Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа
Цель исследования - разработать методические рекомендации для учителей по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
- Выделить методы, приёмы, средства и формы обучения для реализации данной проблемы.
- Изучить методики проведения нетрадиционных уроков;
- Разработать методические рекомендации учителям по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
- Разработать практические задания к урокам информатики.
- Обработать полученные результаты.
- Провести анализ полученных результатов.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы……………………………... 6
1.1. Урок. Классификация уроков.…………………………………... 6
1.2. Нетрадиционные уроки………………………………………….. 14
Выводы по I главе......................................................................................... 34
Глава II. Опытно-практическая часть………………………………… 37
2.1. Методические рекомендации по подготовки и проведению
нетрадиционного урока информатики……………………………… 37
Выводы по II главе………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………….….. 46
Список литературы……………………………………………………….... 49
Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, побуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность, самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создания условий для проявления их способностей.
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных знаний, выбор жизненного пути и др.
Формирование мотивации.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.
Сильный внутренний мотив – познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Макова) считают, что для формирования познавательного теоретического интереса, немало знание имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям:
Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов.
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика.
Тщательный психологический анализ влияния оценки на его личность и отношение к учению мы находим в работе Б.Г. Ананьева «Психология педагогической оценки». Автор рассматривает оценку знаний во время опроса. Эту оценку он называет парциальной. Ананьев считал, что она информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражает мнение учителя о нем. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимулирующей силой. Ананьев Б.Г. объединяет все оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные.
К исходным оценкам относится:
К отрицательным оценкам относятся замечание, отрицание, порицание.
К положительным оценкам – согласие, одобрение, ободрение.
Каждый вид оценки определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося. Так, отсутствие оценки дезориентирует его, заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценке, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка. При систематическом ее применении может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса.
Словесные подкрепления различного рода, например, такие как оценка, поощрение, порицание, являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность. Все исследователи приходят к выводу, что этим воздействиями следует пользоваться очень осторожно, тонко, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, так как они влияют не только на ситуативные мотивы учебной деятельности, но при длительном использовании формируют также самооценку учащихся и ряд других особенностей личности.
Роль мотивации в обучении
Первым этапом учебной деятельности, влияющим на весь дальнейший ее ход и результаты, является мотивация. Поэтому при обучении информатики очень важно осуществлять учет индивидуальных особенностей учащихся.
Как известно из психологии, мотивы учебной деятельности делятся на:
При конструировании этапа мотивации, прежде всего, следует определить их характер (обращенность к школьным предметам) и направленность. Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может, проявляется либо к научно – теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.
По характеру познавательные интересы делятся на:
Рассмотрим более подробно, каким должно быть содержание учебных материалов, используемых на этапе мотивации, чтобы удовлетворить различным характерам и направленностям познавательных интересов школьников.
Если у учащихся наблюдается
стержневой интерес к информатике,
то на этапе мотивации можно
Учащиеся, более других интересующиеся науками, с удовольствием решают задачи, требующие разнообразных естественно научных знаний.
При наличии, у ученика широко познавательного интереса, то на этапе мотивации ему можно предложить как задачи, сюжет которых взят из отдельных интересующих его областей, так и задачи меж предметного характера.
Но если интерес к информатике аморфен или вовсе отсутствует, то полезно использовать задания, привлекающие как своей фабулой, так и необычностью способы решения, который показывает преимущества математических методов над обыденными, житейскими методами.
Опыт преподавания, основанного на учете индивидуальных особенностей познавательного интереса школьников, позволяет утверждать, что для реализации подхода к учащимся на этапе мотивации не обойтись без сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Также необходимо включать мотивационные задания в содержание домашних заданий, предшествующих уроку по изучению новой темы. Выполнение индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволит сформировать у всего класса в целом положительный мотив изучения нового математического содержания. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для того, чтобы предмет заинтересовал учеников, он должен быть связан с чем – либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Прежде, чем призвать ученика, к какой – либо деятельности, надо заинтересовать его ею. Поэтому и целесообразно иногда использовать нетрадиционные формы организации обучения на уроках. Они больше заинтересовывают учащихся, чем обычный урок. Такие формы уроков повышают мотивацию учеников, т.е. будят эмоции, интерес, желание действовать активно, с полной отдачей сил.
1.2. Нетрадиционные уроки
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока (НФУ). Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка.
Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.
Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.).
Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать НФУ как формы интерактивного обучения или учебные занятия в «режиме интерактива» (от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).
По определению Л.В.Жаровой «Нетрадиционные уроки - это уроки, которые по целям, по форме организации, по методам и содержанию отличаются от обычных уроков»
И.П. Подласый дает следующее
определение «Нетрадиционный
На наш взгляд, нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель - ученик.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков видов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения. Формы и виды нетрадиционных уроков обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Нетрадиционные формы и виды уроков
п/п |
Нетрадиционные формы уроков |
Вид нетрадиционного урока |
1. |
Уроки в форме соревнования и игр |
конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. |
2. |
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике |
исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж. |
3. |
Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала |
урок мудрости, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать». |
4. |
Уроки, напоминающие публичные формы общения |
пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал. |
5. |
Уроки, опирающиеся на фантазию |
урок-сказка, урок-сюрприз, урок-проект |
6. |
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций |
суд, следствие, трибунал, патентное бюро, конструкторское бюро, ученый Совет. |
7. |
Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: |
КВН, «следствие ведут знатоки», «посиделки», «клуб знатоков». |
8. |
Интегрированные уроки |
Информатика-математика, информатика-география, информатика-ИЗО, информатика-история и т.д. |
9. |
Трансформация традиционных способов организации урока: |
лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, Интернет-урок, защита проектов, интерактивный урок. |
Для выяснения отличий нетрадиционного урока от традиционного, рассмотрим таблицы: «Традиционные и нетрадиционные уроки « и «Соотношение традиционных и нетрадиционных форм урока», составленные Г.К. Селевко.
Таблица 2
Традиционные и нетрадиционные формы урока
Элементы |
Традиционный урок |
Нетрадиционный урок |
Концептуальная основа |
Субъект – объективные взаимодействия в системе учитель – ученик |
Субъект – субъектные позиции в системе учитель – ученик |
Содержательная часть | ||
Цели |
Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами |
Развитие личности учащихся |
Содержание учебного материала |
Изучаемый материал соответствует
содержанию учебного предмета, информация
носит преимущественно |
Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности |
Процессуальная часть | ||
Организация учебного процесса |
Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование |
|
Методы и формы учебной деятельности школьников |
Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение |
Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование |
Методы и формы работы учителя |
Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников |
Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: метод прямого доступа, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося |
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала |
Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках |
Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности |
Диагностика учебного процесса |
Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся |
Учитель – координатор,
приоритет стимулирующий Рефлексивная деятельность учителя и учащихся |
Информация о работе Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики