Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа
Цель исследования - разработать методические рекомендации для учителей по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
- Выделить методы, приёмы, средства и формы обучения для реализации данной проблемы.
- Изучить методики проведения нетрадиционных уроков;
- Разработать методические рекомендации учителям по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
- Разработать практические задания к урокам информатики.
- Обработать полученные результаты.
- Провести анализ полученных результатов.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы……………………………... 6
1.1. Урок. Классификация уроков.…………………………………... 6
1.2. Нетрадиционные уроки………………………………………….. 14
Выводы по I главе......................................................................................... 34
Глава II. Опытно-практическая часть………………………………… 37
2.1. Методические рекомендации по подготовки и проведению
нетрадиционного урока информатики……………………………… 37
Выводы по II главе………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………….….. 46
Список литературы……………………………………………………….... 49
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Новороссийский социально-педагогический колледж»
Краснодарского края
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики
Автор: Николаев Дмитрий Иванович
Курс 5 группа И-5
Специальность 0500202
«Информатика»
Научный руководитель: Моисеенков В.Н.
Рецензент: Мухаметчина О.Х.
Новороссийск, 2011
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Теоретическое обоснование темы……………………………... |
6 |
1.1. Урок. Классификация уроков.…………………………………... |
6 |
1.2. Нетрадиционные уроки………………………… |
14 |
Выводы по I главе......................... |
34 |
Глава II. Опытно-практическая часть………………………………… |
37 |
2.1. Методические рекомендации по подготовки и проведению нетрадиционного урока информатики……………………………… |
37 |
Выводы по II главе………………………………………………………… |
45 |
Заключение…………………………………………………… |
46 |
Список литературы………………………………… |
49 |
Введение
Актуальность исследования. Современный этап развития среднего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели
На рубеже 90-х годов в школе, как и во всем государстве, стали проявляться признаки кризиса и застоя. Они обнаруживались в падении интереса школьников к учебе, в упадке дисциплины и требовательности к детям, в научной необоснованности и перегруженности программ, в закостенелости форм и методов обучения и т.д. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса обучающихся к учебному труду.
В связи с этим большой интерес представляет изучение влияния нетрадиционных форм урока на развитие учебной мотивации учащихся.
Поэтому тема нашего исследования достаточно актуальна.
Объект исследования – процесс обучения информатике в средней школе.
Предмет исследования - нетрадиционные уроки и их влияние на повышение учебной мотивации учащихся.
Цель исследования - разработать методические рекомендации для учителей по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
Гипотеза - повышение учебной мотивации учащихся будет эффективным, если:
1. Нетрадиционные уроки дополняют традиционные уроки, расширяют представления о возможностях информатики;
2. Нетрадиционные уроки выступают средством повышения интереса и активности учащихся;
3. Нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.
Задачи исследования:
Методы исследования:
теоретические:
-теоретический анализ
научной литературы по
- изучение передового педагогического опыта.
практические:
-разработка методических рекомендаций по подготовке и проведению нетрадиционных уроков;
В своей работе мы опирались на работы таких учёных как Подласый И. П., М.И. Махмутов, Б.П Есипов, Н.И. Болдырев, Г.И. Щукина, В.А. Онищук.
Этапы исследования:
На первом этапе исследования был проведён: анализ научной, методической литературы, подбор материала, изучение периодической литературы.
На втором этапе исследования - анализ и обобщение полученных результатов, их обработка и написание теоретических выводов.
На третьем этапе исследования – разработка рекомендаций по подготовке и проведению нетрадиционных уроков, кроссвордов, ребусов.
На четвёртом этапе
Практическая значимость исследования. Проведённое исследование позволило выявить уровень развития данной проблемы и определить значимость нетрадиционных уроков как средства развития мотивации учащих в обучении информатики. Предложенный теоретический и практический материал может быть использован как учителями информатики так и студентами колледжа.
Глава 1. Теоретическое обоснование темы
1.1. Мотивация учебной деятельности и её формирование
Чтобы правильно оценить действие ученика необходимо понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения их и тех же целей.
А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель – это предвиденный результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив – побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащиеся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться – это его обязательность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположит теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не следуешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив «получить возможность погулять». В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получит хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий
Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждается не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями. Учения рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчивая и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это – наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как такова, а лишь то, что с ней связано.
Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).
Принято различать две большие группы учебных мотивов:
Содержательными характеристиками мотивов являются:
Динамические характеристики мотивов:
Формы выражения мотивов учения должны находится в поле зрения учителя, и не менее важны, чем анализ внутренних, содержательных особенностей мотивов.
Как изучить мотивацию учеников? По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:
Косвенно об учебной
мотивации свидетельствует
Информация о работе Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики