут
быть как очень маленькими, так
и очень большими, используется форма
записи чисел с порядком основания
системы счисления. Например, десятичное
число 1.25 в этой форме можно представить
так: 1.25.100=0.125.101=0.0125.102=
Любое число N в системе счисления с основанием q можно записать в виде N=M.qp, где M — множитель, содержащий все цифры числа (мантисса), а p — целое число, называемое порядком. Такой способ записи чисел называется представлением числа с плавающей точкой.
Если "плавающая" точка расположена в мантиссе перед первой значащей цифрой, то при фиксированном количестве разрядов, отведённых под мантиссу, обеспечивается запись максимального количества значащих цифр числа, то есть максимальная точность представления числа в машине. Из этого следует:
Мантисса должна быть правильной дробью, у которой первая цифра после точки (запятой в обычной записи) отлична от нуля: 0.12<=|M|<1. Если это требование выполнено, то число называется нормализованным.
Мантиссу и порядок q-ичного числа
принято записывать в системе с основанием
q, а само основание — в десятичной системе.
Примеры нормализованного представления:
Десятичная система 753.15=0.75315.103,
Двоичная система -101.01=-0.10101.211(порядок
112=310)-0.000034=-0.34.10-4,
0.000011=0.11.2-100(порядок-
Вещественные числа в
Здесь порядок n-разрядного нормализованного числа задается в так называемой смещенной форме: если для задания порядка выделено k разрядов, то к истинному значению порядка, представленного в дополнительном коде, прибавляют смещение, равное (2k-1—1). Например, порядок, принимающий значения в диапазоне от —128 до +127, представляется смещенным порядком, значения которого меняются от 0 до 255. Использование смещенной формы позволяет производить операции над порядками, как над без знаковыми числами, что упрощает операции сравнения, сложения и вычитания порядков, а также упрощает операцию сравнения самих нормализованных чисел. Чем больше разрядов отводится под запись мантиссы, тем выше точность представления числа. Чем больше разрядов занимает порядок, тем шире диапазон от отличного наименьшего от нуля числа до наибольшего числа, представимого в машине при заданном формате [18].
Стандартные форматы представления вещественных чисел:
1) одинарный— 32-разрядное нормализованное число со знаком, 8-разрядным смещенным порядком и 24-разрядной мантиссой (старший бит мантиссы, всегда равный 1, не хранится в памяти, и размер поля, выделенного для хранения мантиссы, составляет только 23 разряда).
2) двойной— 64-разрядное нормализованное число со знаком, 11-разрядным смещенным порядком и 53-разрядной мантиссой (старший бит мантиссы не хранится, размер поля, выделенного для хранения мантиссы, составляет 52 разряда).
3) расширенный— 80-разрядное число со знаком, 15- разрядным смещенным порядком и 64-разрядной мантиссой. Позволяет хранить ненормализованные числа.
Следует отметить, что вещественный формат с m-разрядной мантиссой позволяет абсолютно точно представлять m-разрядные целые числа, т. е. любое двоичное целое число, содержащее не более m разрядов, может быть без искажений преобразовано в вещественный формат [21].
К началу выполнения арифметического действия операнды операции помещаются в соответствующие регистры АЛУ.
При сложении и вычитании сначала производится подготовительная операция, называемая выравниванием порядков.
В процессе выравнивания порядков мантисса числа с меньшим порядком сдвигается в своем регистре вправо на количество разрядов, равное разности порядков операндов. После каждого сдвига порядок увеличивается на единицу.
В результате выравнивания порядков
одноименные разряды чисел
Пример 1. Сложить двоичные нормализованные числа 0.10111.2-1 и 0.11011.210. Разность порядков слагаемых здесь равна трем, поэтому перед сложением мантисса первого числа сдвигается на три разряда вправо:
Пример 2. Выполнить вычитание двоичных нормализованных чисел 0.10101.210 и 0.11101.21. Разность порядков уменьшаемого и вычитаемого здесь равна единице, поэтому перед вычитанием мантисса второго числа сдвигается на один разряд вправо:
Результат получился не нормализованным, поэтому его мантисса сдвигается влево на два разряда с соответствующим уменьшением порядка на две единицы: 0.1101.20[28].
При умножении двух нормализованных чисел их порядки складываются, а мантиссы перемножаются.
Пример 3. Выполнить умножение двоичных нормализованных чисел:
(0.11101.2101).(0.1001.211)=(
При делении двух нормализованных чисел из порядка делимого вычитается порядок делителя, а мантисса делимого делится на мантиссу делителя. Затем в случае необходимости полученный результат нормализуется.
Пример 4. Выполнить деление двоичных нормализованных чисел:
0.1111.2100:0.101.211=(0.1111:
Использование представления чисел
с плавающей точкой существенно
усложняет схему арифметико-
2.2 Педагогические и методические особенности обучения арифметическим основам ЭВМ в базовом курсе информатики
Алфавитный способ представления информации
Современный отечественный курс информатики строится с учетом того, что во всех информационных процессах, с которыми школьники знакомятся, информация передается только с помощью дискретных сигналов. Это означает, что в школьной информатике, как правило, изучается алфавитный способ представления информации.
Учитель рассказывает, что алфавитный способ записи информации известен давно. Множество народностей на Земле имеют языки, построенные по алфавитному принципу. Всякая информация в таких языках записывается в виде слов, составленных из букв и символов алфавита, и в виде предложений, составленных из слов [8].
Информация о работе Методика использования систем счисления в базовом курсе информатики