Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:22, дипломная работа
Цель исследования - разработать методические рекомендации для учителей по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
- Выделить методы, приёмы, средства и формы обучения для реализации данной проблемы.
- Изучить методики проведения нетрадиционных уроков;
- Разработать методические рекомендации учителям по подготовке и проведению нетрадиционных уроков информатики.
- Разработать практические задания к урокам информатики.
- Обработать полученные результаты.
- Провести анализ полученных результатов.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава I. Теоретическое обоснование темы……………………………... 6
1.1. Урок. Классификация уроков.…………………………………... 6
1.2. Нетрадиционные уроки………………………………………….. 14
Выводы по I главе......................................................................................... 34
Глава II. Опытно-практическая часть………………………………… 37
2.1. Методические рекомендации по подготовки и проведению
нетрадиционного урока информатики……………………………… 37
Выводы по II главе………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………….….. 46
Список литературы……………………………………………………….... 49
Поэтому в научной литературе существуют различные подходы к определению нетрадиционных уроков. На наш взгляд, нетрадиционные уроки - это уроки, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а так же по характеру взаимоотношений учитель – ученик. Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков видов нетрадиционных уроков.
И мы выяснили, что термин
«нетрадиционная форма урока» включает
в себя нетрадиционные фрагменты: подготовку
и проведение урока; структуру урока;
взаимоотношение и
Были выявлены: признаки нетрадиционного урока, соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков их достоинства и недостатки, и на основе этого анализа сформулированы отличия нетрадиционного урока от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока. Мы предлагаем некоторые подходы, которые позволяют по-новому использовать педагогический опыт в организации нестандартных уроков информатики.
Один из эффективных способов организации нестандартного урока информатики — «разборка» его на детали, Понять главное в нетрадиционном уроке информатики помогают следующие принципы, которые задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения:
1) Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2) Максимальное вовлечение
учащихся класса в активную
деятельность на уроке.
3) Не развлекательность,
а занимательность и увлечение
как основа эмоционального
4) Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5) Развитие функции
общения на уроке как условие
обеспечения взаимопонимания,
6) «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7) Использование оценки
в качестве формирующего (а не
только результирующего
Выяснили, что различают мотивы понимаемые и реально действующие и выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения: отрицательная мотивация и имеющая положительный характер которая в свою очередь выступает в двух формах. В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями. Во втором форма мотивации определяется узколичными мотивами: поэтому зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации.
Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные и социальные мотивы. А уже познавательные мотивы включают в себя: широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования.
А.К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. Были выявлены методы изучения мотивации. Сильный внутренний мотив – познавательный интерес. Для формирования познавательного теоретического интереса, немало значение имеет характер учебной деятельности.
Каждый вид оценки определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося. Мы выяснили типы оценок: исходные, отрицательные, положительные. И сделали вывод, что каждый вид оценки определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося.
Первым этапом учебной деятельности, влияющим на весь дальнейший ее ход и результаты, является мотивация. При обучении информатики очень важно осуществлять учет индивидуальных особенностей учащихся.
Также при конструировании этапа мотивации, прежде всего, следует определить их характер и направленность. Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может, проявляется либо к научно – теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.
Опыт преподавания, основанного на учете индивидуальных особенностей познавательного интереса школьников, позволяет утверждать, что для реализации подхода к учащимся на этапе мотивации не обойтись без сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Такие формы уроков повышают мотивацию учеников, т.е. будят эмоции, интерес, желание действовать активно, с полной отдачей сил.
Глава II. Опытно-практическая часть
2.1. Методические рекомендации к проведению нетрадиционных уроков информатики
Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя.
Анализируются особенности учеников того класса, в котором будет проводиться нестандартный урок. Вспоминаются наиболее удачные элементы предыдущих подобных уроков. Вживаясь в состояние учеников, учитель чувственно и мысленно ощущает их действия в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.
Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы. С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Отыскиваются проблемы, которые интересны как учителю, так и ученикам. Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке индивидуальные подходы их авторов, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников.
Разрабатывается идея урока, которая обуславливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируется одно или несколько открытых заданий, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуальность. Отбирается такой материал и такие средства, методы и формы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой они будут действовать.
Рекомендации по проведению нетрадиционных уроков.
1. Нетрадиционные уроки
следует использовать как
2. Слишком частое обращение
к подобным формам организации
учебного процесса
3. Нетрадиционному уроку
должна предшествовать
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5. При проведении нетрадиционных
уроков руководствоваться
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Были выявлены: признаки нетрадиционного урока, соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков их достоинства и недостатки, и на основе этого анализа сформулированы отличия нетрадиционного урока от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре урока; по взаимоотношениям и распределении ролей и обязанностей между учителем и учениками; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности учащихся; по структуре анализа урока.
Мы предлагаем некоторые подходы, которые позволяют по-новому использовать педагогический опыт в организации нестандартных уроков информатики.
Один из эффективных способов организации нестандартного урока информатики — «разборка» его на детали, Понять главное в нетрадиционном уроке информатики помогают следующие принципы, которые задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения:
1) Отказ от стандартного шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2) Максимальное вовлечение
учащихся класса в активную
деятельность на уроке.
3) Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4) Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5) Развитие функции
общения на уроке как условие
обеспечения взаимопонимания,
6) «Скрытая» (педагогически целес
7) Использование оценки
в качестве формирующего (а не
только результирующего
Общие рекомендации по использованию занимательных материалов:
Тема урока: «Возможности текстового редактора».
Класс: 9 «_________»
Вид урока: урок - игра
Тип урока: урок-повторение с использованием игровой технологии.
Цели урока:
Обобщение и систематизация изученного материала по теме:
«Возможности текстового редактора».
2. Проверить качество знаний.
3. Развить навыки работы в коллективе, группе.
4. Развитие интеллекта школьника, самостоятельности, мышления, творческих способностей.
Задачи:
Обучающая: формирование умения использовать возможности текстового редактора, и умения распечатывать на принтере.
Развивающая: развивать навыки работы за компьютером.
Воспитывающая: воспитать умение жить и работать в группах, нести ответственность перед всеми членами коллектива.
Методы и приемы: исследовательский;
Нетрадиционная форма опроса;
Задачи исследовательского характера.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, способов деятельности.
Форма урока: урок – путешествие.
Оборудование: бланки тестов, карта города «Текстология», станции: «Формат», «Редактор», «Таблица», «Рисунок», листы-маршруты, карточки «Касса», карточки с заданиями.
Литература:
1. Информатика Базовый курс.7-9 класс./И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков – 2-е изд., - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
2. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/ И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
3. Задачник-практимум по информатике: Учебное пособие для 7-11 кл. Под ред. И.Г. Семакина - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Ход урока.
I Организационный момент
(2-3 минуты) Приветствие учителя и учеников. Здравствуйте, садитесь.
Учащиеся рассаживаются за парты так, как разделились заранее на команды.
Учитель: Все готовы? Проверяем готовность рабочих мест.
II Объяснение целей и задач урока.
(2 минуты) (В начале урока учитель объясняет правила игры-путешествия. Дети заранее делятся на команды по 4 человека)
Сегодня мы подведем итог тому, что вы узнали на уроках информатики про возможности текстового редактора. Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок- путешествие к городу «Текстология». Мы с вами изучили возможности текстового редактора. А теперь представьте, что где-то на свете есть город Текстология. План, по которому вы можете добраться до этого города, представлен на доске.
Ваша цель – набрать наибольшее количество баллов при преодолении препятствий, которые будут ждать вас на вашем пути.
Актуализация знаний – индивидуальный опрос.
(5 минут) И вот первое препятствие: (учитель раздает бланки с тестами каждому ученику, а в это время готовит с обратной стороны доски правильные ответы на тест) (3 минуты + 2 минуты на самопроверку) После самопроверки учащиеся ставят за правильный ответ 1 балл, и суммирует общее количество баллов, а потом суммируется общекомандное количество баллов, далее записывается в маршрутный лист.
Информация о работе Нетрадиционные формы уроков в базовом курсе информатики