Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - разработать методические рекомендации для учителей по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
- Выделить методы, приёмы, средства и формы обучения для реализации данной проблемы.
- Изучить методики проведения нетрадиционных уроков;
- Разработать методические рекомендации учителям по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
- Разработать практические задания к урокам информатики.
- Обработать полученные результаты.
- Провести анализ полученных результатов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы……………………………... 6
1.1. Урок. Классификация уроков.…………………………………... 6
1.2. Нетрадиционные уроки………………………………………….. 14
Выводы по I главе......................................................................................... 34
Глава II. Опытно-практическая часть………………………………… 37
2.1. Методические рекомендации по подготовки и проведению
нетрадиционного урока информатики……………………………… 37
Выводы по II главе………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………….….. 46
Список литературы……………………………………………………….... 49

Файлы: 1 файл

полный диплом НИКОЛАЕВ.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому в научной  литературе существуют различные подходы  к определению нетрадиционных уроков. На наш взгляд, нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель – ученик. Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков видов нетрадиционных уроков.

И мы выяснили, что термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные фрагменты: подготовку и проведение урока; структуру урока; взаимоотношение и распределение  ролей и обязанностей между учителями  и учениками; подбор и критерии оценки учебных материалов; методику оценки деятельности учащихся; анализ урока.

Были выявлены: признаки нетрадиционного урока, соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков их достоинства и недостатки, и на основе этого анализа сформулированы отличия нетрадиционного  урока от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока. Мы предлагаем некоторые подходы, которые позволяют по-новому использовать педагогический опыт в организации нестандартных уроков информатики.

Один из эффективных  способов организации нестандартного урока информатики — «разборка» его на детали, Понять главное в нетрадиционном уроке информатики помогают следующие принципы, которые задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения:

1) Отказ от шаблона  в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2) Максимальное вовлечение  учащихся класса в активную  деятельность на уроке. Различные  формы групповой работы на  уроке. 

3) Не развлекательность,  а занимательность и увлечение  как основа эмоционального тона  урока.

4) Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5) Развитие функции  общения на уроке как условие  обеспечения взаимопонимания, побуждения  к действию, ощущение эмоционального  удовлетворения.

6) «Скрытая» (педагогически  целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7) Использование оценки  в качестве формирующего (а не  только результирующего инструмента).

Выяснили, что различают мотивы понимаемые и реально действующие и выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения: отрицательная мотивация и имеющая положительный характер которая в свою очередь выступает в двух формах. В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями. Во втором форма мотивации определяется узколичными мотивами: поэтому зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации.

Принято различать две  большие группы учебных мотивов: познавательные и социальные мотивы. А уже познавательные мотивы включают в себя: широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования.

А.К. Маркова описывает  две группы психологических характеристик  познавательных и социальных мотивов. Были выявлены методы изучения мотивации. Сильный внутренний мотив – познавательный интерес.  Для формирования познавательного теоретического интереса, немало значение имеет характер учебной деятельности.

Каждый вид оценки определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося. Мы выяснили типы оценок: исходные, отрицательные, положительные. И сделали вывод, что каждый вид оценки определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося.

Первым этапом учебной  деятельности, влияющим на весь дальнейший ее ход и результаты, является мотивация.  При обучении информатики очень важно осуществлять учет индивидуальных особенностей учащихся.

Также при конструировании  этапа мотивации, прежде всего, следует  определить их характер и направленность. Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может, проявляется либо к научно – теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.

Опыт преподавания, основанного  на учете индивидуальных особенностей познавательного интереса школьников, позволяет утверждать, что для реализации подхода к учащимся на этапе мотивации не обойтись без сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Такие формы уроков повышают мотивацию учеников, т.е. будят эмоции, интерес, желание действовать активно, с полной отдачей сил.

Глава II. Опытно-практическая  часть

 

 

 

2.1. Методические рекомендации к проведению нетрадиционных уроков информатики

 

 

Актуализация творческого  потенциала учащихся в сознании учителя.

Анализируются особенности  учеников того класса, в котором будет проводиться нестандартный урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих подобных уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.

Учитель вырабатывает собственное  личностное отношение к проблематике темы. С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями, книгами  и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны как учителю, так и ученикам. Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке индивидуальные подходы их авторов, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников.

  1. Определение смысла нестандартного урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу. Важно учесть, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть различен. Полезно иметь представление о направленности индивидуальной подготовке учеников, об их интересах в изучаемой области.

Разрабатывается идея урока, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируется одно или несколько открытых заданий, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуальность. Отбирается такой материал и такие средства, методы и формы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой они будут действовать.

Рекомендации по проведению нетрадиционных уроков.

1. Нетрадиционные уроки  следует использовать как итоговые  при обобщении и закреплении  знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение  к подобным формам организации  учебного процесса нецелесообразно,  так как это может привести  к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку  должна предшествовать тщательная  подготовка и в первую очередь  разработка системы конкретных  целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм  нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся; 

5. При проведении нетрадиционных  уроков руководствоваться принципом  «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Нетрадиционные формы  проведения уроков дают возможность  не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так  же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Были выявлены:  признаки нетрадиционного урока, соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков их достоинства и недостатки, и на основе этого анализа сформулированы отличия нетрадиционного урока от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.

Мы предлагаем некоторые подходы, которые позволяют по-новому использовать педагогический опыт в организации нестандартных уроков информатики.

Один из эффективных  способов организации нестандартного урока информатики — «разборка» его на детали, Понять главное в нетрадиционном уроке информатики помогают следующие принципы, которые задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения:

1) Отказ от стандартного шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2) Максимальное вовлечение  учащихся класса в активную  деятельность на уроке. Различные  формы групповой работы на  уроке. 

3) Не развлекательность,  а занимательность и увлечение  как основа эмоционального тона урока.

4) Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5) Развитие функции  общения на уроке как условие  обеспечения взаимопонимания, побуждения  к действию, ощущение эмоционального  удовлетворения.

6) «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7) Использование оценки  в качестве формирующего (а не  только результирующего инструмента).

 

 

Общие рекомендации по использованию занимательных  материалов:

  • Во-первых, важно определить место занимательности в изучении раздела, темы, в структуре конкретного урока;
  • во-вторых, выделить ее направленность (мотивация, актуализация знаний, отработка понятийной базы, контроль и т. д.);
  • в-третьих, определить, как она согласуется с намеченными целями урока;
  • в-четвертых, понять, соответствует ли занимательный материал уровню подготовленности учащихся.

Тема урока: «Возможности текстового редактора».

Класс:  9 «_________»

Вид урока: урок - игра

Тип урока: урок-повторение с использованием игровой технологии.

Цели урока:

Обобщение и  систематизация изученного материала  по теме:

«Возможности текстового редактора».

2. Проверить качество  знаний.

3. Развить навыки работы  в коллективе, группе.

4. Развитие интеллекта  школьника, самостоятельности, мышления, творческих способностей.

Задачи:

Обучающая: формирование умения использовать возможности текстового редактора, и умения распечатывать  на принтере.

Развивающая: развивать  навыки работы за компьютером.

Воспитывающая: воспитать умение жить и работать в группах, нести ответственность перед всеми членами коллектива.

Методы и приемы: исследовательский;

Нетрадиционная форма  опроса;

Задачи исследовательского характера.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, способов деятельности.

Форма урока: урок – путешествие.

Оборудование: бланки тестов, карта города «Текстология», станции: «Формат», «Редактор», «Таблица», «Рисунок», листы-маршруты, карточки «Касса», карточки с заданиями.

Литература:

1. Информатика Базовый  курс.7-9 класс./И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков – 2-е изд., - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

2. Преподавание базового  курса информатики в средней  школе: Методическое пособие/  И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина.-М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2006.

3. Задачник-практимум по информатике: Учебное пособие для 7-11 кл. Под ред. И.Г. Семакина - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Ход урока.

I Организационный  момент

(2-3 минуты) Приветствие  учителя и учеников. Здравствуйте, садитесь.

Учащиеся рассаживаются  за парты так, как разделились заранее на команды.

Учитель: Все готовы? Проверяем  готовность рабочих мест.

II Объяснение  целей и задач урока.

(2 минуты) (В начале урока учитель объясняет правила игры-путешествия. Дети заранее делятся на команды по 4 человека)

Сегодня мы подведем итог тому, что вы узнали на уроках информатики про возможности текстового редактора. Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок- путешествие к городу «Текстология». Мы с вами изучили возможности текстового редактора. А теперь представьте, что где-то на свете есть город Текстология. План, по которому вы можете добраться до этого города, представлен на доске.

Ваша цель – набрать  наибольшее количество баллов при преодолении  препятствий, которые будут ждать  вас на вашем пути.

Актуализация знаний – индивидуальный опрос.

(5 минут) И вот первое препятствие: (учитель раздает бланки с тестами каждому ученику, а в это время готовит с обратной стороны доски правильные ответы на тест) (3 минуты + 2 минуты на самопроверку) После самопроверки учащиеся ставят за правильный ответ 1 балл, и суммирует общее количество баллов, а потом суммируется общекомандное количество баллов, далее записывается в маршрутный лист.

Информация о работе Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики